26-07-2023
Минный транспорт — крупный корабль, несущий на борту множество минных или торпедных катеров (вооружённых шестовой миной или торпедой соответственно). Впервые идея создания подобного типа корабля была предложена адмиралом Макаровым в 1876 году, и воплощена на следующий год переоборудованием пассажирского парохода в минный транспорт «Великий Князь Константин».
Содержание |
Главным достоинством этого типа кораблей было резкое увеличение дальности действия минных или торпедных катеров, позволяя их использовать не только для обороны, но и при атаке. Кроме того некоторые корабли, подобно российскому «Великий Князь Константин» и французскому «Фудру», имели систему, позволяющую быстро прогреть паровые котлы катеров, от котлов носителя. Недостатком же — трудность спуска и подъёма катера при волнении. Эта проблема была решена …лишь в годы Второй мировой войны на десантных кораблях типа «Синсю-Мару» и десантных кораблей-доков (LSD). Впрочем, при основной тактике подобного типа кораблей «дождавшись ночи, незаметно подплыв поближе, выпустить с безопасного расстояния катер для атаки стоящего на якоре корабля», подобный недостаток часто лишь означал, что атака состоится «не в эту, а в следующую ночь».
Характерная тактика ярко описывается следующим высказыванием, тогда ещё капитана, будущего адмирала Фишера, сказанной на вопрос, чтобы он стал делать встретив в море броненосец не уступающий его кораблю (речь была о броненосце «Инфлексибл»):
Я бы постарался по возможности избежать боя, держась вне видимости противника. А дождавшись темноты, я спустил бы на воду и выслал на вражеского броненосца две своих миноноски |
Сам же адмирал Макаров, учитывая скромные возможности, тогдашних минных катеров — тихоходных и вооружённых шестовой миной, не говоря уже об их хлипкости и сомнительной мореходности, был в своих оценках возможностей этого типа корабля более осторожен, ставя целью атаку лишь стоящих на якоре кораблей. Но даже такое применение этого типа кораблей, во время русско-турецкой войны оказалось достаточным чтобы впечатлить британских военно-морских экспертов, и фраза будущего адмирала Фишера, была сказана под впечатлением от реальных боевых операций адмирала Макарова.
Русско-японская война одновременно стала и венцом и крахом этого типа кораблей, с одной стороны к началу войны уже появились торпедные катера, лишённые недостатков минных катеров, а с другой … появилась противоминная артиллерия не давшая реализовать в полной мере возможности торпедных катеров. В итоге, во время русско-японской войны лишь два катера спущеных с броненосцев смогли произвести успешные атаки. Тем не менее, идея корабля-матки (en:Mother ship), несущего на борту вооружённые самодвижущиеся аппараты, способные атаковать крупные корабли нашла своё воплощение на другом техническом уровне — именно такими кораблями являются, по сути, авианосцы.
Тем не менее, в годы Второй мировой американцы использовали транспорт USS Hilo (AGP-2) для транспортировки на дальние расстояния патрульных катеров вооружённых торпедами.
Перспективной альтернативой первым торпедам когда-то также считались метательные мины: к 1900 году из 111 российских миноносок, построенных в 1878 году, на 46 были установлены морские миномёты, на 43 — постоянные торпедные аппараты и на 14 — поворотные торепедные аппараты.
Минный транспорт.