Ленинский Комсомол (тип судов торгового флота) — незаслуженно забытый, легендарный (да, именно легендарный) тип судов-газотурбоходов торгового флота СССР строившихся в конце 50-х и в 60-х годах XX века по программе модернизации торгового флота с целью использования как военный транспорт в случае войны и для доставки товаров дружественным странам: Куба, Вьетнам и другим. Это были первые газотурбоходы в торговом флоте СССР. Именно эти суда строились (каждое последующее судно совершенствовалось и улучшалось) и использовались для прорыва блокады Кубы, доставки военных и прочих грузов на Кубу и Вьетнам. Это третья по количеству судов серия судов в Черноморском Морском пароходстве — всего 25 однотипных судов.
Эти суда строились на судоверфях Николаева и Херсона. Суда этой серии в основном работали в Черноморском Морском пароходстве (порт приписки Одесса) — это пароходство в 60-х, 70-х годах стало самым большим пароходством в мире. В конце 70-х годов в пароходство входило более 250 судов дальнего плавания.
Обычно серию однотипных судов называют именем первого построенного судна. Первым был построен газотурбоход «Ленинский Комсомол». Назван так то ли из-за ближе звучащего нам названия, то ли из-за того, что КГБ возглавляли Шелепин А. Н. и Семичастный В. Е.. (Смотри статью Шелепинцы — бывшие комсомольские работники впоследствии, работавшие с Шелепиным комсомольцы работали также в КГБ и ЦК партии: Семичастный В. Е., Месяцев Н. Н. и другие).
Корпус и машина
Для этих судов специально разрабатывался новый корпус (обводы корпуса судна) и на суда ставились газотурбины, чтобы суда могли развивать большую по тем временам скорость для торговых судов (не забывайте, что в те года к социалистическому лагерю присоединились Куба и Вьетнам). Однако суда не ходили (не работали) с той большой скоростью, которая была заявлена при постройке по нескольком причинам:
- Частые поломки газотурбин при больших оборотах винта. Если отпадала одна лопасть турбины, судно получало такой существенный толчок, что люди работавшие на высоте слетали и травмировались.
- Дальнейшее повышение цен на топливо — очень большой расход топлива на больших оборотах.
Поэтому для этих судов существовали понятия скоростей:
- максимальная скорость — скорость заявленная при постройке, которую могло развить слудно в случае экстренной необходимости (например с целью уйти от преследования и так далее);
- эксплутационная скорость — скорость, при которой двигатели судна не получали больших и существенных повреждений;
- экономическая скорость — скорость, при которой была выгодна экономически и с учётом избежания повреждений в машинном отделении.
Надо отметить, что обводы корпуса судна получились столь удачными, что в дальнейшем эти же обводы применялись для постройки следующих серий судов, например в серии судов «Капитаны».
Скорость грузовых операций
Все новшества судостроения применялись для судов этой серии для ускорения грузовых операций. Это:
- двойные открытия (две секции крышек) для каждого люка грузового трюма (всего каждое судно имело 6 трюмов);
- суда этого типа были твиндекерами (имели твиндеки в грузовых помещения — в трюмах) и крышки твиндечных просветов открывались с помощью свистовов и лебёдов (на судах более старых типов крышки твиндечных просветов были понтонного типа) — это ускоряло открытие и закрытие твиндечных крышек.
- расширенные просветы люков, что возможно было благодаря двойным отрытиям для каждого люка;
- по 2 стрелы-крана (то есть по одной паре стрел-кранов — стралы с лебёдками, то есть автоматизирванные наподобие крана и управляющиеся одним человеком) на каждый трюм (всего 6 трюмов), которые могли работать на телефон (принцип работы грузовых стрел);
- по 2 стерлы-тяжеловеса (стерла-кран-тяжеловес) — одна впереди жилой надстройки, а вторая позади — у мачт на стандерсах;
- по 2 крана на каждый трюм — в дальнейшем с появлением кранов для судов стали устанавливать краны (поэтому первые суда этого типа были оснащены стрелами, а с 1962 года суда этого типа стали оснащать кранами).
Возможность самозащиты
На судах типа «Ленинский Комсомол» предусматривалась в случае войны установка орудий вместо некоторых башен грузовых кранов, как средство защиты от атаки самолётов.
Высокая скорость, пусть даже на непродолжительное время, давала возможность побыстрее уйти с места военных действий.
Легенды о судах серии «Ленинский Комсомол», ходившие среди моряков
Названия торговых судов типа «Ленинский Комсомол»
Турбоход «Металлург Аносов», некоторые члены экипажа и их семьи (фото из личного архива)
Сухогрузы проект 567 тип Ленинский Комсомол
Херсонский судостроительный завод
- 1. ЛЕНИНСКИЙ КОМСОМОЛ 1959—1989 ИМО 5206166, в 1986 переименован в Унгур, продан на разделку в 1989 место неизвестно
- 2. МЕТАЛЛУРГ БАЙКОВ 1960—1985 ИМО 5233468, разделан в Валенсии в 1985 году
- 3. МЕТАЛЛУРГ КУРАКО 1961—1986 ИМО 5233482, разделан в Итаджиме в 1986 году
- 4. ЮРИЙ ГАГАРИН 1961—1986 ИМО 5397111, в 1986 переименован в Yuriy (флаг неизвестен), разделан в Гаосюне в 1986 году
- 5. МЕТАЛЛУРГ БАРДИН 1961—1986 ИМО 5233470, в 1986 переименован в Bardin (флаг неизвестен), разделан в Гаосюне в 1986 году
- 6. ХИРУРГ ВИШНЕВСКИЙ 1961—1986 ИМО 5186366, в 1986 переименован в Khirurg (флаг неизвестен), разделан в Гаосюне в 1986 году
- 7. ХИМИК ЗЕЛИНСКИЙ 1962—1981 ИМО 5186330, затонул в 1981 у побережья Ирака.
- 8. ФИЗИК КУРЧАТОВ 1962—1986 ИМО 5404093, в 1986 переименован в Kurchat (флаг неизвестен), разделан в Гаосюне в 1986 году
- 9. МЕТАЛЛУРГ АНОСОВ 1962—1986 ИМО 5233456, в 1986 переименован в Anosov (флаг неизвестен), разделан в Циньхуандао в 1986 году
- 10. КРАСНАЯ ПРЕСНЯ 1962—1986 ИМО 5196426, в 1986 переименован в Krasnaya (флаг неизвестен), разделан в Гаосюне в 1986 году
- 11. ТРАНСБАЛТ 1962—1986 ИМО 5367283, в 1986 переименован в Orion (флаг неизвестен), разделан в Гаосюне в 1986 году
- 12. КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ 1963—1986 ИМО 5406338, в 1986 переименован в Krasnyy (флаг неизвестен), разделан в Гаосюне в 1986 году
- 13. ВАЛЕНТИНА ТЕРЕШКОВА 1963—1989 ИМО 5425736, в 1988 переименован в Valentina (флаг неизвестен), разделан в Китае в 1989 году
- 14. РАВЕНСТВО 1963—1991 ИМО 6401517, продан на разделку в 1991, место не известно
- 15. БРАТСТВО 1963—1985 ИМО 6405044, 18 сентября 1984 в районе Гибралтарского пролива столкнулся с советской подводной лодкой К-53, отбуксирован в Альхесирас на разделку, разделан в 1985 году
- 16. СВОБОДА 1964—1989 ИМО 6412528, разделан в Читтагонге в 1989 году
- 17. АКАДЕМИК ШИМАНСКИЙ 1964—1988 ИМО 6419485, в 1986 переименован в Самара (Тихоокеанский флот СССР), судьба не известна
- 18. КРЕМЛЬ 1964—1986 ИМО 6511154, в 1986 переименован в Krem (флаг неизвестен), разделан в Гаосюне в 1986 году
- 19. ПАРИЖСКАЯ КОММУНА 1968—1991 ИМО 6612001, в 1991 переименован в Pariz (флаг неизвестен — перегон) и разделан в Алиаге в 1991 году
- 20. ЮНЫЙ ЛЕНИНЕЦ 1964—1990 ИМО 6511116, разделан в Читтагонге в 1990 году
Николаевский судостроительный завод
- 21. ФИЗИК ВАВИЛОВ 1960—1984 ИМО 5115769, разделан в Хуангпу в 1984 году
- 22. ФИЗИК ЛЕБЕДЕВ 1960—1991 ИМО 5115757, в 1986 переименован в Aragvi (флаг неизвестен), продан на разделку в 1991, место неизвестно
- 23. ФРЕДЕРИК ЖОЛИО-КЮРИ 1961—1989 ИМО 5120714, в 1988 переименован в Fred (флаг неизвестен), разделан в Аланге в 1989 году
- 24. ЛЕНИНСКИЙ ПИОНЕР 1962—1999 ИМО 5206178, продан на разделку в 1987, вычеркнут из Ллойда в 1999 году
- 25. КРАСНОЕ ЗНАМЯ 1963—1986 ИМО 6401476, в 1986 переименован в Krasnое (флаг неизвестен), разделан в Гаосюне в 1986 году
Всё так, только с судном «Ленинский Пионер» неясность — если и был такой типа Ленинский Комсомол, то после его разделки появился новый контейнеровоз «Ленинский Пионер» — похоже поэтому это имя вычеркнуто из Ллойда в 1999 году?
На газотурбоходе был установлен винт регулироемого шага (ВРШ) — это первое судно в торговом флоте СССР с винтом регулируемого шага.
Турбоходы типа «Ленинский Комсомол» в фильмах
Козубенко Михаил Якович — украинский кинооператор (как значится в Украинской Википендии, хотя на то время он был советским кинооператором) работал с 1953 года оператором на Одесской киностудии художественных фильмов и в 1959 году снял научно-популярный фильм «Турбоходы типа „Ленинский Комсомол“».