Концептуальные системы развития химии

02-07-2023

Концептуальная система в химии — система взаимосвязанных теорий, объединённых общими фундаментальными принципами, понятиями, законами, методами и проблемами. Теорию концептуальных систем развития химии создал и развивал русский химик и философ В. И. Кузнецов совместно с другими химиками, историками науки, философами. Наиболее полно эта теория изложена в его книге «Общая химия: тенденции развития» (1989).

Выделяют четыре концептуальные системы:

  1. Учение о составе.
  2. Структурная химия.
  3. Учение о химическом процессе.
  4. Эволюционная химия.

Каждая концептуальная система химии включает несколько теорий, объединённых общими фундаментальными принципами, законами, методами и проблемами.

В развитии химии происходит не смена, а последовательное появление концептуальных систем[1]. Развитие химии в настоящее время происходит параллельно как на каждом из четырех уровней, так и путем подъема с нижних уровней на высшие, то есть от одной концептуальной системы к другой[2].

Содержание

Первая концептуальная система: Учение о составе

Первой концептуальной системой химии было учение о составе. В рамках этого учения решались две основные проблемы: проблема химического элемента и проблема зависимости свойств вещества от его химического состава. Основной постулат учения о составе состоит в том, что свойства вещества определяются его составом, то есть тем, из каких химических элементов и в каком их соотношении образовано данное вещество. Объектом учения о составе является вещество как совокупность атомов.

Вторая концептуальная система: Структурная химия

Структурная химия, появление которой относят к первой половине XIX-го века, исходит из постулата, что свойства вещества определяются структурой молекул вещества, то есть не только составом, но и порядком соединения атомов между собой и их расположением в пространстве. Основным объектом структурной химии становится молекула как единое целое. С появлением второй концептуальной системы химия превращается из науки аналитической в науку синтетическую.

Третья концептуальная система: Учение о химическом процессе

Учение о химическом процессе, начало формирования которого относят ко второй половине XIX-го века, базируется на постулате, что свойства вещества определяются его составом, структурой и организацией системы, в которой это вещество находится. Зарождение новой концепции химии связано с появлением экспериментальных фактов, указывающие на невозможность объяснения химических реакций только на основе особенностей состава вещества и структуре его молекул. Свойства веществ в общем случае зависят и от концентрации реагентов, от внешних условий и окружающей среды, в которых находится система, и от наличия в системе веществ (катализаторов, растворителя, примесей, и т. п.), стехиометрически не участвующих в химической реакции. Предметом изучения в рамках этой концептуальной системы является вся химическая кинетическая система, для которой само вещество, его состав и структура его молекул рассматриваются как подсистема, как часть системы. Многие эмпирические понятия получают теоретическое обоснование в рамках статистической механики и термодинамики, химической термодинамики, химической кинетики и теории каталитических реакций. Создание учения о химическом процессе позволило решать вопросы управления химическими реакциями и процессами, создать новую химическую технологию.

Четвертая концептуальная система: Эволюционная химия

Четвертая концептуальная система, эволюционная химия, еще только формируется и связана с включением в химическую науку принципа историзма и понятия времени, с построением теории химической эволюции материи. Эволюционная химия изучает процессы самоорганизации вещества: от атомов и простейших молекул до живых организмов. Одним из первых открытий, которые относят к эволюционной химии, является эффект самосовершенствования катализаторов в реакциях, исследованный в работах американских химиков А. Гуотми и Р. Каннингем в 1958—1960 гг. В 1964—1969 гг. советский химик А. П. Руденко, учитывая это открытие, создал теорию саморазвития открытых каталитических систем. В работах немецкого химика М.Эйгена была развита теория гиперциклов, объясняющая объединение самовоспроизводящихся макромолекул в замкнутые автокаталитические химические циклы. Теория гиперциклов является абиогенетической теорией химической эволюции и происхождения жизни. Нобелевский лауреат Жан-Мари Лен, основатель супрамолекулярной химии, ввёл[3] понятие «самоорганизация» и «самосборка» для описания явлений упорядочения в супрамолекулярной химии. Супрамолекулярной самосборкой является процесс спонтанной ассоциации двух и более компонентов, приводящий к образованию супермолекул или полимолекулярных ансамблей, происходящий за счет нековалентных взаимодействий. Это процесс был описан при изучении спонтанного образования неорганических комплексов (двойных геликатов), протекающего как процесс самосборки. Наиболее известным проявлением самосборки в живой природе является самосборка молекул нуклеиновых кислот, матричный синтез белков.

См. также

Примечания

  1. Кузнецов В. И. Общая химия: тенденции развития. М.: Высшая школа, 1989. стр.26.
  2. Кузнецов В. И. Общая химия: тенденции развития. М.: Высшая школа, 1989. стр.29.
  3. Супрамолекулярная химия: возникновение, развитие, перспективы. Вестник Моск. Ун-та. Серия. 2. Химия, 1999, Том.40. N.5. C.300-307. (стр.305)

Литература

  • Кузнецов В. И. Общая химия: тенденции развития. М.: Высшая школа, 1989. 288 с.
  • Кузнецов В. И., Диалектика развития химии. От истории к теории развития химии. М.: Наука, 1973. 327 с.
  • Кузнецов В. И., Развитие учения о катализе. М.: Наука, 1964. 424 c.
  • Кузнецов В. И., Печенкин А. А. «Концептуальные системы химии: структурные и кинетические теории» Вопросы философии. 1971, N.1. С.46-56.
  • Вихалемм Р. «К вопросу о концептуальных системах химии» стр.49 - 70. в книге: История науки в философском контексте. Под ред. Печенкина А. А. Санкт-Петербург: РХГА, 2007. 589 с.
  • Левченков С. И. Краткий очерк истории химии. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2006. 112 с.

Литература к четвертой концептуальной системе химии

  • Материалистическая диалектика и проблема химической эволюции. Вопросы философии. 1980. N. 2. С.59-80; Марксизм и современность. 2001. N. 1-2. С.50-61.
  • Жданов Ю. А., Исторический метод в химии. Вопросы философии. 1980. N. 2. С.125-141.
  • Руденко А. П. Теория саморазвития открытых каталитических систем. М.: Изд-во МГУ, 1969. 276 с.
  • Гиперцикл. Принципы самоорганизации макромолекул. М.: Мир, 1982. 270 с.
  • Эйген М., Самоорганизация материи и эволюция биологических макромолекул. М.: Мир, 1973, 224 с.
  • Лен Ж.-М., Супрамолекулярная химия. Концепции и перспективы. Новосибирск: Наука, 1998. 333 с.
  • Стид Д. В., Этвуд Д. Л., Супрамолекулярная химия. В двух томах. Москва, Академкнига, 2007. Том 1. 480 с. Том 2. 416 c.
  • Зоркий П. М., Лубнина И. Е., Супрамолекулярная химия: возникновение, развитие, перспективы. Вестник Моск. Ун-та. Серия. 2. Химия, 1999, Том.40. N.5. C.300-307.
  • Супрамолекулярная химия. Часть 2. Самоорганизующиеся молекулы. Соросовский образовательный журнал. 1997. Том.9. C.40-47.
  • N. Russo, V. Ya. Antonchenko, E. S. Kryachko. Self-organization of molecular systems: from molecules and clusters to nanotubes and proteins. — New York: Springer Verlag, 2009. — 400 с. — ISBN 9048124832, 9789048124831

Концептуальные системы развития химии.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47