11-05-2023
Мелодическая формула — устойчивый мелодический оборот, переходящий из одного музыкального сочинения в другое. Совокупность мелодических формул образует типизированную мелодию-модель (англ. type-melody, melody type). Мелодическая формула — одна из важнейших категорий монодического лада модального типа, например церковного тона, макама, раги и т.д.
Значимость мелодической формулы неодинакова в разных монодических традициях разных традиционных культур и географических регионов, в пределах одной культуры — неодинакова в разных музыкальных жанрах (формах). Например, в григорианике значение мелодической формулы велико в псалмодии и близких псалмам формах cantus planus (например, в тракте, интроите, коммунио) и гораздо меньше — в других литургических жанрах/формах (например, в градуалах, аллилуйях, больших ночных респонсориях). Некоторые жанры русского знаменного распева рассматриваются как песнопения, целиком скомпилированные (по принципу центона) из попевок[1], в то время как в других отмечаются только некоторые узнаваемые формулы (центонизации, как композиционного принципа, нет).
Мелодическая формула — типологически обобщённое название категории, для рефлексии которой (теоретиками и практиками) в разных мировых монодических традициях использовались разные термины. В древнегреческой музыке мелодия-модель (предположительно) называлась словом «ном» (др.-греч. νόμος), в византийском распеве — «эне́хема» (др.-греч. ἐνήχημα), в персидском дестгяхе — «гуше», в знаменном распеве (например, в певческих азбуках) мелодическая формула называлась словом «попевка». В псалмовых тонах западной латинской монодии (см. Григорианский хорал) — интонация (нем. Intonationsformel, первоначально формула зачина, позже вся мелодия-модель), euouae (формула окончания, она же «дифференция»); устойчивые мелодические обороты в обычных плавных распевах (cantus planus) любого литургического жанра (например, в антифоне, тракте, респонсории) в западной литературе называют чаще всего мелодическими формулами (нем. Melodieformeln, англ. melodic formulas, melodic formulaе) либо «интонационными формулами» (англ. intonation formulas)[2]. В григорианике помимо псалмовых тонов в IX—XII вв. практиковались различные (в том числе, мнемонические: для первого тона — с инципитом «Primum quaerite», для второго — «Secundum autem», для третьего — «Tertia dies» и т.д.) мелодии-модели для настройки на церковный тон, своеобразные схемы развёртывания модального лада. Примеры таких «распевочных» мелодий-моделей можно найти непосредственно в старинных нотных рукописях (см. нотный пример) и в трактатах средневековых теоретиков (например, в «Послании о незнакомом распеве» Гвидо Аретинского).
Слово «попевка» (особенно в словосочетании «ладовая попевка») широко используется российскими музыковедами по отношению ко всем культурным и историческим традициям без разбора (например, по отношению к григорианскому хоралу), в том числе (в трудах музыковедов-фольклористов) — и для обозначения устойчивых оборотов в русской народной песне. На Западе в качестве обобщающего распространён термин «мелодическая формула», поскольку типовой мелодический оборот необязательно связан с пением, но равным образом встречается и в традиционной инструментальной музыке[3].
Мелодическая формула.