|
РЛС 1Л219М «Зоопарк» на шасси МТ-ЛБу |
МТ-ЛБу |
Классификация |
Бронетранспортёр |
Боевая масса, т |
11,5 + до 4т монтируемого оборудования |
Экипаж, чел. |
1[1] |
Десант, чел. |
6[1] |
История |
Производитель |
|
Основные операторы |
|
Размеры |
Длина корпуса, мм |
7210 |
Ширина корпуса, мм |
2850 |
Высота, мм |
2035 |
База, мм |
4445 |
Колея, мм |
2500 |
Клиренс, мм |
400 |
Бронирование |
Тип брони |
стальная противопульная |
Подвижность |
Тип двигателя |
|
Мощность двигателя, л. с. |
300 |
Скорость по шоссе, км/ч |
61,5 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч |
26..32 по грунту
4..5 на плаву |
Запас хода по шоссе, км |
500[2] |
Тип подвески |
индивидуальная, торсионная с гидроамортизаторами, установленными на передние и задние опорные катки |
Удельное давление на грунт, кг/см² |
0,485[3] |
Преодолеваемый подъём, град. |
35 |
Преодолеваемый брод, м |
плавает |
Дополнительно |
Изображения на ВикискладеМТ-ЛБу |
МТ-ЛБу (Объект 10) (от: многоцелевой транспортёр легкобронированный универсальный) — советский плавающий бронетранспортёр. Разработан в конце 1960-х годов.
Демилитаризированный МТ-ЛБу, предназначен для установки различного оборудования (мастерских, лабораторий, грузопассажирских перевозок), других применений в геологической, нефтегазопромысловой отраслях и для передвижения в условиях бездорожья.
В настоящее время МТ-ЛБу изготавливается на ОАО «Муромтепловоз». Стоимость шасси МТ-ЛБу, прошедшего капитальный ремонт составляет 4,5 млн. руб., а изготовленного вновь — 5,8 млн. руб.[4]
Описание конструкции
Броневой корпус и башня
Броневой корпус МТ-ЛБу цельносварной и состоит из нескольких отсеков[5]:
- Отделение управления;
- Кормовое отделение;
- Отсек двигателя;
- Трансмиссионный отсек.
Все отсеки корпуса разделены между собой поликами, перегородками и панелями[5].
Двигатель и трансмиссия
В качестве силовой установки в МТ-ЛБу используется дизельный двигатель производства Ярославского моторного завода ЯМЗ-238Н с газотурбинным наддувом. Мощность двигателя составляет 300 л.с.[6]
Номинальное число оборотов двигателя составляет 2100 об/мин. При максимальном крутящем моменте равном 1079 Н•м число оборотов составляет не более 1500 об/мин. Во время холостого хода число оборотов составляет 550..650 об/мин[6]. Для удаления пыли из пылесборника используется двухступенчатый воздухоочиститель. Первая ступень инерционная, вторая имеет бумажные фильтрующие элементы[7].
Трансмиссия механическая. Коробка передач имеет 6 передних и одну заднюю передачу. Включение 3—4 и 5—6 передач синхронизированное[8].
Ходовая часть
Бронетранспортёр МТ-ЛБу использует гусеничный движитель. Подвеска применяется индивидуальная торсионная, на передних и задних опорных катках имеются гидравлические амортизаторы[9].
Специальное оборудование
При использовании машины при низких температурах окружающей среды в МТ-ЛБу предусмотрена воздушная система обогрева, в которую входит отопитель ОВ-65 и электрообогреватель ЭО-1010, который обеспечивает поддержание внутренней температуры обитаемого отсека выше 0°С при температуре окружающей среды −45°С[10].
Модификации и машины на базе
Гражданский МТ-ЛБу в Красноярском крае
Пожарный вариант МТ-ЛБу-ГПМ-10
СССР и Россия
- МТ-ЛБу — базовый вариант.
- МТ-ЛБу-Н — многоцелевой транспортёр тягач.
- МТ-ЛБу-М — в 2003 году на Мотовилихинском заводе был создан модифицированный вариант МТ-ЛБу-М. Вездеход МТ-ЛБу-М представляет собой модернизацию шасси МТ-ЛБу, в котором произведены следующие изменения:
-
- увеличение высоты корпуса в водительском и рабочем отделениях с сохранением габаритов моторного отделения
- установка застеклённых боковых дверей в водительском отделении
- изменение лобового листа с установкой на нём увеличенных лобовых стёкол
- установка стёкол на боковых стенках рабочего отделения
- установка эффективных стеклоочистителей на лобовых стёклах
- установка дополнительных поворотных осветительных фар с задней части изделия
- установка сигнальных поворотных фонарей, повторителей поворотов, проблескового маячка, дополнительных осветительных плафонов в водительском и рабочем отделениях изделия
- установка дополнительного электрообогревателя в водительском отделении
- установка в крыше рабочего отделения увеличенного люка с крышкой для монтажа оборудования в рабочем отделении
- установка аварийных люков в крыше водительского и рабочего отделений
- установка деревянного пола в рабочем отделении
- установка на стенки водительского и рабочего отделений обивки, состоящей из пенополиуритана, древесноволокнистой плиты и оклейка кожей, для обеспечения звуко- и теплоизоляции и улучшения внешнего вида внутри изделия
-
- МТ-ЛБу-ГПМ-10 — гусеничная пожарная машина, также на её базе создан авианаводчик-разведчик.
- МТ-ЛБу-ПНС-1 — передвижная насосная станция.
- МТ-ЛБу-ЛПВ — гусеничный лесопожарный вездеход.
- 1Б32 — звукотепловой разведывательный комплекс.
- 1Л219 «Зоопарк-1» — радиолокационный комплекс разведки и управления огнём.
- 1Л219М «Зоопарк-1М» — модернизированная версия, представлена в 2002 году.
- 1Л245 — наземный комплекс радиоэлектронного противодействия (РЭП).
- 1РЛ239 «Рысь» — станция артиллерийской разведки АРК-1.
- 1РЛ243 — станция радиотехнической разведки.
- 9С80 «Овод-М-СВ» — подвижный пункт разведки и управления ППРУ-1 «Овод-М-СВ».
- 1В12 «Машина-C» — комплекс средств автоматизации управления огнём (КСАУО) самоходной артиллерии «Машина-C», включает в себя четыре машины управления огнём артиллерии.
- 1В13 — машина старшего офицера батареи КСАУО 1В12. По классификации НАТО: ACRV M1974/1.
- 1В14 — машина командира батареи КСАУО 1В12. По классийикации НАТО: ACRV M1974/2a.
- 1В15 — машина командира дивизиона КСАУО 1В12. По классификации НАТО: ACRV M1974/2b.
- 1В16 — машина начальника штаба дивизиона КСАУО 1В12. По классификации НАТО: ACRV M1974/3.
- 9В514 «Бета-3» — автоматизированная система управления войсками. Изготавливалась с 1980 по 1990 годы.
- 9Т451 — транспортно-заряжающая машина для боевой машины 9П139 РСЗО «Град-1» (гусеничный вариант).
- КДХР-1Н «Даль» — комплекс дистанционной химической разведки.
- ЛКМ-3 — линейно-кабельная машина.
- МП21-25 — АСУВ «Манёвр».
- МП21 — командно-штабная машина.
- МП22 — разведывательно-информационный центр армии.
- МП23
- МП24
- МП25
- МП22-1 9С737 «Ранжир» — унифицированный батарейный командный пункт «Ранжир».
- МП95 «Бета-4» — АСУВ.
- МЗС-83 — мощная звуковещательная станция «Многосложность».
- ППРИ-5 — пункт приёма и обработки информации.
- Р-149БМРг — командно-штабная машина.
- Р-161Б — автоматизированная подвижная КВ радиостанция.
- Р-161БМ — модернизированная версия.
- Р-330Б — автоматизированная станция помех УКВ радиосвязи.
- Р-330КБ — командно-штабная машина для Р-330Б и Р-378Б.
- Р-330П «Пирамида» — станция постановки помех радиосвязи.
- Р-378Б — автоматизированная станция помех.
- Р-381Т «Таран» — комплекс радиотехнической разведки Р-381Т.
- Р-381Т1 «Таран 1» — станция радиоразведки КВ диапазона радиосвязи противника.
- Р-381Т2 «Таран 2» — станция радиоразведки УКВ диапазона радиосвязи противника.
- Р-381Т3 «Таран 3» — АСОИ (автоматизированная станция обработки информации).
- Р-412Б «Торф» — станция тропосферной связи.
- Р-439БГ «Легенда-2БГ» — мобильная станция космической связи.
- Р-934Б — автоматизированная станция помех авиационной УКВ-радиосвязи.
- ТГМ — транспортная гусеничная машина.
Украина
- И-52 — минный заградитель на базе МТ-ЛБу.
- ХТЗ-10Н — демилитаризованный МТ-ЛБу. Транспортная гусеничная снегоболотоходная машина, предназначенная для выполнения транспортных и других специальных работ в условиях бездорожья и в труднодоступных районах.[11] Производитель — Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе.
- ТГМ-126-2 — демилитаризованный МТ-ЛБу. Транспортная гусеничная машина, предназначенная для выполнения транспортных и других специальных работ в условиях бездорожья и в труднодоступных районах.[12] Производитель — Харьковский автомобильный ремонтный завод № 126.
Польша
- ZWDSz 1 — командно-штабная машина автоматизированного комплекса «Irys». Принята на вооружение в 2002 году, базируется на МП21-25.
Болгария
- КШМ 9С743 — командно-штабная машина, модернизация 2000 года советской машины 9С743.
- Искра
- МТП-1 — инженерная машина. На стадии прототипа.
- КШТМС — командно-штабная машина.
- КШМ-Р-55 — машина управления.
- МСП-1
- МСП-2
Венгрия
- MFAJ — транспортное средство для инженерных войск.
Швеция
- Pbv 4020 — шведская модификация советского КСАУО 1В12.
- Stripbv 4021 — машина управления войсками.
- Sjvpbv 4024 — медицинский бронетранспортёр.
Финляндия
- MT-LBu-TP — финская модификация машины управления огнём артиллерии 1В13.
- MT-LBu-P — финская модификация машин управления огнём артиллерии 1В14 и 1В15.
- MT-LBu-PS — финская модификация машины управления огнём артиллерии 1В16.
Белоруссия
Модификации основаны на старых версия МТ-ЛБу (в основном на КСАУО 1В12):
Операторы
Трофейные машины
Иракский МТ-ЛБу, захваченный коалиционными войсками во время операции
Буря в пустыне
Некоторое количество иракских МТ-ЛБу было захвачено коалиционными войсками в 1991 году во время операции Буря в пустыне.
Примечания
- ↑ Легкое многоцелевое шасси МТ-ЛБу > ОАО «МУРОМТЕПЛОВОЗ» > Участники > ВТТВ-Омск' 99 | Омская выставка вооружений.
- ↑ МТ-ЛБу ТО. Гусеничное многоцелевое шасси МТ-ЛБу. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, стр. 7
- ↑ МТ-ЛБу ТО. Гусеничное многоцелевое шасси МТ-ЛБу. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, стр. 6
- ОАО «Муромтепловоз» продает МТ-ЛБу (рус.). Проверено 7 сентября 2012.
- ↑ МТ-ЛБу с консервации (приложена выписка из Технического описания)
- ↑ 1 2 МТ-ЛБу-М.00.000ТУ. Вездеход МТ-ЛБу-М. Технические условия. стр. 8
- ↑ МТ-ЛБу-М.00.000ТУ. Вездеход МТ-ЛБу-М. Технические условия. стр. 9
- ↑ МТ-ЛБу-М.00.000ТУ. Вездеход МТ-ЛБу-М. Технические условия. стр. 10
- ↑ МТ-ЛБу-М.00.000ТУ. Вездеход МТ-ЛБу-М. Технические условия. стр. 11
- ↑ МТ-ЛБу-М.00.000ТУ. Вездеход МТ-ЛБу-М. Технические условия. стр. 15
- Транспортная гусеничная снегоболотоходная машина ХТЗ-10Н
- Транспортные гусеничные машины
- Сайт Министерства Обороны Белоруссии. Фотоальбом военной техники, находящейся на вооружении.
- Фото Венесуэльских 2С19 и МТ-ЛБу
- معركة ثوار مع كتائب القذفي (30) Ajdabiya 2011.07.14.MP4 — YouTube
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 182.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 192.
Литература
- Вездеход МТ-ЛБу-М. Технические условия. МТ-ЛБу-М.00.000 ТУ. — Пермь, 2003. — 104 с.
Ссылки
- МТ-ЛБу с консервации (приложена выписка из ТО)
- МТЛБу (ТГМ-4)
Бронированные машины, бронетехника и машины на их базе СССР и России после 1945 года |
|
|
|
|
|
Инженерные и специальные машины |
|
|
|
Машины разведки и управления |
|
|
|
|
* — производились только на экспорт; курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы |