12-10-2023
Международный авиационно-космический салон | |
---|---|
МАКС-2007, 25 августа 2007 |
|
Аэродром: | Раменское (аэропорт) |
Местонахождение: | Жуковский, Московская область |
Страна: | Россия |
Координаты: | |
Открыт: | 1993 |
Тип: | военный, коммерческий |
Проводится: | раз в два года, по нечётным годам, в конце августа |
Организатор: | Федеральное агентство по промышленности, ОАО «Авиасалон» |
Посетители: | 440 000 (2011) |
Представлен: | статическая экспозиция авиашоу |
Сайт: | www.maks.ru |
Международный авиационно-космический салон (МАКС) — международная аэрокосмическая выставка, проводящаяся с периодичностью раз в два года в Жуковском, на аэродроме ЛИИ имени М. М. Громова, недалеко от Москвы. Впервые выставка состоялась в 1993 году. Последний X Международный авиационно-космический салон МАКС-2011 прошёл 16-21 августа 2011 года.
Организаторы выставки — Федеральное агентство по промышленности (до 2009 года), Правительство Москвы (2009) и ОАО «Авиасалон».
Содержание |
Цель проведения МАКС — демонстрация российских высоких технологий и открытости внутреннего рынка России для совместных проектов с зарубежными партнёрами.[1] МАКС является важным отраслевым мероприятием, крупнейшей выставкой авиатехники в Восточной Европе. Значительное место в программе МАКС занимают научные конференции и симпозиумы, проводимые под эгидой государственного научного центра России — ЦАГИ.
Авиасалоны проводятся в городе авиационной науки и техники — Жуковском, на аэродроме центральной испытательной базы страны — Лётно-исследовательского института им. М. М. Громова. Впервые выставка состоялась в 1993 году. С тех пор МАКС проходит, как правило, раз в два года и длится 6 дней, из которых последние 3 дня вход на авиасалон открыт для всех.
Вместе с тем, МАКС отличает не только его содержание, но зрелищность. МАКС — это авиашоу, на которое приходят посмотреть сотни тысяч зрителей. Регулярно выступают российские пилотажные группы («Русские витязи», «Стрижи» и др.), а также иностранные («Патруль де Франс», «Фречче Триколори» и др.). По словам посетителей, МАКС в каком-то роде похож на пикник: посетители лежат на траве, едят шашлык и пьют пиво и квас.
Проехать к месту проведения авиасалона можно на личном транспорте по Р105 Егорьевскому шоссе через г. Раменское, либо по М5E 30 Новорязанскому шоссе через аэропорт «Быково» и г. Жуковский. На электропоезде Рязанского направления Московской железной дороги можно добраться до платформ «Отдых» или «42-й километр» (отправление из Москвы с Казанского вокзала), откуда до места проведения авиасалона курсируют автобусы. Также организовываются дополнительные электропоезда и автобусы.[2]
Авиасалоны сопровождаются повышенными мерами безопасности, которые обеспечивают подразделения Полиции и внутренних войск.
Первая в России международная авиационная выставка прошла в 1911 году в Михайловском манеже Санкт-Петербурга. Спустя 22 года, 18 августа сделали Днём Воздушного Флота СССР и с тех пор отмечали его, устраивая авиашоу на аэродроме в московском Тушине.[3]
Первый авиасалон в г. Жуковском перед «Инженерным» корпусом ЦАГИ прошёл в 1990 году.[4] После распада Советского Союза авиаторы окончательно перебрались в Жуковский, где в 1992 году на базе Лётно-исследовательского института (ЛИИ) имени Громова прошла Международная авиационно-космическая выставка «МосАэроШоу-92» (11-16 августа). С 1993 года в соответствии с указанием Президента России Б. Н. Ельцина единым местом проведения международных авиационно-космических салонов была определена территория ЛИИ им. М. М. Громова, а сами выставки стали регулярно проводиться раз в два года по нечётным годам:[5]
Внешние изображения | |
---|---|
Авиасалон в г. Жуковском перед «инженерным» корпусом ЦАГИ (1990). |
История авиасалона МАКС в цифрах:[5]
Год | Стран мира | Компаний | Компаний из России и СНГ | Экспонатов, всего | Экспонатов, авиатехника | Сумма контрактов (млрд. долл. США) | Посетителей (тыс. чел.) |
Входной билет (руб.)[сн 1] |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1992 | 11[6] | 203[7] | 136[6] | 114[7] | 300[7] | |||
1993 | 17 | 260 | 178 | 400 | 250[сн 2] | |||
1995 | 23 | 400 | 300 | 150[3] | 0[3] | 500 | ||
1997 | 24 | 400 | 250[3] | 150[3] | 500 | |||
1999 | 28 | 450 | - | 500 | ||||
2001 | 34 | 537 | 422 | 166[5] | 660 | 100[8] | ||
2003 | 40 | 606[9] | 488[10] | 249[9][сн 3] | 1,5[11] | 650[9] | 250[12] | |
2005 | 40 | 654[9] | 520 | 221[9] | 5[13] | 512[9] | 300[14] | |
2007 | 39[15][16] | 787[9] | 540 | 279[5][16] | 3[13] | 557,3[9] | 350 | |
2009 | 34 | 711 | 436[13][сн 4] | 1 449[сн 5] | 740[13] | 10[13] | 550[13] | 450 |
2011 | 40[17] | 800[17] | 240[18] | более 10[18] | 440[18] | 600[17] |
Примечания:
Внешние изображения | |
---|---|
Распоряжение «О демонстрации достижений авиационно-космической промышленности России» | |
А. В. Руцкой открывает «МосАэроШоу' 92». | |
Фото выставки. |
14 февраля 1992 года для подготовки и проведения «Мосаэрошоу-92» было зарегистрировано ТОО «Авиасалон», учредителями которого стали ЛИИ им. М.М. Громова, в/о Авиаэкспорт и АКБ «Авиабанк». 6 мая 1992 года Вице-президент Российской Федерации А. В. Руцкой подписал распоряжение «О демонстрации достижений авиационно-космической промышленности России».[19]
Международная авиационно-космическая выставка «МосАэроШоу' 92» была проведена на аэродроме Лётно-исследовательского института им. М. М. Громова 11-16 августа 1992 года. В ней приняли участие 203 предприятия из стран СНГ и дальнего зарубежья, которые представили 114 летательных аппаратов. Общее число посетителей составило около 300 тыс. человек.[5][7] Выставку открыл Вице-президент России А. В. Руцкой.
В выставке приняли участие представители 69 зарубежных фирм из 11 стран, в том числе таких известных американских компаний, как Rockwell International, United Technologies и Pratt & Whitney. В Жуковском широкой публике впервые был продемонстрирован самолёт Ту-204 с двигателями Rolls-Royce. Ведущие ОКБ России показали свои новые разработки — самолёты-амфибии Бе-200 и А-40, вертолёты Ми-38 и Ка-226, ряд самолётов бизнес-класса.[6]
Внешние видеофайлы | |
---|---|
Момент аварии Як-38, и пролёт Як-38 и Ми-8 с флагом. |
Открывал аэрошоу совместный пролёт самолёта Як-38 и вертолёта Ми-8, которые несли флаг авиасалона. Изначально планировалось нести флаг двумя Як-38, но 28 июля при отработке элемента «карусель» был потерян один Як-38: после завершения фигуры возник опасный крен, из-за которого сработала автоматическая система аварийного покидания самолёта, и пилота Як-38, заслуженного лётчика-испытателя СССР Виктора Заболотского, неожиданно катапультировало.[20] Однако организаторы не стали отменять пролёт, заменив потерянный Як-38 вертолётом Ми-8.
Также в программу показа входила демонстрация катапультирования из летающей лаборатории Су-15 на малой высоте (при этом произошла вторая авария: после манекена пришлось катапультироваться и самому пилоту из-за отказа управления), групповой пилотаж МиГ-31 и пары Су-27, парный пилотаж А. Н. Квочура и В. А. Логиновского на Су-27, в том числе встречный пилотаж над полосой, укороченный взлёт МиГ-21 с использованием трамплина, пролёт МиГов — МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-31, пролёт Ту-22М3, катапультирование из летающей лаборатории Ан-12 на малой высоте из перевёрнутого положения, а также пилотаж группы «Небесные гусары» на Су-25.
По данным журнала «Власть», в рамках выставки авиационная ассоциация «Ильюшин» подписала соглашение с авиакомпанией «Аэрофлот — Российские международные авиалинии» о продаже 20 самолётов Ил-96М. Подписаны также соглашения с иностранными фирмами о закупке партии Ми-17 и Як-42, соглашение между американской компанией Allied Signal и НИИ авиационного оборудования о совместной разработке и производстве бортового радионавигационного оборудования. Руководители АНТК «МиГ» провели переговоры с английской фирмой Avionik о модернизации электронного оборудования для самолётов МиГ, подписали соглашение по созданию совместного предпритятия с одной из немецких фирм о помощи в эксплуатации МиГ-29, находящихся на вооружении Германии, провели предварительные переговоры о продаже МиГ-29 и МиГ-31 в Португалию, Южную Корею и Швейцарию. ММЗ имени П. О. Сухого провёл в Жуковском предварительные переговоры о продаже в Южную Корею истребителей Су-27 и подписал протокол о намерениях с Airbus Industrie по сертификации спортивно-акробатического самолёта Су-26. Кроме того, ММЗ имени Сухого подписал контракт с французской фирмой Thomson о сотрудничестве в области разработки бортового и навигационного оборудования для гражданских самолётов.[6]
Начальник отдела ВО «Авиаэкспорт» Алексей Диденко, комментируя итоги выставки, заявил, что для российской авиапромышленности наметился «выход из пикирования».[6]
В 1993 году выставка получила своё сегодняшнее официальное название и статус Международного авиационно-космического салона (МАКС). I Международный авиационно-космический салон МАКС-1993 проходил с 31 августа по 5 сентября сразу на трёх площадках: в Жуковском, на центральном аэродроме в Москве — Ходынское поле и в выставочном комплексе на Красной Пресне. В работе авиасалона приняли участие 178 предприятий из стран СНГ и 82 иностранные фирмы. Число посетителей выставки превысило 400 тыс. человек.
Новинкой авиасалона стал многоцелевой истребитель Су-35. ОКБ имени Сухого также впервые выставило боевые самолёты Су-24МК и Су-30МК, а НТК имени Камова показал противотанковый вертолёт Ка-50 («Чёрная акула»). В области гражданской авиации публике впервые были представлены грузовая версия Ту-204, Ил-96М и Ан-74Т.
По данным журнала «Деньги», ни одно из событий этого салона не оставило серьёзного следа в российской и международной авиации:[3]
Канадская Pratt & Whitney и НПО имени Климова объявили о создании совместного предприятия «Pratt & Whitney Canada/Климов лимитед», которое должно было стать ведущим отечественным поставщиком газотурбинных двигателей малой и средней мощности для гражданской авиации в СНГ. Однако спустя четыре года СП развалилось. АК имени Ильюшина представил новый многоцелевой самолёт Ил-112, который остаётся проектом до сих пор. Французская Snecma вела переговоры с АО «Пермские моторы» на тему модернизации российского двигателя ПС-90, с КБ имени Микояна — о поставках моторов Larzac для учебно-тренировочного самолёта МиГ-АТ, с «Аэрофлотом» — о замене двигателей на лайнерах Ил-86. Успешным оказался только военный проект. Неважно выступил авиасалон и в роли шоу: по неофициальной информации, он принёс организаторам около $300 тыс. убытков.
По опыту проведения МАКС-93 стало ясно, что салон должен проводиться в одном месте. В соответствии с указанием Президента России Б. Н. Ельцина единым местом проведения международных авиационно-космических салонов была определена территория ЛИИ им. М. М. Громова в г. Жуковском Московской области. В дальнейшем выставки стали регулярно проводиться по нечётным годам.[5]
II Международный авиационно-космический салон МАКС-1995 состоялся 22-27 августа 1995 года. В выставке участвовало более 300[3] российских фирм и около 100[5] зарубежных компаний, было представлено около 150 образцов техники.
Впервые массовому зрителю были показаны самолёт Ил-76МФ с двигателями ПС-90А, истребитель Су-32ФН, ближнемагистральный пассажирский самолёт Ту-334, транспортный вертолёт Ка-62 и многоцелевой Ка-226.[3] Также впервые демонстрировались российские ЗРПК «Панцирь»[21] и ЗРС С-300ПМУ (первая модель ряда С-300ПМ).[22] Здесь же состоялась встреча двух учёных: американского специалиста в области радиолокации Д. К. Бартона (ЗРС «Пэтриот»), и генерального конструктора А. А. Леманского, во время которой Бартон, как учёный, признал превосходство российской ЗРС над американской.[22]
По данным журнала «Деньги», судьба заключённых на МАКСе соглашений о поставках российских самолётов оказалась печальной: ни одно из них так и не стало твёрдым контрактом.[3] Глава Госкомоборонпрома Виктор Глухих, курировавший МАКС-95, заявил, что нынешний салон безусловно хуже, чем «тот, который состоится в 1997 году».[3]
III Международный авиационно-космический салон МАКС-1997 состоялся 19-24 августа 1997 года. Впервые авиасалон открывал Президент России — Борис Ельцин. МАКС-1997 привлёк около 400[5] авиакосмических компаний из 24 стран мира (из которых 250 компаний — из России и других стран СНГ).[3]
Российские компании представили 110 из 150 экспонатов салона, а российские пилоты выполнили 187 из 207 демонстрационных полётов.[3] Впервые на авиасалоне КБ «Радуга» показало гиперзвуковую летающую лабораторию (ГЛЛ) «Радуга Д2» на базе авиационной ракеты Х-22[23] и прототип гиперзвукового летательного аппарата с прямоточным воздушно-реактивным двигателем ГЭЛА (Х-90)[24][25]. Среди новинок авиасалона также были представлены макет сверхлёгкого многоцелевого вертолёта «Актай» (Казанский вертолётный завод),[26] и передатчики активных помех для подавления приёмников спутниковых навигационных систем (Авиаконверсия).[27]
Авиасалон посетили около 500 тыс. зрителей.
По данным журнала «Деньги», контрактов на салоне было подписано немного, и в части российской техники они оказались несостоятельными.[3]
IV Международный авиационно-космический салон МАКС-1999 проходил с 17 по 22 августа 1999 года. В МАКС-99 приняло участие более 300 предприятий из России и других стран СНГ, а также около 100 зарубежных фирм. Подавляющее большинство отечественных экспонатов авиасалона МАКС-99 оказалось ещё советскими разработками. Была показана всего одна новинка — экспериментальный боевой самолёт с обратной стреловидностью крыла С-37 «Беркут».[3]
Европейский концерн Airbus, второй в мире производитель магистральных гражданских самолётов, отказался участвовать в салоне, объяснив это решение реализацией корпоративной программы по общему сокращению расходов. Скандал с Airbus нанёс существенный ущерб имиджу авиасалона.[3]
На салоне было объявлено, что ОАО «Рыбинские моторы» (НПО «Сатурн» — после слияния «Рыбинских моторов» и КБ «Люлька-Сатурн») продлило контракт с американо-французской фирмой CFMI (выпускает двигатели для Boeing и Airbus) по выпуску комплектующих на экспорт.[3]
Буран на МАКС в 1999 году.
МиГ-25 в небе над Жуковским.
Изделия на статической выставке.
ЗРС С-300ПМУ2 «Фаворит» с тягачом МАЗ.
V Международный авиационно-космический салон МАКС-2001 состоялся в подмосковном Жуковском 14-19 августа 2001 года. Авиасалон открыл Президент России Владимир Путин.[28] По заявлению генерального директора авиасалона МАКС-2001 Юрия Нагаева, в работе авиасалона приняли участие 537 фирм из 34 стран, на статической экспозиции и демонстрационных полётах показано около 150 летательных аппаратов. Они заняли открытые площадки общей площадью 4 тысячи квадратных метров. Вся экспозиция была развёрнута на территории площадью 11 тысяч квадратных метров в 30 павильонах.[29]
Коллектив ОКБ Сухого впервые представил экспозицию, «олицетворяющую единую концепцию развития современного боевого самолёта за последние десять лет»: от «старичков» Су-24 и Су-25 до модернизированных Су-27 и перспективной разработки нового поколения Су-47 «Беркут» (переименован из С-37).[29]
Промышленная компания «Концерн „Антей“» и АО «Оборонительные системы» представили «торы», «буки» и С-300.[29]
В московском авиасалоне МАКС-2001 впервые принял участие Европейский концерн EADS (англ. Aeronautic Defence and Space Company).[29]
Впервые на выставке демонстрировало свою продукцию российско-индийское СП «Брамос», создавшее на базе ракеты «Яхонт» универсальную сверхзвуковую систему «Брамос», испытанную в Индии 12 июня 2001 года.[30]
На МАКС-2001 не было подписано крупных сделок.[30][31] Было подписано восемь международных контрактов по модернизации российских истребителей (в частности, Су-25 и МиГ-25), заключена сделка на покупку Бирмой 15 российских истребителей Миг-29 на сумму 150 млн долларов, Индия выдвинула предложение о покупке российских учебно-тренировочных самолётов нового поколения (МиГ-АТ конструкторского бюро «МиГ» или Як-130 КБ им. Яковлева), Газпром закупил 50 новых вертолётов Ка-226 (для обслуживания газо- и нефтяных трубопроводов, которые пролегают в труднодоступных северных районах, и для полётов в районы добычи углеводородного сырья).[32]
Посетители выставки у тяжёлого транспортного самолёта Ан-225
Взлёт экспериментального самолёта Су-47 «Беркут»
Перспективный гражданский самолёт ОКБ Сухого Су-80
Экспозиция авиационных средств поражения в крытом павильоне
VI Международный авиационно-космический салон МАКС-2003 состоялся 19-24 августа 2003 года. В нём приняло участие 606 предприятий, организаций и фирм из 40 стран мира.[33] Из 249 представленных образцов авиатехники 65 самолётов и вертолётов было зарубежного производства.[9]
На МАКС-2003 ВВС РФ представили самолёт Су-32-ФМ, модернизированные варианты Су-24, Су-25 и Су-27, а также транспортный самолёт Ил-76-МФ.[34] Новая гражданская авиатехника — ближнемагистральные самолёты RRJ (Russian Regional Jet) на 70, 85 и 95 мест (разработки ОКБ им. Сухого) и 150-местный среднемагистральный МС-21 (ОКБ им. Яковлева и ОКБ им. Ильюшина) — была показана в павильонах в виде макетов.[35] Целый павильон заняли дебютировавшие на авиасалоне Космические войска России (в оформлении экспозиции участвовал дизайнер Борис Краснов[35]).
Программа демонстрационных и показательных полётов включала 222 полёта. Наряду с российскими пилотажными группами «Русские Витязи», «Стрижи», «Небесные Рыцари» и «Русь» своё мастерство в небе показали пилотажные группы «Патруль де Франс» (Франция) и «Фречче Триколори» (Италия), а также пилот ВВС США на F-15E.[5] В программу полётов был также включён корабельный истребитель Су-33, из числа тех, которые базируются на единственном российском тяжёлом авианесущем крейсере (ТАВКР) «Адмирал Кузнецов».
По словам генерального директора ЗАО «Авиасалон» Игоря Новикова, МАКС-2003 посетили свыше 600 тыс. человек, в том числе около 50 тыс. бизнес-посетителей.[11] По данным МВД — было зарегистрировано 650 тыс. посетителей.[9] Гостями МАКС-2003 стали главкомы ВВС 25 государств и президент корпорации EADS Райнер Гертрих.[3]
Общая сумма контрактов, заключённых на авиасалоне составила более 1,5 млрд долларов.[11] Первым контрактом, заключённым на авиасалоне, стало соглашение авиакомпании «Трансаэро» о лизинге сроком на 15 лет четырёх самолётов Ту-204-300 на сумму в 200 млн долларов.[36] Авиакомпания «Пулково» заключила соглашение на поставку 25 пассажирских самолётов Ту-334 с РСК «МиГ» на сумму 300 млн долларов. На такую же сумму ВАСО и авиакомпания «Волга-Днепр» договорились с «Ильюшин финанс» о лизинге шести грузовых самолётов Ил-96-400. КАПО заключило контракт на поставку восьми Ту-214 в пассажирском и грузовых вариантах авиакомпаниям «Омскавиа» и «Авиаст» на 266 млн долларов, а НАПО им. Чкалова за 10 млн долларов передали в лизинг авиакомпании «Карпатские международные авиалинии» три пассажирских самолёта Ан-38 сроком на десять лет. РСК «МиГ» совместно с концерном EADS подписали меморандум о создании на базе перехватчика МиГ-31 туристического летательного аппарата (100 млн долларов).[11]
Из крупных военных контрактов были подписаны соглашения о поставке «Рособоронэкспортом» в 2005 году 12 ПУ и двух командных пунктов ЗРС С-300ПМУ1 для Минобороны Вьетнама (20 млн долларов); РСК «МиГ», Агентство промышленного развития Польши и польский авиазавод «ПЗЛ» парафировали трёхсторонний договор о лицензионном производстве в Польше около 50 учебно-тренировочных самолётов МиГ-АТ (100 млн долларов). В космической отрасли «Рособоронэкспорт», Космические войска России и немецкая компания «ОХБ систем» за 40 млн долларов достигли соглашения о запуске в течение 2005—2007 годов с космодрома Плесецк пяти германских спутников радиолокационной разведки SAR-Lupe.[11]
Су-34 набирает высоту.
VII Международный авиационно-космический салон МАКС-2005 состоялся 16-21 августа 2005 года. Выставка открылась при участии Президента Российской Федерации В. В. Путина, который отметил возрастающий интерес к авиасалону МАКС и подчеркнул: «Такое внимание к авиасалону МАКС понятно, так как наша страна известна как одна из наиболее передовых в аэрокосмической области»[33].
В работе МАКС-2005 приняли участие 654 предприятия и фирмы, в том числе 520 из России, стран СНГ и Балтии и 134 из дальнего зарубежья[33]. Экспонаты были представлены как на на открытом воздухе, так и в павильонах. Был открыт доступ в кабины ряда летательных аппаратов.
40 стран-участниц МАКС-2005 представили 221 летательный аппарат на статической стоянке[9]. Из них зарубежные страны представили 62 летательных аппарата[33].
В сегменте боевых самолётов наибольшее представление традиционно для МАКС имели российские и американские экспонаты. Российская сторона представила на МАКС-2005 весь спектр боевой авиации начиная от лёгких учебно-боевых самолётов, до тяжёлых военно-транспортных самолётов и стратегических бомбардировщиков. Так же существенным было участие США, которые представили 9 боевых самолётов — в том числе истребители F-15 и F-16, а также впервые демонстрировавшийся в России сверхзвуковой стратегический бомбардировщик В-1В[33].
На отдельной стоянке размещалось 18 учебно-боевых самолётов из состава пилотажных групп ВВС Франции «Патруль де Франс» и ВВС Италии «Фречче Триколори». Экспозиция авиационно-космической техники разместилась в 38 павильонах общей площадью 30 000 кв.м.[33]
На МАКС-2005 впервые показали Ан-148, предназначенный для замены региональных Ту-134 и Як-42.[37] Казанский вертолётный завод впервые представил лёгкий боевой вертолёт «Ансат-2РЦ».[38] Большой популярностью у посетителей пользовались макет перспективного российского космического корабля «Клиппер» корпорации «Энергия».[39]
За 6 дней было проведено 243 демонстрационных полёта. Зрители увидели 49 видов истребителей, учебных самолётов, вертолётов, стратегических бомбардировщиков, а также транспортных и грузовых самолётов.[33]
В полётах на МАКС-2005 участвовало большое количество тяжёлых боевых самолётов — в частности, пилотаж выполнили все типы самолётов дальней и стратегической бомбардировочной авиации России — над аэродромом прошли Ту-160, Ту-95 и Ту-22М3[40].
Пилотажные группы были представлены российскими «Русскими витязями» на самолётах Су-27, «Стрижами» на самолётах МиГ-29 и французской группой «Патруль де Франс» на самолётах Alpha Jet[41], был выполнен групповой пилотаж на штурмовиках Су-25.
В ходе показательных полётов корпорация «МиГ» впервые продемонстрировала МиГ-29М ОВТ, оборудованный двигателями РД-33 с отклоняемым вектором тяги, и модифицированный истребитель МиГ-29М2.[42]. Индивидуальный пилотаж на истребителях так же был проведён российским Су-47[40] и французскими Dassault Mirage 2000[41].
Выставку посетили 512 тыс. посетителей.[5][9] Объём продаж российской авиатехники и компонентов к ней составил около 5 млрд долларов.[13] По оценке газеты «Коммерсантъ», бо́льшая часть соглашений носила внутрироссийский характер.[37]
В частности, «Рособоронэкспорт» и авиакорпорация HAL (Индия) подписали контракт о лицензионном производстве авиадвигателей АЛ-55И разработки НПО «Сатурн» на сумму 300 млн долларов. ОАО «Авиационная холдинговая компания „Сухой“», ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» и ОАО «Финансовая лизинговая компания» (ФЛК) подписали договор купли-продажи десяти самолётов Russian Regional Jet (RRJ). Сумма сделки, по оценке газеты «Коммерсантъ», составила около 260 млн долларов.[37]
Лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко.» подписала семь соглашений на поставки 56 самолётов общей стоимостью 1,6 млрд долларов. Речь идёт о 18 Ан-148-100B для авиапредприятия «Пулково», 20 Ан-148 в пассажирской и грузовой версиях для авиакомпании «Полёт», одного Ан-148 в варианте VIP для «Красэйра», двух Ил-96-300 для Cubana de Aviacion S.A., восьми грузовых самолётов Ил-96-400Т для авиакомпании «Волга-Днепр», двух Ту-204-300 для «Владивосток Авиа», двух Ту-204-100 для «Кавминводыавиа», двух аналогичных самолётов и одного грузового Ту-204С для Cubana de Aviacion S.A.[37]
Авиакомпании «Волга-Днепр» и «Полёт» разместили заказ на ульяновском ЗАО «Авиастар-СП» на производство десяти модернизированных Ан-124М-150 на сумму около 1,5 млрд долларов.[37]
Из сделок с зарубежными партнёрами называются соглашение между Европейским авиакосмическим концерном EADS и НПК «Иркут» о регистрации СП «EADS IRKUT Seaplane SAS» для продвижения самолёта-амфибии Бе-200, а также соглашение о стратегическом партнёрстве, которое предусматривает приобретение EADS 10 % акций НПК «Иркут», оцениваемых в 50 млн евро. «Иркут» также подписал с Airbus соглашение о российском участии в разработке и производстве нового европейского дальнемагистрального лайнера A-350. АХК «Сухой» подписала с итальянской компанией Finmeccanica и её дочерней структурой Alenia Aeronautica меморандум о взаимопонимании по развитию проекта производства RRJ. В рамках этого соглашения, по словам гендиректора АХК Михаила Погосяна, стороны договорились о продаже Alenia не менее 25 % акций ЗАО «Гражданские самолёты Сухого».[37]
VIII Международный авиационно-космический салон МАКС-2007 состоялся с 21 по 26 августа 2007 года. В его открытии принял участие Президент России Владимир Путин.
Мероприятия авиасалона:
В авиасалоне приняли участие 543 российские и 243 иностранные компании из 39[15] стран мира, что почти на треть больше, чем в 2005 году.[43] 79 иностранные компании участвовали в МАКС впервые.[16] Демонстрировалось 279 гражданских и военных летательных аппаратов.[5]
Россия впервые представила зенитно-ракетный комплекс С-400 и продукты компании Объединённая авиастроительная корпорация. Значительное внимание уделялось проектам Sukhoi Superjet 100 и ГЛОНАСС. Посетители смогли увидеть экспозиции Германии (25 компаний), Франции (22 компании), США (13 компаний), Китая (14 компаний), Бельгии (17 компаний), Украины (15 компаний) и Чехии (8 компаний).[16]
В 2007 году информационный центр на МАКСе был организован корпорацией «Google Россия», открывшей блог авиасалона.[44]
На МАКС-2007 в были продемонстрированы полёты самолётов Су-34, Ту-204-100, Ту-334-100, МиГ-29КУБ, МиГ-29ОВТ, Як-130, Ил-96Т, Ил-76МД-90, Ил-114-100, Су-30МК, вертолётов Ка-226, Ми-38, Ми-28Н и Ми-35М. Показ был завершён выступлением пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи».
Выставку посетили более 600 тыс. человек.
В рамках деловой программы МАКС-2007 было проведено более 300 бизнес-встреч, которые включали подписание контрактов, опционов, соглашений и протоколов о намерениях.[5] Участники авиасалона МАКС-2007 заключили контракты на сумму около 3 млрд долларов США.[13] По словам президента ОАО «Авиасалон» Ю. А. Нагаева,[45]
Только «ОАК» на салоне 2007 года подписал контракты по гражданской авиационной технике на сумму 1,5 млрд долларов, а контрактов по военно-техническому сотрудничеству было заключено на сумму около одного млрд. долларов, в том числе:
- Контракт между ФГУП «Рособоронэкспорт» и Минобороны Индонезии о поставке 3 самолётов Су-27СКМ, 3 самолётов Су-30МК2, а также авиационного оборудования на сумму 330 млн долларов;
- Договор между ММПП «Салют» и компаниями из Индии, Китая и Эфиопии на поставки авиационных двигателей на сумму 40 млн долларов;
- Контракты между РСК «МиГ» и Минобороны Казахстана на сумму свыше 60 млн долларов на поставку тренажёра для истребителей-перехватчиков МиГ-31;
- Протокол о намерениях между ФГУП «Рособоронэкспорт» и Минобороны Чили о поставках 30 вертолётов Ми-17В-5 на сумму более 400 млн долларов.
Подписано несколько соглашений с Украиной, среди которых соглашение о координировании действий по космическим полётам (на Луну и Марс).
Авиакомпания правительства Москвы «Атлант-Союз» подписала с американской корпорацией «Боинг» контракт на покупку четырёх «Боингов-737» на сумму 249 млн долларов.[15]
Внешние видеофайлы | |
---|---|
Обзорный видеоролик с показательными полётами. |
Кабина истребителя Су-30МК.
Сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144.
Американский военно-транспортный самолёт C-17 Globemaster III
Пилотаж в исполнении «Стрижи»
МАКС-2009 проводился с 18 по 23 августа 2009 года. Организацией МАКС-2009 занималось правительство Москвы, которое выделило 70 % средств на проведение авиасалона[46]. Открыл авиасалон премьер-министр Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Также на открытии присутствовали министр обороны Анатолий Эдуардович Сердюков и вице-премьер Сергей Борисович Иванов[47].
Внешние видеофайлы | |
---|---|
Выступление В. В. Путина на открытии МАКС-2009. |
Существенно омрачила проведение авиасалона гибель при подготовке к авиашоу командира «Русских витязей» полковника И. В. Ткаченко. Причиной аварии стал ряд нарушений правил полётов, допущенных самим Ткаченко.[48] Авиасалон был начат с минуты молчания в память о погибшем лётчике. Пилотажная группа «Русские витязи» всё же приняла участие в авиасалоне — 23 августа пилотажная программа авиасалона была закрыта проходом четвёрки Су-27[49].
В наземной экспозиции были выставлены как военные, так и гражданские самолёты и вертолёты, большое количество беспилотных летательных аппаратов и средств ПВО. Особое место занимали первый в мире сверхзвуковой лайнер Ту-144 и тяжёлый транспортный самолёт Ан-124. В общей сложности было выставлено 740 образцов авиатехники[13]. Для посетителей авиасалона был открыт доступ в кабины множества летательных аппаратов.
Российские (ОКБ Туполева, ОКБ Сухого, Концерн ПВО «Алмаз-Антей», НПО машиностроения, ФГУП Базальт, ГКНПЦ имени М. В. Хруничева и другие) и зарубежные фирмы (Boeing, Thales, Мотор Сич и другие) представили свои разработки в 19 крытых павильонах[50]. Малые и средние по габаритам объекты, такие как авиадвигатели, авиационные средства поражения и авиационные приборы, были представлены действующими образцами; а более крупные, такие как корабельные системы и комплексы ПВО, — с помощью макетов и видеопрезентаций. Среди новинок, представленных в павильонах, некоторые иностранные обозреватели отметили новую бортовую РЛС разработки НИИП с активной фазированной антенной решёткой, содержащей более 1000 приёмо-передающих модулей[51]. Авторитетное британское издание Flight Global предположило, что именно этой РЛС будет оснащаться перспективный российский истребитель пятого поколения[51].
На выставке были также представлены некоторые образцы техники, косвенно связанные с аэрокосмической отраслью: стрелковое и ракетное оружие для десантных подразделений и средства связи.
В связи с экономическим кризисом в наземной экспозиции авиасалона в 2009 году практически не было представлено самолётов и вертолётов иностранного производства. В частности, по особому распоряжению президента США Барака Обамы не были представлены самолёты американских ВВС, о чём официально было заявлено 14 августа 2009 года[52]. Основную часть экспозиции занимали самолёты российского и совместного российско-украинского производства.
Показательные полёты выполнили многие российские и зарубежные пилотажные группы: «Русские Витязи» на 4 самолётах Су-27 (только в последний день авиашоу), «Стрижи» на 4 самолётах МиГ-29, «Соколы России» на 4 самолётах Су-27, «Патруль де Франс» на 9 самолётах Alpha Jet (Франция), «Фречче Триколори» на 10 самолётах Aermacchi MB-339 (Италия)[53], «Baltic Bees Jet Team» на самолётах L-39 (Латвия).
Также проводился индивидуальный пилотаж на боевых (МиГ-29, Су-27, Rafale), спортивных и гражданских (Sukhoi Superjet 100) самолётах, а также на вертолётах (Ка-52) и парапланах. Французский истребитель Rafale стал единственной иностранной новинкой авиасалона среди боевых самолётов и единственным западным боевым самолётом, представленным в качестве участника показательных полётов[54].
Низкая облачность в дни проведения авиасалона несколько ограничила проведение пилотажной программы. В целях безопасности организаторами были ограничены высотные перестроения пилотажных групп.
В МАКС-2009 приняли участие 711 компаний из 34 стран (в том числе 436 российских), было проведено 38 конференций и брифингов, работу авиасалона освещали около 3 тысяч журналистов[13]. Значительное место в программе МАКС заняли научные конференции и симпозиумы: молодёжный форум «Вузовская наука и авиационно-техническое творчество молодёжи», II конференция ОАО «ОАК» «Система подготовки кадров для авиационной промышленности», встреча Президента АССАД Чуйко В. М. с молодыми специалистами и студентами авиадвигателестроительных ВУЗов.[45]
На МАКС-2009 побывали 550 тысяч человек[13], что лишь немного меньше рекордных показателей 2005 года.
Было заключено контрактов на 10 миллиардов долларов, что стало рекордным показателем для МАКС, практически втрое превысив показатели 2007 года и вдвое — 2005 года[13].
Наиболее значительный контракт был заключён Министерством обороны РФ на поставку новой авиационной техники — в сумме более 80 единиц (то есть практически 5 % от общего парка авиатехники ВВС России) и на модернизацию и ремонт ещё более 200 единиц. Как пишет ряд изданий, количество закупленных самолётов приблизилось к показателям советского времени[55]. В частности, были заключены контракты на поставку 48 новых истребителей Су-35С[56] (о планах этой поставки премьер-министр России Владимир Путин заявлял ещё в мае 2009 года[57] и на производство которых на МАКС-2009 были выделены 3,5 миллиарда рублей Внешэкономбанком[56]), 12 истребителей Су-27СМ и 4 самолёта Су-30МК2[56]. Были заключены долгосрочные контракты на поставки фронтовых бомбардировщиков Су-34 (32 единицы[58]) и истребителей МиГ-29СМТ[55]. Стало известно о закупке для войск 25 ударных вертолётов Ка-52[59].
Значимым событием МАКС-2009 стал контракт на поставку 14 различных видов ракетного оружия для ВВС РФ, заключённый ВВС РФ с корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» на сумму порядка 6 млрд рублей. Это самый крупный единовременный заказ на авиационные средства поражения в истории современной России.[60]
Компания «Атлант-Союз» подписала контракт с «Ильюшин Финанс Ко» на поставку 30 новых региональных самолётов Ан-148 и 15 среднемагистральных Ту-204СМ общей стоимостью 1,2 миллиарда долларов[61].
Внешэкономбанк выделил 250 миллионов долларов компании «ВЭБ-лизинг» для покупки самолётов Sukhoi Superjet 100 с целью дальнейшей передачи их «Аэрофлоту»[56].
Воздушный шар с анонсом МАКС-2009.
Бе-200 выливает воду, окрашенную в цвета российского флага
Индивидуальный пилотаж на вертолёте Ка-52
Индивидуальный пилотаж на истребителе Rafale. Совмещение фото.
Региональный пассажирский лайнер Sukhoi Superjet 100.
Стратегический бомбардировщик Ту-95МС.
Тяжёлый транспортный самолёт Ан-22А
Многоцелевой вертолёт Ка-60
X Международный авиационно-космический салон МАКС-2011 прошёл с 16 по 21 августа 2011 года в городе Жуковский, Московская область. За шесть дней работы авиасалона зрители смогли увидеть более 240 единиц авиатехники, из которых более 90 приняли участие в лётной программе. На МАКС-2011 в небо поднялись, в частности, самолёты Sukhoi Superjet 100, Airbus A380 и Boeing Dreamliner. Премьерой авиасалона стало выступление находящегося в разработке российского истребителя пятого поколения ПАК ФА (Т-50), два прототипа которого (Т-50-1 и Т-50-2) приняли участие в лётной программе[18]. В работе МАКС-2011 приняли участие 800 компаний из 40 стран мира[17].
Авиасалон в Жуковском посетили 440 тысяч человек[18]. Стоимость билетов на мероприятие варьировалась от 600 до 13,7 тысячи рублей[17].
Стоимость контрактов, заключённых на МАКС-2011, превысила 10 миллиардов долларов, побив рекорды предыдущих авиасалонов[18]. По словам президента ОАК Михаила Погосяна, за три первых дня работы МАКС-2011 корпорация ОАК заключила контракты на общую сумму в 7,5 миллиарда долларов: были проданы пассажирские самолёты МС-21 на 6 миллиардов долларов и Sukhoi Superjet 100 — на 1,5 миллиарда долларов. В числе покупателей — госкорпорация «Ростехнологии» (50 пассажирских самолётов МС-21), лизинговая компания «Ильюшин Финанс» (28 МС-21 и опцион ещё на 22 лайнера) и индонезийская авиакомпания PT Sky Aviation (12 Sukhoi Superjet 100). Кроме того, ОАК заключила с компанией «ВЭБ-лизинг» соглашение на поставку 24 самолётов SSJ-100, которые впоследствии будут переданы авиакомпании «Ютэйр»[17].
A-380 в полёте.
Boeing 787 Dreamliner в наземной экспозиции.
Прототип Т-50-1 ПАК ФА.
Внешние видеофайлы | |
---|---|
Момент аварии Як-38 и пролёт Як-38 и Ми-8 с флагом. |
Традиционно основную критику авиасалона вызывает очень большой наплыв посетителей[68] (до 300 000 человек в день). По мнению ряда журналистов, администрация авиасалона делает недостаточно для обеспечения столь массово посещаемого мероприятия. В качестве конкретных претензий обычно предъявляются: большие очереди, пробки и транспортные проблемы (прежде всего, на вход, что обусловлено очень жёсткой системой безопасности), дороговизна общественного питания и недостаточное кондиционирование воздуха в павильонах[69][70][71]. Так же некоторые критики упрекают организаторов, что основу экспозиции составляет авиатехника советского образца[70].
С критиками, считающими, что МАКС уступает по уровню организации ведущим авиасалонам мира, не согласна[72] другая часть российской и западной прессы. Так датская ежедневная газета «Бёрсен» отмечала, что международный авиационно-космический салон по уровню организации не уступает салонам в Ле Бурже и Фарнборо[72]. Также ряд авторитетных мировых организаций, такие как Союз аэрокосмической промышленности Германии и Торгово-промышленная палата Франции, в официальных отзывах к авиасалону МАКС-2009 отмечали высокое качество проведения мероприятия[73]. Администрация авиасалона утверждает, что салоны проводятся с высоким уровнем организации, и являются визитной карточкой России.[74]. По мнению главы госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова, цены на участие в авиасалоне МАКС-2009 вполне приемлемые. Он отметил, что аренда площадей на МАКС примерно на 10 % ниже, чем на авиасалоне Ле Бурже и в 1,1-1,8 раза ниже чем на авиасалоне Фарнборо[75].