Косточкин, Владимир Васильевич

08-05-2023

Перейти к: навигация, поиск
Владимир Васильевич Косточкин
Дата рождения

22 июля 1914(1914-07-22)

Место рождения

Купавна, Российская империя

Дата смерти

16 мая 1997(1997-05-16) (82 года)

Место смерти

Жуковский, Россия

Страна

 СССР
 Россия

Научная сфера

авиастроение

Место работы
Альма-матер

Московский механико-ма­шиностроительный институт (1937)

Учёная степень

доктор технических наук (1962)

Учёное звание

профессор (1967)

Известен как

учёный в области теории воздушно-реактивных двигателей, основатель научного направления надёжности в авиационной промышленности СССР, заместитель начальника Лётно-исследовательского института (1962-1984)

Награды и премии
Подпись

Сайт

Памяти В. В. Косточкина

Владимир Васильевич Косточкин (1914-1997) — учёный в области теории воздушно-реактивных двигателей, основатель научного направления надёжности в авиационной промышленности СССР, один из заместителей начальника Лётно-исследовательского института (1962-1984), доктор технических наук (1962), профессор (1967), Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1984).[1][2]

Биография

Ранние годы

Родился 22 июля 1914 года в селе Купавна, Российская империя. С 1931 года работал слесарем на строительстве Монинского аэродрома, интересовался авиа­цией. Решил поступать в Московского механико-ма­шиностроительного института, где были сильны авиационные традиции, и успешно прошел по конкурсу на факультет "Тепловые и гидравлические машины", который окончил с отличием в 1937 году. Был направлен по распределению на патронный завод в Тулу, что противоречило его юношеской мечте. После обращения в Управление кадрами Наркомата авиапромышленности смог трудоустроиться в ЦАГИ.[2][1]

Научная и инженерная деятельность

Работа в Центральном аэрогидродинамическом институте

В ЦАГИ, в ноябре 1937 года, после бе­седы с В. И. Поликовским - начальником от­дела двигателей - был направлен инженером-механиком в винтомоторный отдел. Здесь вместе со своими сокурс­никами М. И. Герасимовым и Н. И. Тихоновым работал по направлениям систем подачи топлива, охлаждения и смазки авиадвигателей. К началу 1940-х годов в Трудах ЦАГИ были опубликованы две его первые статьи.[2]

Работа в Лётно-исследовательском институте

В ЛИИ перешёл работать со дня образования нового института в марте 1941 года. В годы войны на Московской и Новосибирской базах института участвовал в научных и летно-испытательных работах по устранению дефектов и повышению характеристик силовых установок серийных самолётов для фронта. Решал проблемы безотказности и запуска двигателей, пожарной безопасности. В 1944 г. защитил кандидатскую диссертацию.[2][3][4]

В 1946 году возглавил отдел в лаборатории № 3 (впоследствии лаборатория № 32 в научно-исследовательском отделении № 3) ЛИИ. Участвовал в летных испытаниях силовых установок самолётов в качестве инженера-экспериментатора и научного руководителя работ.[4][3]

Во второй половине 1940-х годов вместе с А. В. Чесаловым и М. А. Тайцем участвовал в создании первых летающих лабораторий (ЛЛ) ЛИИ, проводил лётные исследования и испытания реактивных двигателей на ЛЛ.[5] В частности, провёл на ЛЛ Ту-2 лётные исследования характеристик камер сгорания турбореактивных двигателей при низких давлениях воздуха.[6]

С 1950-х годов проводил исследования в области надёжности запуска и стабильности работы газотурбинных двигателей. В 1962 году защитил докторскую диссертацию. Одновременно ему было поручено развитие нового для отечественной авиации научного направления надёжности. Он руководил созданием и возглавил новую лабораторию № 4 (впоследствии научно-исследовательское отделение № 4) ЛИИ - отраслевое научно-методическое подразделение по проблемам надёжности в авиационной промышленности СССР. Был назначен также заместителем начальника института по вопросам надёжности. Работал в этих должностях с 1962 по 1984 годы, потом работал в институте в должностях начальника сектора (1984-1988) и главного научного сотрудника (1988-1991).[4][7]

Руководил разработкой в 1962-1969 годах "Руководства по определению надёжности изделий авиационной техники при их разработке, испытаниях и эксплуатации", выпускавшегося ЛИИ и содержащего несколько выпусков по методам нормирования, анализа и контроля надёжности самолётов и вертолетов. Для внедрения этого руководства были разработаны и организационно-распорядительные документы (положения, инструкции, приказы), что позволило реорганизовать систему работы предприятий отрасли в области надёжности и повысить её эффективность.[3][7]

Участвовал в создании советской системы сертификации гражданских самолётов и вертолётов. Эта работа велась в конце 1960-х годов для подготовки к вступлению СССР в ИКАО. Непосредственное руководство работами осуществлял М. А. Тайц. В числе руководителей и участников работ были также Н. С. Строев, В. В. Уткин, А. Д. Миронов и др. Совместно с организациями МАП и МГА были разработаны и внедрены первые отечественные Нормы лётной годности. В 1967 г. были выпущены Нормы летной годности гражданских самолетов СССР (НЛГС-1), разработанные при головной роли ЛИИ. В этой редакции норм специалистами лаборатории № 4 под руководством Косточкина были подробно отражены требования к надёжности, отказобезопасности и контролепригодности самолётов и их бортовых систем, к их эксплуатационной документации. По этим вопросам НЛГС-1 были, возможно, наиболее подробным сводом требований и правил создания надёжных авиационных конструкций. В последующие возглавляемый Косточкиным коллектив учёных и инженеров участвовал в разработке всех последующих норм для самолётов и вертолётов СССР и России (НЛГС-2 и -3, Временные НЛГ сверхзвуковых самолетов, НЛГВ-1 и -2 для вертолетов, Единые НЛГС для СЭВ) и процедур сертификации по этим нормам.[8][2]

C 1992 года - персональный пенсионер республиканского значения.

Подготовка научных и инженерных кадров

Участвовал в создании аспирантуры ЛИИ (1947), которой руководил со дня её образования и до 1957 года, подготовил 12 кандидатов наук. Преподавал на двигательном факультете МАИ и в Центральном институте повышения квалификации кадров авиационной промышленности (ЦИПКК МАП СССР). Был членом двух диссертационных советов - ЛИИ и МАИ[2][4]

Семья

Был женат (1946-1997), жена — Косточкина, Ираида Максимовна, врач, работала в специальной поликлинике ЛИИ. Сыновья: Косточкин, Олег Владимирович (старший) и Косточкин, Александр Владимирович (1950 года рождения).

Награды и звания

Библиография

Автор учебника по надёжности авиационных двигателей, признанного в отрасли и переизданного:

  • В. В. Косточкин. Машиностроение, 1976. — 248 с. — 4500 экз.
  • В. В. Косточкин. ISBN 5-217-00128-3.

Руководил организационным комитетом первого Всесоюзного научно-технического совещания по проблемами надёжности авиационной техники (1963) и был редактором трудов этого совещания, куда вошла его программная статья по путем реорганизации системы обеспечения надёжности в МАП СССР:

  • В. В. Косточкин Проблемы надёжности авиационной техники и основные направления работ по её повышению // Труды Всесоюзного научно-технического совещания по проблемами надёжности авиационной техники : сборник. — ЛИИ, 1964. — С. 3-36.

Организатор написания и руководитель авторского коллектива выпущенного ЛИИ фундаментального руководящего документа для конструкторов по надёжности авиационной техники:

  • ЛИИ, 1969.

Примечания

  1. ↑ Авиация России : биографическая энциклопедия : 1909-2009 / Под ред. А. Н. Зелина. — Москва: Столичная энциклопедия, 2009. — С. [277-278] (стб. 2-1). — 880 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903989-03-4.
  2. 1 2 3 4 5 6 Ирина Маслова Где высоко стоит наука, стоит высоко человек // Жуковские Вести : газета. — Редакция газеты "Жуковские вести", 1997. — 16 апреля (№ 16). — С. 8-9.
  3. ↑ ISBN 5-217-02059-8.
  4. ↑ К 100-летию со дня рождения В. В. Косточкина. www.lii.ru. Проверено 12 марта 2018.
  5. Амирьянц Г.А. Летчики-испытатели. Сергей Анохин со товарищи. — Москва: Машиностроение, 2001. — 157 с. — ISBN 5-217-03081-Х.
  6. ISBN 978-5-902525-85-1.
  7. ↑ ISBN 978-5-904465-03-2.
  8. Машиностроение : Машиностроение-Полет, 2001. — 536 с. — 2100 экз. — ISBN 5-217-03064-Х.

Ссылки

  • Авиация России : биографическая энциклопедия : 1909-2009 / Под ред. А. Н. Зелина. — Москва: Столичная энциклопедия, 2009. — С. [277-278] (стб. 2-1). — 880 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903989-03-4.
  • ISBN 5-217-02059-8.
  • О. Я. Деркач, В. Л. Каплан, А. Н. Петров, В. А. Полтавец, А. И. Свинарчук и др. ISBN 978-5-904465-03-2.
  • ISBN 978-5-902525-85-1.

Косточкин, Владимир Васильевич.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47