22-06-2023
Маликитский мазхаб — мазхаб, основателем которого считается Малик ибн Анас.
Содержание |
Для вынесения правовых предписаний и суждений Имам Малик опирался на следующие источники:
1. Коран, прежде всего очевидные и недвусмысленные аяты (нассы).
2. Сунна. Ибн Анас считал, что Сунной являются поступки, речения, качества и одобрения Пророка Мухаммада (мир ему), правовые предписания (фетвы) его сподвижников, а также «деяния мединцев». Опирался, прежде всего, на хадисы мутаватир (араб. متواتر) и машхур (араб. مشهور) (общеизвестные), но признавал и хадисы от единичных передатчиков ахад (араб. أحد), если они не противоречили нассам Корана и хадисам-мутаватир и машхур. Отсюда следует, что Ибн Анас наряду с устоявшейся традицией применял методы суждения (ра´й араб. رأي).
3. «Деяния мединцев», то есть устоявшуюся после Пророка в среде населения Медины традицию, если нет оснований подвергнуть её сомнению. Считал этот источник более надежным, чем хадисы-ахад: «Информация, переданная тысячами людей тысячам своих потомков, предпочтительнее, чем информация, переданная одним или несколькими людьми».
4. Фетвы сподвижников. Есть данные о том, что Ибн Анас считал источником для решения правовых вопросов и фетвы некоторых выдающихся табиунов, но не приравнивал их к хадисам Пророка (мир ему) и принимал, если они не противоречили «деяниям мединцев».
5. Кыяс (суждение по аналогии с имеющимся в нассе), истислах («независимое суждение ради пользы»). При отсутствии решения проблемы в нассе и при возможности выбора пути её решения между кыясом и истислахом следует прибегнуть к последнему; в этом «предпочтительное решение» — истихсан (араб. استحسان).
6. Садд уз-Зарайи (араб. سد ذرائع): какое-либо действие или вещь, которые с большой долей вероятности могут привести к греху или нанести какой-либо вред, должны быть запрещены. Согласно Ибн Анасу, то, что может привести к греху, греховно и запретно, а то, что может привести к добру, — поощряемо.
Ученики Малика ибн Анаса продолжили его дело и положили начало формированию мазхаба. Маликитский правовой толк распространился во многих странах. В самой Медине, а также Хиджазе этот мазхаб, правда, не обрел популярности, но нашел многочисленных последователей на западе мусульманского мира, в Северной Африке и мусульманской Испании, а также в Кувейте и Бахрейне.
В маликитском мазхабе имеются различные предписания по правовым проблемам, поэтому его муфтии выдают фетвы на основании наиболее популярного мнения, которое поддерживается маликитскими улемами. Если муфтий затрудняется дать предпочтение какому-то решению из большого количества предписаний, то, по мнению шейха Алиша (ум. в 1299), он должен выбрать наиболее категоричный вариант; другие маликиты считают, что в этом случае муфтий должен выбрать наиболее легкий вариант, так как Пророк Мухаммад (мир ему) всегда предпочитал легкость в религии.
В маликитском мазхабе существует своеобразная иерархия предпочтений: правовые решения и мнения Малика ибн Анаса более предпочтительны, чем мнения Ибн Касима, но мнение Ибн Касима предпочтительнее, чем мнение других маликитских классиков.
Ислам: Энциклопедический словарь. — М.: Наука, 1991. — С.156-157.
Шариат и фикх | ||
---|---|---|
Источники шариата | Коран • Сунна • Иджма (догмат) • Кыяс (аналогия) • Адат (обычай) • Таклид (подражание) • Иджтихад (интерпретация) • Истихсан | |
Правовые школы | Ханафитская • Маликитская • Шафиитская • Ханбалитская • Джафаритская • Исмаилитская • Зейдитская • Ибадитская • Захиритская | |
Виды наказаний | Дийя (компенсация) • Кисас (месть) • Раджм (побивание камнями) • Тазир (осуждение) • Хадд | |
Бида (новшество) • Грехи • Далиль (довод) • Кафара (искупление) • Манхадж (методология) • Фетва • Авторитеты в области шариата |
Маликиты.