16-10-2023
Контакт | |
Contact | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
148 мин. |
Бюджет |
90 млн. $ |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0118884 |
«Контакт» (англ. Contact) — научно-фантастический фильм 1997 года режиссёра Роберта Земекиса по одноимённому роману Карла Сагана. Лауреат премии «Хьюго» 1998.
Содержание |
Элли Эрроуэй, рано лишившаяся родителей, всю свою жизнь посвятила науке. Элли становится участницей проекта ПВР (поиск внеземного разума), прослушивая радиодиапазон в поисках сигналов внеземных цивилизаций. Все попытки бесплодны и будущее её проекта оказывается под угрозой: начисто лишённые какого-либо воображения и любопытства чиновники настаивают на том, чтобы она занялась чем-то более практичным, и отказываются его финансировать. Элли отчаивается найти поддержку, но неожиданно получает помощь от эксцентричного миллионера С. Р. Хэддена.
Многолетние поиски дают результат — Элли улавливает долгожданный сигнал из космоса. Последовательность чисел, которая имеет несомненно искусственное происхождение (простые числа), исходит, предположительно, от звезды Вега. Расшифровка сигнала, с которой опять-таки помог С. Р. Хэдден, показывает, что в сигнале, помимо прочего, содержится описание технического устройства. Назначение его непонятно, но внутри задумано место на одного человека.
Мировое сообщество принимает решение изготовить устройство, стоимостью в несколько сотен миллиардов долларов и испытать. Первая попытка проходит неудачно, испытатель и само устройство гибнет от рук лидера террористической группы. Вторым испытателем становится Элли.
После запуска устройства Элли отправляется в путешествие по системе кротовых нор и переносится, вероятно, на планету в иной звёздной системе. Очнувшись там на берегу моря, она встречает представителя иной цивилизации, который выбрал образ её покойного отца. Оглянувшись вокруг, героиня понимает, что эта местность воссоздана инопланетным разумом в её сознании по образу рисунка, нарисованного ею в детстве. Инопланетянин говорит ей, что устройство позволяет организовать систему межзвёздных путей сообщения и Земля отныне становится членом сообщества цивилизаций вселенной.
Элли возвращается назад и приходит в себя на Земле. С точки зрения сторонних наблюдателей с ней после запуска установки ничего не произошло и Землю её тело не покидало. Элли оказывается в парадоксальной ситуации. Будучи учёным, она с точки зрения строгой науки никак не может подтвердить свои слова.
Расследование сенатским комитетом последствий испытаний приводит к неожиданным результатам. Подозревается, что Хэдден подделал внеземной сигнал и ввёл в заблуждение всё мировое сообщество. Спросить с него уже нельзя — миллионер скончался. Элли, предположительно, оказывается, вольно или невольно, соучастницей столь дорогостоящей мистификации. Она находит неожиданную поддержку со стороны простых людей и близкого любимого человека, философа и проповедника Палмера Джоса, которые готовы ей поверить на слово. Выясняется также и ещё одно обстоятельство: видеокамера, прикреплённая к Элли во время путешествия, ничего не записала, но продолжительность пустой записи составила не несколько секунд, а 18 часов…
Одна из главных задач, которую ставил перед собой Земекис — показать, как самые различные люди будут реагировать на возможность контакта с инопланетной цивилизацией, будь то учёные, чиновники, священники или религиозные фанатики. Пожалуй, основная проблема, которая затрагивается в фильме, — это противоречия между научным и религиозным подходом к миру, которые воплощаются в образах главной героини Элли Эрроуэй и её любимого мужчины Палмера Джоса. Кульминация противостояния науки и религии в фильме настаёт в тот момент, когда комиссия отказывает главной героине пилотировать космическое устройство, поскольку Элли — атеистка, а комиссия не может допустить, чтобы земную цивилизацию, «в которой около 95 % людей верят в того или иного бога», представлял атеист. По своему стилю и музыкальному сопровождению он напоминает предыдущую картину Земекиса «Форрест Гамп».
Chicago Sun-Times написала следующее:
Фильм посвящён научным поискам, личности Элли и её размышлениям. Удивительно столкнуться с научно-фантастической картиной, затрагивающей темы любви, смерти, существования Бога. Научно-фантастическая литература исследует эти вопросы многие годы, но кинематограф большей частью ограничивается увлечением дешёвыми спецэффектами как в фильме «День Независимости».
Оригинальный текст (англ.)The movie is about Ellie's search, but it is also about her mind and personality. It's surprising to find a science fiction film exploring issues like love, death and the existence of God; science fiction as a literary form has of course explored those subjects for years, but sci-fi movies generally tend toward titles such as ``Independence Day, and are about actors being attacked by gooey special effects.
— Роджер Эберт[1]
Фильмы Роберта Земекиса | |
---|---|
1970-е | Я хочу держать тебя за руку |
1980-е | Подержанные автомобили • Роман с камнем • Назад в будущее • Кто подставил кролика Роджера • Назад в будущее 2 |
1990-е | Назад в будущее 3 • Смерть ей к лицу • Форрест Гамп • Контакт |
2000-е | Что скрывает ложь • Изгой • Полярный экспресс • Беовульф • Рождественская история |
2010-е | Полёт |
Контакт (фильм).