Паровоз Л (в честь Лебедянского; до 1947 года — П — «Победа»; заводское обозначение — П32 — паровоз 32-го типа) — советский магистральный грузовой паровоз типа 1-5-0, разработанный в конце Второй мировой войны совместно Коломенским заводом и ВНИИЖТом под руководством выдающегося конструктора Л. С. Лебедянского и академика С. П. Сыромятникова и выпускавшийся с 1945 по 1955 годы.
Является одним из лучших и массовых (свыше 4 тыс. локомотивов) советских паровозов, который мог эксплуатироваться на всей сети железных дорог Советского Союза, за что его конструкторов-разработчиков даже наградили Сталинской премией. Среди железнодорожников и любителей железных дорог, за паровозами Л закрепились прозвища Лебедянка и Лебедь. Послужил основой для паровоза ОР18 (позже был переименован в ЛВ), который был самым экономичным советским паровозом (КПД = 9,3 %).
Стоит отметить, что, вопреки распространённому заблуждению, именно паровоз Л, а не П36, выпуск которых начался лишь в 1950 году, носил официальное название «Победа».
Предыстория
В 1942 году в ходе Великой Отечественной войны стали намечаться переломные моменты, в результате которых продвижение войск Германии и её союзников на ряде участков фронта было прекращено. По этой причине в Советском Союзе началась частичная реэвакуация многих промышленных предприятий, в том числе и локомотивостроительных. Среди них был и Коломенский завод, большинство зданий которого было разрушены в ходе немецких авиаударов. Началось восстановление завода, но перед возведением новых цехов требовалось решить вопрос: паровозы какой конструкции будут строиться на восстановленном заводе? Дело в том, что до войны завод строил паровозы с листовой рамой (в основном Су и Э). Однако опыт эксплуатации паровозов с брусковыми рамами (Е, ФД, ИС) показал преимущество последних в значительном повышении поперечной прочности и снижении высоты, что весьма актуально при ограничении габарита. Однако для строительства таких рам требовалось соответствующее оборудование, из-за чего Коломенский завод в предвоенное время не мог самостоятельно строить паровозов с брусковыми рамами (первые 6 паровозов ИС были построены благодаря участию Ижорского завода). В результате анализа данных, комиссией было принято решение, что вместо восстановления старых цехов, следует возвести новые, оборудование которых позволяло бы выпускать паровозы с брусковой рамой[1].
Проектирование
В начале 1944 года была организована комиссия под председательством академика С. П. Сыромятникова с целью наметить новые типы грузовых паровозов для послевоенной постройки. Для обеспечения растущих объёмов грузоперевозок, комиссия рекомендовала в первую очередь строить паровозы типа 1-5-0 со сцепной массой 90 тонн, и перед конструкторами была поставлена задача создать достаточно экономичный паровоз, пригодный для обращения на всей сети железных дорог Советского Союза без значительных ограничений скорости, серийная постройка которого могла бы быть начата в очень короткий срок.
В результате конкурса, Народным комиссариатом путей сообщения был одобрен проект конструкторов Коломенского машиностроительного завода, и 5 октября 1945 года первый паровоз новой конструкции, имевший обозначение П-0001 («Победа», заводское обозначение — П32), совершил первый рейс от Коломны до станции Рыбное и обратно, причём, на обратном пути, с поездом массой 2300 тонн. В том же году завод изготовил второй паровоз — паровоз П-0002.
За разработку нового грузового паровоза инженеры Л. С. Лебедянский, Г. А. Жилин, В. К. Чистов, Д. В. Львов, В. Д. Уткин и В. Д. Дьяков были удостоены в 1947 году звания лауреатов Сталинской премии.
Постановлением Совета Министров СССР от 14 января 1947 года паровозу было присвоено обозначение серии Л по фамилии главного конструктора Л. С. Лебедянского, при этом выпущенные ранее паровозы серии П (№№ 0001—0078 и № 1001) также получили обозначение Л.
Производство
Внешние изображения |
|
Советский плакат с изображением паровоза Л |
По имеющимся данным, за годы производства было пострено 4199 паровозов серии Л (см. табл.). Также Ворошиловградский паровозостроительный завод выпустил один опытный паровоз Лк−4276, то есть всего было построено 4200 паровозов.
Выпуск паровозов Л
Год выпуска |
Завод-изготовитель |
Всего |
Коломенский |
Ворошиловградский |
Брянский |
Количество |
Номера |
Количество |
Номера |
Количество |
Номера |
1945 |
2 |
0001, 0002 |
— |
— |
— |
— |
2 |
1946 |
76 |
0003 — 0078 |
— |
— |
1 |
1001 |
77 |
1947 |
180 |
0079 — 0258 |
— |
— |
30 |
1002 — 1031 |
210 |
1948 |
233 |
0259 — 0491 |
— |
— |
81 |
1032 — 1112 |
314 |
1949 |
261 |
0492 — 0752 |
— |
— |
147 |
1113 — 1259 |
408 |
1950 |
301 |
0753 — 1000
1501 — 1553 |
81 |
4001 — 4081 |
130 |
1260 — 1389 |
512 |
1951 |
240 |
1554 — 1793 |
391 |
4082 — 4275
4277 — 4473 |
— |
— |
631 |
1952 |
99 |
1794 — 1877
2001 — 2015 |
154 |
4474 — 4627 |
— |
— |
253 |
1953 |
240 |
2016 — 2255 |
423 |
4628 — 4743
3001 — 3307 |
— |
— |
663 |
1954 |
130 |
2256 — 2385 |
584 |
3308 — 3891 |
— |
— |
714 |
1955 |
— |
— |
415 |
3892 — 3999
5001 — 5307 |
— |
— |
415 |
Всего |
1762 |
2048 |
389 |
4199 |
Конструкция
-
Основные размеры паровоза Л (осевые нагрузки указаны для паровозов, построенных до 1952 года).
Эксплуатация
Сохранившиеся паровозы
Большой объём производства и относительно поздний срок выпуска (например, по сравнению с паровозами О) привели к тому, что на территории постсоветского пространства сохранилось достаточно большое количество паровозов серии Л. Стоит отдельно отметить первый паровоз серии Л-0001 (ныне ему возвращено первоначальное обозначение П-0001), который хоть и числится экспонатом железнодорожного музея (см. ниже), но его техническое состояние позволяет вернуть в эксплуатацию. Паровоз Л-2344 работает в качестве ретро-поезда и возит туристов из Москвы по нескольким туристическим маршрутам. Также в ретро-поезде участвует паровоз Л-5231.
Перечень сохранившихся паровозов серии Л
В рабочем состоянии[2]
Паровоз Л-5141 в локомотивном депо Тернополь
- Л-0022 — Елец (Липецкая область, Россия)
- Л-0298, Л-0688, Л-1600 — Коростень (Житомирская область, Украина)
- Л-0312 — Елгава (Латвия)
- Л-0409, Л-0530, Л-0916, Л-0986, Л-1083, Л-1325, Л-2056 — «Интертрак» (Украина)
- Л-0635, Л-1081, Л-1041, Л-1126 — Тихорецк (Краснодарский край, Россия)
- Л-0945 — Бурея (Амурская область, Россия)
- Л-1741 — Полоцк (Витебская область, Белоруссия)
- Л-2108 — Шарья (Костромская область, Россия)
- Л-1327, Л-2164 — Ишим (Тюменская область, Россия)
- Л-1663 — Тюмень (Россия)
- Л-1698 — Киров-Котласский (Кировская область, Россия)
- Л-2035 — Вихоревка (Иркутская область, Россия)
- Л-2067, Л-3438, Л-3469, Л-4639 — Иркутск-Пассажирский — Слюдянка — Порт Байкал (КБЖД, Иркутская область, Россия)
- Л-3055 — Киев (Украина) ретро-поезд номер 6501/6502. Депо Сновскъ – это нынешний Щорс Черниговской области[3].
Законсервированы[4]
- Л-0011, Л-0075, Л-1771 — Тамбов (Россия)
- Л-0015 — депо Михайлов (Рязанская область, Россия)
- Л-0073, Л-0088, Л-1177, Л-2004, Л-2055, Л-3155, Л-3733, Л-3991, Л-5186 — Чир (Волгоградская область, Россия)
- Л-0074, Л-4132 — Ростов (Россия)
- Л-0106 — база запаса Субачюс (Литва)
- Л-0055, Л-0127, Л-0433, Л-2723, Л-3730, Л-3760 — Славное (Витебская область, Белоруссия)
- Л-0158, Л-1318, Л-4030, Л-4175, Л-4582 — Тихорецк (Краснодарский край, Россия)
- Л-0366 — Орша (Витебская область, Белоруссия)
- Л-0118, Л-0548, Л-0626, Л-0684, Л-0693, Л-0744, Л-0867, Л-1033, Л-2285, Л-3162, Л-3167, Л-3176, Л-3418, Л-3478, Л-3530, Л-3899, Л-3922, Л-3934, Л-4258, Л-4287, Л-4302, Л-5071 — Бурея (Амурская область, Россия)
- Л-0221, Л-0814, Л-1160 — Радвилишкис (Литва)
- Л-0844, Л-0970, Л-3191, Л-4471 — база запаса Щорс (Черниговская область, Украина)
- Л-0837, Л-0863, Л-0879, Л-0893, Л-2256, Л-2281, Л-3906, Л-4296, Л-4426, Л-4728, Л-5165, Л-5210 — депо Могзон (Забайкальский край, Россия)
- Л-0154, Л-0598, Л-0742, Л-0748, Л-0884, Л-0899, Л-0984, Л-1112, Л-1173, Л-1807, Л-3239, Л-3657, Л-3658, Л-3660, Л-3751, Л-4102, Л-4110, Л-4174, Л-4190, Л-4739, Л-5290 — база запаса Топки (Кемеровская область, Россия)
- Л-0570, Л-1590, Л-1180, Л-1799, Л-3105, Л-3117, Л-4053, Л-4648 — Агрыз (республика Татарстан, Россия)
Л-1637 (разрезан), Л-2254(разрезан), Л-4191 — депо Орёл (Россия)
- Л-0683, Л-1768 — депо Верховье (Орловская область, Россия)
- Л-1705, Л-3965 — (памятник) Караганда-Сортировочная (Казахстан)
- Л-0676, Л-0131, Л-0213, Л-1794, Л-2020, Л-2030, Л-2358, Л-3112, Л-3420, Л-3677, Л-3916, Л-3958 — депо Рославль (Смоленская область, Россия)
- Л-1542, Л-1758, Л-1820, Л-1840, Л-1844, Л-2001, Л-2017, Л-2031, Л-2044, Л-2047, Л-2048, Л-2057, Л-2100, Л-2252, Л-2257, Л-2277, Л-2301, Л-2331, Л-2333, Л-2340, Л-2349, Л-2351, Л-2357, Л-3001, Л-3008, Л-3024, Л-3027, Л-3051, Л-3102, Л-3108, Л-3111, Л-3127, Л-3130, Л-3237, Л-3313, Л-3314, Л-3348, Л-3476, Л-3513, Л-3598, Л-3603, Л-3645, Л-3650, Л-3653, Л-3654, Л-3710, Л-3812, Л-4033, Л-4037, Л-4455, Л-4514, Л-4674, Л-5192, Л-5293 — база Рославль-II (Смоленская область, Россия)
- Л-1877 — депо Коми, Печора (Россия)
- Л-2095, Л-2106, Л-2149, Л-2158, Л-2160, Л-2188, Л-2206, Л-2218, Л-2220, Л-2221, Л-2246, Л-2269, Л-3331, Л-3371, Л-3777, Л-4139, Л-5125, Л-5127, Л-5149 — Шарья (Костромская область, Россия)
- Л-0755, Л-0828, Л-0831, Л-1107, Л-2094, Л-2180, Л-2198, Л-2365, Л-2368, Л-2382, Л-3333, Л-3743, Л-3867, Л-4460, Л-4544, Л-4546, Л-4720, Л-4721, Л-4724, Л-5153, Л-5169, Л-5215, Л-5224, Л-5244, Л-5248, Л-5249, Л-5250 — база Урдома (Архангельская область, Россия)
- Л-2081, Л-4592 — база запаса Шклов (Могилёвская область, Белоруссия)
- Л-1665, Л-2313, Л-3257, Л-3263, Л-3634, Л-3701, Л-4315, Л-4421, Л-4423, Л-4502, Л-4507 — база Нязепетровск (Челябинская область, Россия)
- Л-1830, Л-2046, Л-3619, Л-3780, Л-3789, Л-4118, Л-4186 — база запаса Морозовская (Ростовская область, Россия)
- Л-1846, Л-3534, Л-4386, Л-4845 — база Новосокольники (Псковская область, Россия)
- Л-0498, Л-4041, Л-5083 — депо Нижний Новгород-Сортировочный (Нижегородская область, Россия)
- Л-1228 — депо Гомель (Белоруссия)
- Л-2197, Л-2244, Л-3080, Л-3234, Л-3337, Л-3343, Л-3688, Л-5122, Л-5256, Л-5259 — депо Ермолино (Ивановская область, Россия)
- Л-2317 — Копли, Таллин (Эстония)
- Л-2345, Л-3401 (с 2012 года установлен как памятник в городе Инза)[5], Л-3854 — база запаса Гольцовка (Пензенская область, Россия)
- Л-3083 — депо Осиповочи (Могилёвская область, Белоруссия)
- Л-3354, Л-4019, Л-4463, Л-4589, Л-5261 — база запаса Торжок (Тверская область, Россия)
- Л-3599 — Елгава (Латвия)
- Л-3689 — Рыбное (Рязанская область, Россия)
- Л-4178 — Баладжары (Азербайджан)
- Л-4239, Л-4253, Л-4393, Л-4429 — Златоуст (Челябинская область, Россия)
- Л-4266 — база Муслюмово (Челябинская область, Россия)
- Л-4268 — Витебск (Белоруссия)
- Л-4578 — депо Гулбене (Латвия)
- Л-4718 — Лоста (Вологодская область, Россия)
- Л-5005 — Брест (Белоруссия)
- Л-5111 — М.Горького (Волгоградская область, Россия)
В музеях[6]
Паровоз Л-1585 рядом с памятником железнодорожнику
- Л-0002 — Лихая (Ростовская область, Россия), близ Дома культуры.
- Л-0004 — депо Морозовская (Ростовская область, Россия)
- Л-0012 — Коломна (Россия)
- Л-0026 — Ртищево (Саратовская область, Россия)
- Л-0186 — Барнаул (Алтайский край, Россия)
- Л-0236 — Вильнюс (Литва)
- Л-0374 — у Самарского Государственного Университета Путей Сообщения (Самара, Россия)
- Л-0392 — депо Унеча (Брянская область, Россия)
- Л-0801 — Владимир (Россия)
- Л-0872 — вокзал в Петушках (Владимирская область, Россия)
- Л-0977 — Абдулино (Оренбургская область, Россия)
- Л-1038 — детский парк в Чернигове (Украина)
- Л-1048 — Атырау (Казахстан)
- Л-1160 — Клайпеда (Литва)
- Л-1174 — на перроне вокзала в Бийске (Алтайский край, Россия)
- Л-1183 — на перроне вокзала в Черемхово (Иркутская область, Россия)
- Л-1273 — Вожега (Вологодская область, Россия)
- Л-1326 — Оловянная (Забайкальский край, Россия)
- Л-1361 — Тапа (Эстония)
- Л-1521 — депо Кинель (Самарская область, Россия)
- Л-1578 — Энгельс (Саратовская область, Россия)
- Л-1585 — Поворино (Воронежская область, Россия)
- Л-1591 — Юдино (Татарстан, Россия)
- Л-1612 — Конотоп (Сумская область, Украина)
- Л-1635 — привокзальная площадь Нижнего Тагила (Свердловская область, Россия)
- Л-1699 — Красноуфимск (Свердловская область, Россия)
- Л-1709 — курорт Бурабай (Акмолинская область, Казахстан)
- Л-1754 — станция Москва-Сортировочная-Казанская (Москва, Россия)
- Л-1765 — Бугульма (Татарстан, Россия)(Л-9669)[8]
- Л-1822 (установлен в сцепе несколькими вагонами) — Мценск (Орловская область, Россия)
- Л-2061 — локомотивное депо ст. им. М. Горького (Волгоградская область, Россия)
- Л-2162 — Шахунья (Нижегородская область, Россия)
- Л-2248 — Муром (Владимирская область, Россия)
- Л-2289 — детский парк в г. Игналина (Литва)
- Л-2309 — Казатин (Винницкая область, Украина)
- Л-2317 — Таллин (Эстония)
- Л-3036 (установлен в сцепе с вагоном) — Скуратово (Тульская область, Россия)
- Л-3168 — Абакан (Россия)
- Л-3291 — Ульяновск (Россия)
- Л-3318 — Туймазы (Башкортостан, Россия)
- Л-3401 — Инза, (Ульяновская область, Россия)[5]
- Л-3449 — Тайшет (Иркутская область, Россия)
- Л-3451 — Благовещенск (Амурская область, Россия)
- Л-3507 — на территории Иркутской ДЖД (Россия)
- Л-3516 — возле стадиона «Локомотив» (Москва, Россия)
- Л-3562 — Витебск (Белоруссия)
- Л-3602 — Стерлитамак (Башкортостан, Россия)
- Л-3609 — Карасук (Новосибирская область, Россия)
- Л-3620 — Славгород (Алтайский край, Россия)
- Л-3636 — Боготол (Красноярский край, Россия)
- Л-3809 (по другим данным — Л-3808) — Междуреченск (Кемеровская область, Россия)
- Л-3908 — Новокузнецк (Кемеровская область, Россия)
- Л-3993 — Шемонаиха (Казахстан)
- Л-4046 — Слюдянка (Иркутская область, Россия)
- Л-4067 — Янаул (Башкортостан, Россия)
- Л-4125 — территория депо Полоцк (Витебская область, Белоруссия)
- Л-4159 — Черняховск (Калининградская область, Россия)
- Л-4305 — площадь у вокзала Каменск-Уральский (Свердловская область, Россия)
- Л-4657 — Порт-Байкал (Иркутская область)
- Л-4729 — территория депо Нижнеудинск (Иркутская область, Россия)
- Л-5049 (тендер от Л-5099) — Тюри (Эстония)
- Л-5072 — территория депо Караганда (Казахстан)
- Л-5129 — площадь у вокзала в Котласе (Архангельская область, Россия)
- Л-5218 — Микунь (Коми, Россия)
- Л-5301 — Уруша (Амурская область, Россия)
- Л-5122 — Ярославль (площадь перед ДК «Магистраль»)
Помимо этого в качестве памятников установлены обрубки передней части следующих паровозов:
Заброшены
- Л-5231 (используются для ретро поездок в Москве) — по состоянию на май 2008 отставлен от работы из-за износа бандажей и машины
- Л-3348 (депо Рославль, используются для ретро поездок в Москве)
- Л-2344 (депо Рославль, используются для ретро поездок в Москве)
- Л-5141 (Украина, используется для ретро поездок)
Паровоз Л-5141 в локомотивном депо Тернополь
- Л-3815 (Новосибирск, используется для ретро поездок)
- Л-2055 (Ростов-на-Дону, предположительно депо Тихорецкая, используется для ретро поездок)
- Л-0022 (депо Белгород)
- Л-4524 (депо С-петербург-Сортировочный-Московский, используется для ретро-поездок по Октябрьской дороге)
- Л-5289 (депо С-петербург-Сортировочный-Московский, используется для ретро-поездок по Октябрьской дороге)
- Л-1831 (авдеевский завод нестандартного оборудования, Донецкая жд)
Паровозы Л в кинофильмах
Наиболее заметное появление «лебедянок» в фильме «Большие перегоны» (1971), где герои Николая Крючкова и Юрия Николаева работают на этих паровозах (из рабочих показаны Л-4620, Л-4625 и Л-4628). Помимо этого, рабочие паровозы серии Л можно увидеть в фильмах «12 стульев», «Подарки по телефону», «Дети Арбата», «Адмиралъ», «Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва» — художественный фильм режиссёра Ильи Фрэза 1959 года и «Первые на Луне». Нерабочий Л появляется в фильме «Ворошиловский стрелок».
Примечательный факт
На фронтоне располагалась — как и на паровозах П36 и ЛВ — красная звезда с барельефными изображениями руководителей СССР В. Л. Ленина и И.В. Сталина.[9] После начала десталинизации, начатой после XX съезда КПСС, центральный элемент звезды с изображениями советских вождей практически со всех паровозов демонтировался. В настоящее время паровоз с изображением Сталина и Ленина, в частности, сохранился в депо Барнаула на паровозе Л-0186[10] и паровозе-памятнике Л0154 в Камне-на-Оби[11].
Примечания
- ↑ Л.Б. Януш. 12. Паровозы 1-5-0 Л // Русские паровозы за 50 лет.
- Уцелевшие паровозы на железных дорогах СНГ, Прибалтики и Монголии. Паровоз ИС. — Л в рабочем состоянии. Проверено 18 сентября 2009.
- Экскурсия на время Чемпионата Европы. Ретро-поезд. — Киевский ретро-поезд. Архивировано из первоисточника 26 июня 2012.
- Уцелевшие паровозы на железных дорогах СНГ, Прибалтики и Монголии. Архивировано из первоисточника 5 июня 2012. Проверено 28 октября 2009.
- ↑ Пензенский паровоз стал памятником в Ульяновской области, Лента новостей, Пенза: Пенза Пресс (16 августа 2010). Проверено 18 августа 2010.
- Уцелевшие паровозы на железных дорогах СНГ, Прибалтики и Монголии. Архивировано из первоисточника 5 июня 2012. Проверено 18 сентября 2009.
- Уцелевшие паровозы на железных дорогах СНГ, Прибалтики и Монголии. Паровоз ИС. — Л установленные в качестве памятников. Проверено 6 октября 2009.
- Фотография
- Фотография
- Паровоз-памятник Л-0186 в Барнауле
- Паровоз-памятник Л0154 в Камне-на-Оби
Источники
- Лугинин Н. Г. Паровоз Л. — М: Трансжелдориздат, 1950.
- Чистов В. К. Паровоз Л: устройство, обслуживание и особенности ремонта. — М: 1-я тип. Трансжелдориздата, 1958.
- Раков В. А. Локомотивы отечественных железных дорог 1845—1955. — М: Транспорт, 1995.
Ссылки
- Паровоз Л-5231 в Щербинке (видео)
- Паровоз Л-2344 на экскурсии "Паровозная прогулка"