19-09-2023
Бронислав Сигизмундович Малаховский | |
Дата рождения: | |
---|---|
Дата смерти: |
20 февраля 1934 (67 лет) |
Страна: | |
Научная сфера: | |
Место работы: | |
Альма-матер: | |
Известен как: |
Бронисла́в Сигизму́ндович Малаховский (2 января 1867 — 20 февраля 1934) — русский и советский инженер, создатель паровоза серии С (1910 г.), одного из лучших отечественных курьерских локомотивов, преодолевшего скоростной рубеж в 100 км/ч[1].
В 1895 г. закончил Санкт-Петербургский Технологический институт. Служил инженером на Сормовских заводах — с 1907 г. начальником паровозо-технического бюро[2]. Сын, Бронислав Брониславович Малаховский (1902—1937), известный архитектор и художник-карикатурист.
Б. С. Малаховский является создателем, помимо знаменитого С, многих русских паровозов. В их числе и сормовский вариант четырёхосного локомотива серии Ѵ (ижица) с надстрочным индексом «с» (ѴС). Сормовская Ижица (1914 г.) оказалась самым мощным товарным паровозом серии и, одновременно, самым мощным паровозом с осевой формулой 0-4-0[3].
После революции, в 1919 г., Малаховский уехал из Нижнего Новгорода в Москву, став начальником отдела паровозостроения Государственного объединения машиностроительных заводов. Одновременно преподавал в Московском высшем техническом училище[4]. В дальнейшем работал в руководящих организациях паровозостроительной промышленности, в ВСНХ и др.[5] В 1934 году был по ложному обвинению репрессирован и расстрелян.
Малаховский, Бронислав Сигизмундович.