18-04-2023
«Круг Выготского» — система неформальных личных связей учёных, объединённых Л. С. Выготским и А. Р. Лурией. В группу входили психологи, педагоги, психиатры, физиологи и неврологи преимущественно из Москвы, Ленинграда и Харькова. Участниками круга на его периферии были также и кинорежиссёр С. М. Эйзенштейн и немецко-американские психологи К. Левин и К. Коффка. В разное время «круг» включал в себя более 40 научных, медицинских и партийно-административных работников, а также деятелей образования и культуры.
Содержание |
Так называемый «круг Выготского» начал формироваться в 1924 году, когда Л. С. Выготский переехал из Гомеля в Москву. Там в Институте психологии он знакомится с аспирантами Л. В. Занковым, И. М. Соловьёвым, Л. С. Сахаровым, и Б. Е. Варшавой, начинает работать с А. Р. Лурией.
В 1931 году группа московских психологов «круга» временно перебрались в Харьков для содействия в организации научной работы в психологическом секторе Украинской психоневрологической академии (УПНА): изначалально предполагалось, что на базе Сектора психологии УПНА будет вскоре создан Институт психологии при Академии, но этим планам так и не суждено было реализоваться. Московское ядро составили А. Р. Лурия (официальный руководитель всего проекта в качестве директора Сектора психологии), М. С. Лебединский (заведующий Отделом клинической психологии) и А. Н. Леонтьев (заведующий Отделом генетической психологии). Также, из Москвы в Харьков переехали А. В. Запорожец и Л. И. Божович. Харьков представлял П. Я. Гальперин (заведующий Отделом общей психологии), Ф. В. Бассин и др. В историю данное сотрудничество вошло под названием «Харьковская группа»[1].
«Круг» постепенно разрастается. В 1934 году Выготский умирает, но сотрудничество продолжается под руководством А. Р. Лурии и А. Н. Леонтьева. С начала войны в 1941 году связь между членами группы частично теряется и после войны поддерживается эпизодически. Группа распадается.
«Круг Выготского» создавался по принципу групповой динамики, при котором образуется группа единомышленников для решения общих проблем и принятия коллективных решений. Конструктивный диалог между участниками влияет на формирование конкретных суждений и системы знаний. Подобными группами являются, например, Московский, Пражский и Копенгагенский лингвистические кружки или так называемый «Круг Бахтина» (The Bakhtin Circle)[2][3].
Работа группы касалась теории социальных и межличностных отношений, практики эмпирических научных исследований. Благодаря работе «круга» развилось новое направление в психологии — культурно-историческая психология. В довоенный период участники группы начали синтез идей «инструментальной» психологии Выготского-Лурии с теоретическими построениями немецко-американской гештальт-теории, но, по тем или иным причинам, эта работа была прервана к началу 1940-х годов[4][5].
Это заготовка статьи по психологии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Круг Выготского.