12-10-2023
Космополис | |
Cosmopolis | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер |
Паулу Бранку (англ.) |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания |
Alfama Films |
Бюджет |
20,5 млн $[1] |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 1480656 |
«Космо́полис» (англ. Cosmopolis) — фильм Дэвида Кроненберга по одноименному роману Дона Делилло (2003). В главной роли — Роберт Паттинсон.
Содержание |
День из жизни Эрика Пэкера. Ему 28 лет, он сказочно богат, и он едет через Манхэттен в своём лимузине на приём к парикмахеру. Его путь превращается в целую одиссею, полную невероятных случайностей и встреч со странными людьми, — встреч, которые вскрывают не только кризис современного капитализма, но также «мёртвые души» тех, кто отгородился от неуютной действительности за стенками своих лимузинов[2].
Актёр | Роль |
---|---|
Роберт Паттинсон | Эрик Пэккер |
Саманта Мортон | Виджа Кински |
Джей Барушель | Шинер |
Пол Джиаматти | Бенно Левин |
Кевин Дюранд | Торвал |
Жюльет Бинош | Диди Фэнчер |
Сара Гадон | Элис Шифрин |
Матьё Амальрик | Андре Петреску |
Съёмки продолжались с 25 мая по 24 июля 2011 года[1]. Изначально роль Эрика должен был исполнять Колин Фаррелл[3]. Хотя действие происходит в Нью-Йорке, фильм снимался в Торонто. Использование наложенных на компьютере городских фонов Кроненберг сравнивает со знаменитым своей искусственностью фоновым задником в «Марни»[4].
Фильм снимался на деньги французского миллиардера Эдуара Карманьяка, который сколотил состояние на биржевых спекуляциях. По словам режиссёра, финансиста заворожило собственное сходство с героем романа Делилло: «Он работает с людьми, которые в своей отвлечённости напоминают Эрика. Они живут в этом фиктивном, спекулятивном пузыре, совершенно разобщённые с тем, как обычно покупают и продают вещи, не говоря уж о базовом общении с нормальными людьми»[4].
Из-за занятости Паттинсона на других проектах премьера фильма была отложена до того времени, когда он сможет полноценно участвовать в его раскрутке. Она состоялась почти через год после завершения съёмок, на Каннском кинофестивале 25 мая 2012 года[5]. В американский прокат фильм вышел в середине августа.
Новая работа Кроненберга получила смешанные оценки критиков[6][7]. Как было когда-то с «Автокатастрофой», Кроненберга упрекали за ходульность сюжета, бездушность материала, умозрительность ситуаций. Ричард Корлисс (журнал TIME) отмёл «Космополис» в сторону как необязательное упражнение в клаустрофобии с «симпатичным манекеном» в главной роли[8]. Однако Антон Долин («Ведомости») полагает, что «стерильная красота ясноглазого плейбоя» отлично вписывается в линию развития Кроненберга-режиссёра[9]:
Любимые герои режиссера — мутанты, и Пэкер-Паттинсон увенчивает пирамиду, воздвигнутую Кроненбергом за последние сорок лет. Он настолько совершенен, что просто обречен на раннюю и бесславную смерть: идеальная постройка, вавилонская башня, которая неминуемо рухнет под грузом амбиций. Его личность подменяет в фильме, собственно, сюжет — нитевидный, топчущийся на одном месте.
По словам режиссёра, для фильма и книги центральной является тема растущей абстрактности современного мира[4]. Абстракция в мире деривативов зарифмована с полотнами абстракционистов, которыми упивается главный герой. Начальные титры стилизованы под Поллока. «Ротко [и Поллок] совершили самоубийство, и Эрика неодолимо тянет в том же направлении. Правда, сам он осознаёт это слишком поздно», — рассуждает режиссёр[4].
По словам Кроненберга, «Эрика разрушает то, что он отделил себя от человеческого общения. Абстрактность настолько пропитала всю его жизнь, что он сам себя воспринимает как нечто умозрительное. За время путешествия он демонтирует собственную личность с тем, чтобы собрать себя заново»[4]. Отсюда его завороженность детством и навязчивое желание постричься именно в той парикмахерской, куда его ребёнком водил отец[4].
Фильмы Дэвида Кроненберга | |
---|---|
1960—70 | Стерео (1969) • Преступления будущего (1970) • Судороги (1975) • Бешенство (1977) • Беспутная компания (1979) • Выводок (1979) |
1980 | Сканнеры (1981) • Видеодром (1983) • Мёртвая зона (1983) • Муха (1986) • Связанные насмерть (1988) |
1990 | Обед нагишом (1991) • М. Баттерфляй (1993) • Автокатастрофа (1996) • Экзистенция (1999) |
2000—10 | Паук (2002) • Оправданная жестокость (2005) • Порок на экспорт (2007) • Опасный метод (2011) • Космополис (2012) |
Космополис.