25-05-2023
ОАО «Метрострой» | |
Тип | |
---|---|
Листинг на бирже |
METP, METPP |
Основание | |
Прежние названия |
Строительство №5 НКПС |
Расположение | |
Ключевые фигуры |
Александров, Вадим Николаевич (Генеральный директор) |
Отрасль | |
Операционная прибыль |
▼ 976 млн руб. (2015 год)[1] |
Чистая прибыль |
▲ 407,6 млн руб (2015 год)[1] |
Сайт |
www.metrostroy-spb.ru |
ОАО «Метрострой» — советская и российская строительная компания. Официальное название - ОАО по строительству метрополитена в городе Санкт-Петербурге «Метрострой». Монополист строительства Петербургского метрополитена . Штаб-квартира — в Петербурге. Основные виды деятельности компании — строительство тоннелей и инженерных сооружений.
Вопрос о проектировании современного подземного метрополитена был поставлен в 1938 году по инициативе Председателя исполкома ленинградского городского совета А. Н. Косыгина[2]. За основу дальнейшей разработки был принят проект ЛНИИКХ 1937 года, основанный на новой генплане Ленинграда от 1935 года[3]. Проектом предусматривалось три диаметральных линии, радиальная, Кольцевая линия, и южная линия. В качестве первой очереди была выделена трасса Кировско-Выборгского направления. Разработка, начавшаяся в 1940 году, была поручена московскому институту «Метропроект»[3]. К работе были привлечены и ленинградские специалисты. Решение о сооружении ленинградского метро было утверждено 21 января 1941 г. приказом Народного комиссара Лазаря Кагановича за №27 «О создании Строительства №5 НКПС»[4]. Первым начальником строительства метро стал Иван Георгиевич Зубков.
Работы по сооружению метро прервала Великая Отечественная война. Через пять дней после начала войны решением Военного Совета Северо-Западного фронта «Строительство № 5 HKПС» переключилось на строительство оборонительных сооружений вокруг Ленинграда. Пройденные стволы и выработки пришлось затопить, спасая от обрушения[2]. Во время войны метростроевцы строили тупики и склады, железнодорожные ветки и портовые сооружения в осажденном Ленинграде.
После окончания войны, 3 декабря 1946 года приказом № 795/ЦЗ, организуется первый Ленинградский филиал «Метропроект» - «Ленметропроект»[5], а также «Строительство № 5 HKПС» преобразовуется в «Ленметрострой». Сотрудникам Ленметропроекта для продолжения строительства пришлось пересмотреть первоначальный проект. 3 сентября 1947 года было возобновлено строительство Ленинградского метрополитена. Уже в сентябре 1948 года технический совет управления утвердил проектное задание на создание механизированного проходческого щита[6]. В 1949 г. опытный образец проходческого щита был готов и установлен в забое[7]. За создание горнопроходческого щита группа инженеров Кировского завода была удостоена Государственной премии СССР[7][6]. Специалисты Метростроя и НИИ Горной механики и маркшейдерского дела создали оптический прибор, позволяющий с высокой точностью вести щит в забое[7]. 7 марта 1954 года, бригада Л. Конькова уложила последнее кольцо тюбингов в левом перегонном тоннеле между станциями «Владимирская» и «Пушкинская». Механизированный щит вошёл в демонтажную камеру. Этой сбойкой была полностью завершена проходка перегонных тоннелей на всей трассе первой очереди Ленинградского метрополитена[7][6]. Началось строительство и отделка наземных вестибюлей, электромонтажные работы[7]. 8 октября 1955 г в 6 часов 14 минут[6], по первому участку первой очереди прошел пробный поезд[7]. 15 ноября 1955 г. в Ленинградском метрополитене началась постоянная эксплуатация станций первой очереди[7]. Начало свою работу и первое депо – «Автово». За трудовую доблесть коллектив Ленметростроя был удостоен высшей награды – ордена Ленина[7][6]. По всей трассе первого участка метрополитена уложено около 200 тысяч тонн чугунных тюбингов, вынуто 1346 тысяч кубометров грунта, уложено 365 тысяч кубометров бетона и железобетона[6]. В период монтажных работ проложены сотни километров разного кабеля[6].
Метрострой выполняет разные работы и обеспечивает:
Помимо Петербургского метрополитена, ОАО «Метрострой» занимается строительством автодорожных тоннелей и развязок и ряд проектов. Компания выступала подрядчиком при строительстве Крестовского стадиона.
Метрострой (компания, Санкт-Петербург).