Ла-160

07-08-2023

300px
Ла-160
Назначение: экспериментальный истребитель 
Первый полёт: 11 июня 1947 года 
Производитель: ОКБ имени Лавочкина 
Всего построено:
Характеристики
Экипаж: 1 чел
Макс. скорость у земли: 960 км/ч
Макс. скорость на высоте: 970 км/ч
Дальность полёта: 1000 км
Практический потолок: 12200 м
Скороподъёмность: 1136 м/мин
Размеры
Длина: 10,07 м
Размах крыла: 8,95 м
Площадь крыла: 15,9 м²
Угол стреловидности крыла по линии ¼ хорд: 35 °
Масса
Снаряжённый: 3597 кг
Макс. взлётная: 2837 кг
Силовая установка
Двигатели: РД-10ЮФ 
Тяга (мощность): 1×1170 
Вооружение
Стрелково-пушечное вооружение: 2×37 мм Н-37 
Боезапас: 2х30 

Ла-160 (по классификации НАТОType 6) — первый реактивный истребитель ОКБ Лавочкина со стреловидным крылом. Совершил первый полёт в июне 1947 года.

Содержание

История создания

Разработка

В ходе развития реактивной техники в СССР, конструкторам стало ясно, что применения реактивных двигателей недостаточно для преодоления скорости звука. Кроме увеличения тяги двигателей, требовалось перейти к новым аэродинамическим компоновкам крыльев. Наиболее эффективными средствами снижения волнового сопротивления крыла оказались использование эффекта скольжения за счет стреловидности и уменьшение его относительной толщины. Создание самолетов со стреловидными крыльями потребовало глубоких и разносторонних теоретических и экспериментальных исследований. Первые работы в этой области принадлежат немецким аэродинамикам, именно на них опирались как советские, так и американские конструкторы, при создании своих самолётов со стреловидным крылом.

Разработка истребителя «160» в ОКБ Лавочкина началась в 1946 году. Самолёт должен был иметь крыло стреловидностью в 35 градусов скомпонованное из скоростных профилей ЦАГИ. На Ла-160 был установлен форсированный двигатель РД-10ЮФ, для охлаждения форсажной камеры конструкторы сделали в обшивке вырез соответствующих размеров. Сопловая часть оказалась снаружи и охлаждалась воздушным потоком. Кабина лётчика имела катапультное кресло и бронирование идентичное самолёту «156». Первоначально предполагалось вооружить «160» тремя пушками НС-23.

Истребитель построили весной 1947 года, но с парой орудий Н-37 с общим боекомплектом в 60 снарядов. За стреловидное крыло самолёт получил прозвище «Стрелка».

Испытания

1 июня лётчик-испытатель И.Е. Фёдоров впервые поднял в воздух новый истребитель. Летные испытания Ла-160, проведенные в июне-сентябре 1947 года, впервые дали достоверный материал об особенностях устойчивости и управляемости самолета со стреловидным крылом. Подтвердилось, что нужны аэродинамические гребни по верхней стороне крыла при скоростях, близких к звуковой и выше. Такие гребни были поставлены по два на каждой консоли крыла. На Ла-160 была достигнута скорость, соответствующая числу М=0,92 в полете со снижением (1050 км/ч на высоте 5700 м) при работе двигателя на форсаже. Таким образом, истребитель «160» стал первым советским самолетом, преодолевшим тысячекилометровый рубеж скорости.

Ла-160 так и остался в единственном экземпляре, причиной этому стало приобретение в Англии более мощных турбореактивных двигателей. Результаты экспериментальных исследований аэродинамических моделей и летные испытания истребителя позволили выработать рекомендации для конструкторов, создавших вскоре более совершенные машины МиГ-15 и Ла-15.

Литература

  • Николай Якубович. Истребители Лавочкина — Москва: "Яуза", "Эксмо", 2008. — С.262-268. — ISBN 978-5-699-27288-4.
  • Валерий Багратинов Крылья России — Москва: "Эксмо", 2005. — С.653-654. — ISBN 5-699-13732-7

Ссылки

  • Ла-160 на сайте «Уголок неба».
  • B.Б. Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950. Работы ОКБ С.А. Лавочкина



Ла-160.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47