25-06-2023
Роза Евгеньевна Левина (1908—1989) — советский педагог, психолог.
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Страна: |
Подданство Российская империя, СССР |
Научная сфера: | |
Место работы: | |
Учёная степень: |
доктор педагогических наук |
Учёное звание: |
профессор |
Альма-матер: | |
Научный руководитель: | |
Известные ученики: |
Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева |
Известен как: |
выдающийся педагог, психолог |
Содержание |
Родилась 25 февраля 1908 г. в Орше, (Белоруссия). В 1927 г. поступила во 2-й МГУ (ныне МПГУ) на педагогический факультет. Посещала психологический кружок Л.С. Выготского, в котором участвовали Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина. Начала изучать детскую речь под руководством Л.С. Выготского. В 1931 году начинает работать в Экспериментальном Дефектологическом Институте (ЭДИ) (впоследствии переименованном в Научно-исследовательский институт дефектологии АПН РСФСР). С 1931 по 1948 год она заведует Клиникой речи этого института. В 1941 г. защищает кандидатскую диссертацию «Исследование алексии и аграфии в детском возрасте». Эта работа внесла радикальные перемены в интерпретацию причин и патогенеза нарушений письменной речи. Во время Великой Отечественной войны работала в военном госпитале в Уфе, занималась восстановлением речи больных с черепно-мозговыми травмами. С 1948 года в течение многих лет Р.Е. Левина руководит отделом логопедии НИИ дефектологии. В 1961 г. защищает докторскую диссертацию в форме монографии «Нарушение письма у детей с недоразвитием речи». До конца жизни работает в НИИ дефектологии АПН РСФСР (с 1967 г. - АПН СССР). Умерла в Москве в 1989 г.
Самым крупным достижение Р.Е. Левиной является построение концепции общего недоразвития речи. Ей разработана классификация общего недоразвития речи и раскрыты пути его преодоления. Р.Е. Левина исследовала неуспеваемость младших школьников. Под руководством Р.Е. Левиной проведены фундаментальные исследования, которые определили дальнейшее развитие отечественной логопедии. Ею разработаны методы своевременного распознавания возможных проблем в готовности ребёнка к обучению и пути их устранения. Она отмечала, что для построения педагогической классификации нарушений речи необходимо учитывать как состояние речевых средств, так и свойства речевого поведения. В результате исследований Р.Е. Левиной и её сотрудников в логопедии появилось понимание речевой деятельности как сложного единства, составные части которого зависят одна от другой и обуславливают друг друга. Были разработаны методики преодоления речевых нарушений, составляющие главное содержание логопедии. Р.Е. Левина обосновала новый подход к организации системы коррекционной работы по преодолению речевых нарушений на основе выделения дифференцирующих признаков речевого дефекта. Р.Е. Левина принадлежит к научной школе Л.С. Выготского к которой принадлежат ( Р.М. Боскис [1], Т.А. Власова [2] Л.В. [3].). На протяжении всей своей жизни она развивала идеи Л.С. Выготского. Наряду с М.Е. Хватцевым Р.Е. Левину можно назвать основоположником советской логопедии как самостоятельной науки.
Р.Е. Левина на сайте Института коррекционной педагогики РАО
Левина, Роза Евгеньевна.