Мелодическая формула

11-05-2023

Перейти к: навигация, поиск

Мелодическая формула — устойчивый мелодический оборот, переходящий из одного музыкального сочинения в другое. Совокупность мелодических формул образует типизированную мелодию-модель (англ. type-melody, melody type). Мелодическая формула — одна из важнейших категорий монодического лада модального типа, например церковного тона, макама, раги и т.д.

Мелодическая формула как категория модальности

Значимость мелодической формулы неодинакова в разных монодических традициях разных традиционных культур и географических регионов, в пределах одной культуры — неодинакова в разных музыкальных жанрах (формах). Например, в григорианике значение мелодической формулы велико в псалмодии и близких псалмам формах cantus planus (например, в тракте, интроите, коммунио) и гораздо меньше — в других литургических жанрах/формах (например, в градуалах, аллилуйях, больших ночных респонсориях). Некоторые жанры русского знаменного распева рассматриваются как песнопения, целиком скомпилированные (по принципу центона) из попевок[1], в то время как в других отмечаются только некоторые узнаваемые формулы (центонизации, как композиционного принципа, нет).

Мелодические формулы в разных мировых традициях

Древние мелодии-модели для 8 церковных («григорианских») тонов. Транскрипция из южнофранцузского тонария начала X в. (Ms.: F-Pn lat. 1121, fol. 201v-205v). Псевдо-литургические стихи с числительными в начале (primum..., secundum..., tertia... и т.д.) помогали певчему связать данную модель с «живым» распевом (например, антифоном) соответствующего тона. Эти мелодии-модели выполняли, вероятно, дидактическую и настроечную функцию — в отличие от псалмовых тонов, которые представляли собой точную схему распева (псалма и псалмоподобных кантиков). В первом тоне последнее c в скобках — связка с (мелизматической) мелодией-моделью (так называемой «невмой»), которая следует в рукописи сразу за данной и заканчивается на d.

Мелодическая формула — типологически обобщённое название категории, для рефлексии которой (теоретиками и практиками) в разных мировых монодических традициях использовались разные термины. В древнегреческой музыке мелодия-модель (предположительно) называлась словом «ном» (др.-греч. νόμος), в византийском распеве — «эне́хема» (др.-греч. ἐνήχημα), в персидском дестгяхе — «гуше», в знаменном распеве (например, в певческих азбуках) мелодическая формула называлась словом «попевка». В псалмовых тонах западной латинской монодии (см. Григорианский хорал) — интонация (нем. Intonationsformel, первоначально формула зачина, позже вся мелодия-модель), euouae (формула окончания, она же «дифференция»); устойчивые мелодические обороты в обычных плавных распевах (cantus planus) любого литургического жанра (например, в антифоне, тракте, респонсории) в западной литературе называют чаще всего мелодическими формулами (нем. Melodieformeln, англ. melodic formulas, melodic formulaе) либо «интонационными формулами» (англ. intonation formulas)[2]. В григорианике помимо псалмовых тонов в IX—XII вв. практиковались различные (в том числе, мнемонические: для первого тона — с инципитом «Primum quaerite», для второго — «Secundum autem», для третьего — «Tertia dies» и т.д.) мелодии-модели для настройки на церковный тон, своеобразные схемы развёртывания модального лада. Примеры таких «распевочных» мелодий-моделей можно найти непосредственно в старинных нотных рукописях (см. нотный пример) и в трактатах средневековых теоретиков (например, в «Послании о незнакомом распеве» Гвидо Аретинского).

Слово «попевка» (особенно в словосочетании «ладовая попевка») широко используется российскими музыковедами по отношению ко всем культурным и историческим традициям без разбора (например, по отношению к григорианскому хоралу), в том числе (в трудах музыковедов-фольклористов) — и для обозначения устойчивых оборотов в русской народной песне. На Западе в качестве обобщающего распространён термин «мелодическая формула», поскольку типовой мелодический оборот необязательно связан с пением, но равным образом встречается и в традиционной инструментальной музыке[3].

Примечания

  1. Как, например, это делает Ю.Н. Холопов в анализе стихиры «Всяко дыхание»; см. в его кн.: Гармония. Теоретический курс. Изд.2. СПб., М., 2003, с.186-187.
  2. Как в известной монографии Т.Бейли «The intonation formulas of Western chant» (см. библиографическое описание ниже)
  3. В случае чрезмерно широкой экстраполяции музыковеду придётся констатировать попевки, например, в партии тариста, исполняющего мугам, или (в григорианике) органиста, сопровождающего итальянский псалмодический фобурдон, и т.п.

Литература

  • Raasted J. Intonation formulas and modal signatures in Byzantine musical manuscripts. Copenhagen: E. Munksgaard, 1966.
  • Bailey T. The intonation formulas of Western chant. Toronto, 1974.

Ссылки

  • Азбука певческая // Православная энциклопедия

Мелодическая формула.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47