22-10-2023
Мáнас (от санкскр. man — думать, знать, рассматривать) — понятие индийской философии и психологии, меняющее оттенки значения в зависимости от системы философии (даршаны), однако в целом означающее: ум, рассудок, рацио, мыслительная способность. Манас часто понимается как «невысший», эмпирический ум, в отличие, например, от буддхи (интеллекта).
Главными функциями манаса являются:
Манас, таким образом, является органом и познания, и действия.
В своей роли посредника манас уподобляется «привратнику» (в то время как чувства — «дверям»).
В системах ньяя и вайшешика манас — инструмент мышления бесконечной души (Атмана). Манас является одним из девяти видов субстанции, он атомарный, вечный, невоспринимаемый и сам способен иметь не более одного восприятия одновременно[4].
В системах санкхья и йога манас, напротив, невечен, состоит из частей и способен к нескольким одновременным восприятиям[5]. Манас является одной из трех составляющих внутреннего органа — антахкараны — наряду с буддхи (высшим интеллектом и волей) и ахамкарой (чувством индивидуального «эго»).
В адвайта-веданте манас, также являющийся частью антахкараны, входит в состав так называемого тонкого тела — «линга-шариры» или «сукшма-шариры»[6].
В буддийской школе йогачара манас («мановиджняна») — шестой из восьми видов сознания вместе с пятью чувственными восприятиями, «клиштаманасом» («омраченным» манасом, аналогом ахамкары) и «алая-виджняной» (источником всех видов сознания).
Манас (философия).