Мавзолей Калдыргач-бия

19-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Мавзолей Калдыргач-бия

Мавзолей Калдыргач-бия (узб. Qaldirg'ochbiy maqbarasi) — расположен в городе Ташкенте, здание имеет пирамидальный купол, что является необычным для Узбекистана. Мавзолей был построен в первой половине XV-го столетия. Двор и художественное оформление мавзолея не сохранились.

Содержание

История мавзолейного комплекса

Казахи, проживающие на юге Казахстана, в Семиречье и в Ташкентской области, более всего почитают ташкентский мавзолей Калдыргач-бия, находящийся на территории бывшего Шейхантаурского кладбища. Согласно одной из легенд постройка названа в честь казахского бия по имени Толе-бий из рода дулаты, правителя Старшей Орды (первая половина XVIII в.), которого в народе прозвали «Калдыр-гач» («Ласточка»).

Ташкент. Комплекс Шейхантаур. Вид мавзолея Калдиргочбия в конце XIX - начале XX веков

Дата постройки мавзолейного комплекса Калдиргочбия

По преданию, когда люди повсеместно стали спешно покидать насиженные места от известий о наступлений джунгаров (калмыков), один Толе не стал разбирать своего жилища. «Почему ты не собираешься уезжать?» — спрашивали у него. «Да в этом году одна ласточка поселилась наверху юрты. Это ведь легендарная птичка: во время потопа, когда корабль Ноя тонул, она спасла его. Не могу же я разорить ее гнездо и уничтожить ее птенцов», — отвечал мудрый Толе. «Да это поистине святой», — сказал военачальник калмыков и не тронул его и его окружение. В окрестностях Ташкента и Шымкента сохранилась традиция прямо не называть имени Толе би, а говорят «Священная ласточка» (каз. Қарлығаш-би)(Карлдыргач-бий).[1]

Согласно словам одного из первых исследователей этого исторического и архитектурного памятника Г. А. Пугаченковой наружный шатровый купол пирамидальной формы на высоком 12-гранном барабане характерен для строений степных кочевников. По мнению учёного: «… они словно имитируют родные края Толе-бия, горные пики Тянь-Шаня и Алатау. … Происхождение формы шатровых мавзолеев связано со стародавними погребальными обычаями народов, населявших северные районы Средней Азии, чем объясняется и удивительная стойкость в них этой формы, применявшейся еще в недавнее время в надмогильных сооружениях киргизов и казахов».

Легенды, связанные с мавзолейным комплексом

В начале XIX в. в народе ходили слухи, будто некий похороненный в мавзолее Калдыргач-бия покойник не был по-настоящему правоверным мусульманином и погребен с некоторыми отступлениями от принятого ритуала. Для проверки слухов один из кокандских правителей города однажды ночью с помощью сторожа шейхантаурского медресе Ишанкула-датха произвел в мавзолее вскрытие одной из сагана при мерцающих свечах, держать которые поручили мальчику 12 лет. В сагане тогда обнаружили запрятанный под подушку кинжал, украшенный самоцветами, что действительно несовместимо со строгими требованиями ислама. Однако находку оставили на месте, а сторожу правитель строжайше запретил говорить о содеянном. Потом сторож куда-то исчез. Много лет спустя при ремонтных работах внутри мавзолея участвовавший при вскрытии сагана мальчик, достигший уже почтенного возраста, попытался достать припрятанный кинжал, но там его не оказалось. Об этом он перед смертью, будучи глубоким стариком, рассказал своему сыну[2].

См. также

Примечания

  1. Казахские бии
  2. Эти сведения были предоставлены академиком М. Е. Массоном Республиканскому правлению Общества охраны памятников истории и культуры Узбекистана в исторической справке о мавзолее Калдыргач-бия.

Ссылки

  • Жукова Л. И. ЭТНИЧЕСКИЕ КЛАДБИЩА В УЗБЕКИСТАНЕ

Мавзолей Калдыргач-бия.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47