28-06-2023
Шарль Лебрён | |
Портрет художника работы Никола Ларжильера |
|
Имя при рождении: |
Charles Le Brun |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: |
22 февраля 1690 (70 лет) |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Стиль: | |
Покровители: | |
Влияние: | |
Влияние на: |
Французскую школу второй половины XVII века |
Работы на Викискладе |
Шарль Лебрё́н (фр. Charles Le Brun, 24 февраля 1619, Париж — 22 февраля 1690, Париж) — французский художник и теоретик искусства, глава французской художественной школы эпохи Людовика XIV.
Содержание |
Родился в Париже, в одиннадцать лет по протекции будущего канцлера Франции Пьера Сегье поступил в ученики к Симону Вуэ. В возрасте пятнадцати лет выполнял заказы кардинала Ришельё, был замечен признанным мастером Никола Пуссеном, в 1642 отправился вместе с Пуссеном в Рим. Благодаря стипендии от Сегье Лебрён проработал в Риме, под началом Пуссена, четыре года.
Вернувшись в Париж, Лебрён приобрёл новых влиятельных покровителей, в том числе суперинтенданта финансов Никола Фуке, по заказу которого был написан портрет Анны Австрийской, а затем перешёл на службу к кардиналу Мазарини. Работая в замке Во-ле-Виконт, Лебрён попал в центр интриг Мазарини, манипулировавшего соперничеством Фуке и Кольбера. Проявив себя в этом «деле» с лучшей стороны, он приобрёл уважение победителя — Кольбера.
Придя к власти, Кольбер среди прочего возглавил многочисленные художественные учреждения и фабрики Франции, на которые опиралось культурное влияние Короля-Солнца. Лебрён, его протеже, в 1648 году организовал вновь созданную Королевскую академию живописи и скульптуры, в 1660 — Мануфактуру Гобеленов, в 1666 — действующую по сей день Французскую академию в Риме.
Лично руководя и Академией, и промышленными цехами, Лебрён непосредственно повлиял на вкусы и мировоззрение целого поколения художников, став важнейшей фигурой «стиля Людовика XIV». Сам король разделял и поощрял искусство Лебрена, в особенности после триумфальных торжеств 1660 года и завершения интерьеров Во-Ле-Виконт в 1661. В том же году он заказал Лебрёну серию полотен из истории Александра Македонского; первое же из них принесло художнику дворянство и титул «Первого королевского живописца» (Premier Peintre du Roi), а также пожизненную пенсию.
С 1662 Лебрён контролировал все художественные заказы двора. Он лично расписывал залы Аполлоновой галереи в Лувре, интерьеры замка Сен-Жермен и Версаля (Военный Зал и Зал Мира).
С падением Кольбера маркиз де Лувуа, вопреки воле короля, пытался отстранить Лебрёна от работы при дворе. Академия, верная Лебрёну, переизбрала его на новый срок, однако придворные интриги подорвали здоровье стареющего художника и он умер, не успев завершить росписи Версаля, которую доделывал по его эскизам Ноэль Куапель.
Вступление Александра в Вавилон, 1664
Жертвоприношение Иевфая, 1656. Серпуховский историко-художественный музей
Ritratto equestre di Luigi XIV . Museo di Tournai.
Ritratto di Luigi XIV, 1661.
Tre teste leonine. 1671.
Лебрен, Шарль.