12-10-2023
Машиностроительный завод имени С. М. Кирова | |
---|---|
Тип | АО |
Основание | 1942 |
Расположение | Алма-Ата (Казахстан) |
Отрасль | машиностроение, торпедостроение |
Продукция | торпеды, судовая гидравлика и пр. |
Сайт | mzk.kz |
Награды |
---|
АО «Машиностроительный завод имени С. М. Кирова» — крупный машиностроительный завод в Алма-Ате (п/я № 3868). Построен в 1942 году на базе эвакуированного из-под Махачкалы завода № 182 (ныне завод «Дагдизель»), незадолго до этого объединившегося с токмакским заводом имени С. М. Кирова № 175. В советское время был одним из ведущих дизелестроительных и торпедостроительных заводов СССР. В настоящее время входит в состав национальной компании «Казахстан Инжиниринг», созданной в 2003 году.
Является единственным производителем торпед с тепловыми двигательными установками на территории СНГ, выпускал, в частности 650-мм торпеды типов 65-73 и 65-76. При взаимодействии с рядом предприятий бывшего СССР, такими как ЦНИИ «Гидроприбор», НПО «Регион», ЦНИИ «Мортеплотехника», ЦНИИ им. Крылова, был освоен выпуск морских торпед более 20 типов и модификаций.[1] Также ведется выпуск судового гидравлического оборудования и оборудования для нефтегазовой и горнодобывающей отраслей, литья.
В начале Великой Отечественной войны торпедостроительный завод № 182 в дагестанском посёлке Двигательстрой был объединён с эвакуированным из прифронтовой полосы заводом имени Кирова из украинского Токмака. Однако уже через год, в середине лета 1942 года, Махачкала оказалась в прифронтовой полосе, и завод вновь был вынужден эвакуироваться в Алма-Ату (частично также в Петропавловск)[2]:
На новом месте в Алма-Ате всё пришлось начинать с нуля. Прибывшее оборудование временно разместили в подвалах табачной фабрики, в кинотеатре. Начали со строительства цехов. Станки и оборудование монтировали одновременно с возведением стен. К изготовлению торпед приступили задолго до установки перекрытий и крыш. Даже электроэнергией себя обеспечивать пришлось самим. На ближайшей речке построили каскад электростанций. Турбины спроектировали и построили сами.
Тем не менее, к 1943 году производство было запущено, и алма-атинский завод приступил к выпуску торпед 53-38У и 53-39.
Со временем на заводе была создана уникальная производственная база по выпуску сложной машиностроительной продукции — торпед с тепловыми двигательными установками. Производство создавалось по замкнутому технологическому циклу и включало все виды производства — от литья до механической обработки и сборки.[3]
Помимо изготовления торпед, заводом было освоено производство изделий судовой гидравлики и автоматики, которая используется практически на всех надводных и подводных объектах.
Здание заводоуправления по улице Макатаева (ранее носила имя микробиолога [1].
В 1990-е годы с прекращением существования Советского Союза и организации Варшавского договора оборонные заказы резко сократились. Завод продолжил осваивать гражданскую продукцию, однако не прекратил и производство торпед и изделий судовой гидравлики.
В марте 2003 года была создана национальная компания «Казахстан Инжиниринг», куда вошёл и машиностроительный завод им. С. М. Кирова.
На 2008 год на заводе работало около 1200 человек (в 1960-х гг. примерно 14 тысяч человек). Почти 90 % продукции имеет чисто военное значение либо носит двойное назначение, то есть может использоваться как для нужд оборонных ведомств, так и для гражданских нужд. На машиностроительную продукцию общепромышленного назначения приходится 10 % производимой продукции.[4]
В частности, с 2005 по 2007 год, КБ завода разрабатывает конструкторскую документацию на модернизацию торпеды 53-65 КЭ с целью повышения её эффективности эксплуатации, надежности и продление срока службы при условии проведения восстановительного ремонта.[1]
Завод занимает территорию в 34 гектара, имеет более 22 цехов, включая металлообрабатывающие, производства для точного литья, лазерной и термической обработки, кузнечно-прессовых работ, гальванических покрытий и др.[5]
С 2008 по 2012 годы на заводе реализуется проект модернизации спец изделий для стран дальнего зарубежья.
С 2012 по 2015 годы (генеральный директор Ускенов К.К., главный инженер Корольков Л.Т., первый зам. ген. дир. Недосекин С.) руководством завода предпренимаются различные меры по отчуждению территории.
К концу 2015 г. после проведения руководством "оптимизации" - завод располагает 20 Га территории, лишился 10 цехов, осталось около 200 человек и образовалась задолжность завода около 3,7 млрд.
На начало 2016 г. - для проведения анализа ситуации на заводе, руководство АО «НК «Казахстан инжиниринг» назначает генеральным директором Куренбекова Д.Ж.
С 2016 по 2019 гг. под руководством Куренбекова Д.Ж. завод погасил всю задолженность, становится самым успешным заводом в Компании, планово наращивает объемы производства, производит обновление технологического оборудования, ремонт и модернизацию инфраструктуры завода.
С 2019 по 2022 гг. руководством завода производится проработка и подготовка к реализации перспективных Проектов по основной специализации завода (морское подводное ор.).
Так к 2022 году АО "Машиностроительный завод им. С.М. Кирова" стал право-приемником АО "ЗИКСТО" и держателем КД на специзделия МДМ и др.
В сентябре 2022 г. указанием министра индустрии на завод назначается генеральным директором Ахмет И.Б. со специальным заданием по развитию гражданского сектора и ликвидацией ОПК.
2023 г. - в планах нового руководства: освоение большой номенклатуры деталей от завода КЛМЗ, освоение сборки автобусов, троллейбусов, локализация различных деталей для автосборочных заводов. Строительство на территории завода новых корпусов - учебного центра, цехов точного приборостроения, модернизация литейного цеха.
(На 2022 г.[6])
Машиностроительный завод имени С. М. Кирова (Алма-Ата).