Метрострой (компания, Санкт-Петербург)

25-05-2023

Перейти к: навигация, поиск
ОАО «Метрострой»
Тип

Открытое акционерное общество

Листинг на бирже

METP, METPP

Основание

1941

Прежние названия

Строительство №5 НКПС
Ленметрострой

Расположение

Россия Россия: Санкт-Петербург

Ключевые фигуры

Александров, Вадим Николаевич (Генеральный директор)

Отрасль

Строительство

Операционная прибыль

976 млн руб. (2015 год)[1]

Чистая прибыль

407,6 млн руб (2015 год)[1]

Сайт

www.metrostroy-spb.ru

ОАО «Метрострой» — советская и российская строительная компания. Официальное название - ОАО по строительству метрополитена в городе Санкт-Петербурге «Метрострой». Монополист строительства Петербургского метрополитена . Штаб-квартира — в Петербурге. Основные виды деятельности компании — строительство тоннелей и инженерных сооружений.

История

Вопрос о проектировании современного подземного метрополитена был поставлен в 1938 году по инициативе Председателя исполкома ленинградского городского совета А. Н. Косыгина[2]. За основу дальнейшей разработки был принят проект ЛНИИКХ 1937 года, основанный на новой генплане Ленинграда от 1935 года[3]. Проектом предусматривалось три диаметральных линии, радиальная, Кольцевая линия, и южная линия. В качестве первой очереди была выделена трасса Кировско-Выборгского направления. Разработка, начавшаяся в 1940 году, была поручена московскому институту «Метропроект»[3]. К работе были привлечены и ленинградские специалисты. Решение о сооружении ленинградского метро было утверждено 21 января 1941 г. приказом Народного комиссара Лазаря Кагановича за №27 «О создании Строительства №5 НКПС»[4]. Первым начальником строительства метро стал Иван Георгиевич Зубков.

Работы по сооружению метро прервала Великая Отечественная война. Через пять дней после начала войны решением Военного Совета Северо-Западного фронта «Строительство № 5 HKПС» переключилось на строительство оборонительных сооружений вокруг Ленинграда. Пройденные стволы и выработки пришлось затопить, спасая от обрушения[2]. Во время войны метростроевцы строили тупики и склады, железнодорожные ветки и портовые сооружения в осажденном Ленинграде.

После окончания войны, 3 декабря 1946 года приказом № 795/ЦЗ, организуется первый Ленинградский филиал «Метропроект» - «Ленметропроект»[5], а также «Строительство № 5 HKПС» преобразовуется в «Ленметрострой». Сотрудникам Ленметропроекта для продолжения строительства пришлось пересмотреть первоначальный проект. 3 сентября 1947 года было возобновлено строительство Ленинградского метрополитена. Уже в сентябре 1948 года технический совет управления утвердил проектное задание на создание механизированного проходческого щита[6]. В 1949 г. опытный образец проходческого щита был готов и установлен в забое[7]. За создание горнопроходческого щита группа инженеров Кировского завода была удостоена Государственной премии СССР[7][6]. Специалисты Метростроя и НИИ Горной механики и маркшейдерского дела создали оптический прибор, позволяющий с высокой точностью вести щит в забое[7]. 7 марта 1954 года, бригада Л. Конькова уложила последнее кольцо тюбингов в левом перегонном тоннеле между станциями «Владимирская» и «Пушкинская». Механизированный щит вошёл в демонтажную камеру. Этой сбойкой была полностью завершена проходка перегонных тоннелей на всей трассе первой очереди Ленинградского метрополитена[7][6]. Началось строительство и отделка наземных вестибюлей, электромонтажные работы[7]. 8 октября 1955 г в 6 часов 14 минут[6], по первому участку первой очереди прошел пробный поезд[7]. 15 ноября 1955 г. в Ленинградском метрополитене началась постоянная эксплуатация станций первой очереди[7]. Начало свою работу и первое депо – «Автово». За трудовую доблесть коллектив Ленметростроя был удостоен высшей награды – ордена Ленина[7][6]. По всей трассе первого участка метрополитена уложено около 200 тысяч тонн чугунных тюбингов, вынуто 1346 тысяч кубометров грунта, уложено 365 тысяч кубометров бетона и железобетона[6]. В период монтажных работ проложены сотни километров разного кабеля[6].

Деятельность

Метрострой выполняет разные работы и обеспечивает:

  • Строительство тоннелей метрополитена, в том числе перегонных, станционных и эскалаторных; железнодорожных и автомобильных тоннелей; подземных переходов и вестибюлей; зданий и сооружений и др.
  • Монтаж: подстанций, кабельных линий, осветительной техники, эскалаторов, вентиляций, насосов, трубопроводов, разных конструкций и другого оборудования объектов.
  • Укладку путей, сооружение камер съездов и веток в депо, строительство железнодорожных сооружений.
  • Проведение отделочных работ, в том числе мраморная и гранитная облицовка, современная декорация.
  • Изготовление оборудования для проходки тоннелей и техники для строительства и сооружения тоннелей.

Помимо Петербургского метрополитена, ОАО «Метрострой» занимается строительством автодорожных тоннелей и развязок и ряд проектов. Компания выступала подрядчиком при строительстве Крестовского стадиона.

Литература

  • В. А. Гарюгин, А. Денисов, В. И. Клочков, С. Щукин. Метрополитен Северной Столицы. — Санкт-Петербург: Лики России, 1995. — 240 с. — ISBN 5-87417-020-0.
  • В. Г. Авдеев, Д. Л. Бурин, В. И. Клочков, М. Ю. Королёв, Г. Ю. Никитенко и др. Петербургскому метрополитену - 50 лет. — Санкт-Петербург: ГМИСПб, 2005.
  • Иванкин Л. Е. Летопись Ленметростроя: Исторический очерк о ленинградских метростроителях. — Ленинград: Лениздат, 1984. — 174 с.
  • Метростроитель. №1 (3716). Январь 2016 г. Газета ОАО «Метрострой». (PDF). ОАО «Метрострой» (2016). Проверено 7 января 2017.

Примечания

  1. ↑ Метрострой (METP, METPP). Итоги 2015: рост прибыли за счет финансовых статей (1 апреля 2016). Проверено 7 января 2017.
  2. 1 2 В. Гарюгин, 1995, с. 40-42.
  3. 1 2 В.Г.Авдеев, 2005.
  4. О компании. Официальный сайт ОАО «Метрострой». Проверено 7 января 2017.
  5. Ленметрогипротранс. История. Официальный сайт ОАО "Ленметрогипротранс". Проверено 7 января 2017.
  6. 1 2 3 4 5 6 7 Иванкин Л. Е., 1984.
  7. 1 2 3 4 5 6 7 8 Метростроитель №1 (3716), 2016, с. 3.

Ссылки

  • Официальный сайт компании

Метрострой (компания, Санкт-Петербург).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47