Михайловский, Константин Яковлевич

08-06-2023

Константин Яковлевич Михайловский (1834(1834)1909) — русский инженер, строитель Александровского моста через Волгу у Сызрани (1880), куратор строительства Новосясьского, Новосвирского и Новомариинского каналов на Мариинской водной системе (18821886), начальник работ по постройке железных дорог Самара — Уфа (1885), Уфа — Златоуст (1888) (см. Самаро-Златоустовская железная дорога), Златоуст — Челябинск (1891), Екатеринбург — Челябинск (1894) и многих других проектов. Действительный тайный советник.

Содержание

Биография

Константин Яковлевич родился в дворянской семье. Его отцом был черниговский дворянин Яков Артёмович Михайловский. Окончил Первый Кадетский корпус, прикомандирован к Михайловскому артиллерийскому училищу, участвовал в Крымской войне, произведён в подпоручики в 1858 году.

Долгие годы Константин Яковлевич трудился на благо Отечества, создавая инфраструктуру России, которая ей была так необходима, шла ли речь о торговле пшеницей и экспорта её в Европу как в случае Мариинской водной системы, или перевозке грузов и пассажиров из западных областей России через Сибирь на Восток и обратно, как в случае Транссиба.

Константин Яковлевич был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Признание

За свою долгую службу Константин Яковлевич был награждён орденами:

  • Св. Станислава III степени,
  • Св. Анны III степени,
  • Св. Владимира IV cтепени (за сооружение Александровского моста через Волгу),
  • Св. Станислава II степени (за сооружение каналов на Мариинской водной системе),
  • Св. Анны II степени,
  • Св. Станислава I степени,
  • Св. Анны I степени,
  • Св. Владимира II степени,
  • Бухарским орденом Золотой Звезды с алмазами,
  • Японским орденом Восходящего Солнца III степени,
  • Орденом Белого Орла.

Константину Яковлевичу было оказано Высочайшее благоволение за сооружение императорского пути от Санкт-Петербурга до Царского села и Императорской станции в Санкт-Петербурге. За огромную работу и вклад в развитие железных дорог К. Я. Михайловский становится почетным гражданином городов Челябинска и Галича. В 1905 году Константин Яковлевич назначен членом Совета Министра путей сообщения. 24 февраля 1907 Государь Император Николай Александрович жалует К. Я. Михайловскому чин действительного тайного советника.

В месте слияния рек Вытегры и Ковжи в г. Вытегра стоит стела, посвящённая инженерам К. Я. Михайловскому и Ефимовичу и их работе по сооружению Ново-Сясьского, Ново-Свирского и Ново-Мариинского каналов.

В литературе

Константин Яковлевич Михайловский выведен под именем Елецкого в неоконченной повести Гарина-Михайловского «Вариант» (1888—1890, первая публикация — 1910)[1].

В повести рассказывается об изыскательских работах перед началом постройки железной дороги «Самара — Уфа — Златоуст», где инженер Николай Георгиевич Михайловский (Михайловский 2-й в служебных документах, будущий писатель) служил под началом своего однофамильца Константина Яковлевича Михайловского (Михайловского 1-го).

Примечания

  1. Гарин-Михайловский Н. Г. Очерки. Рассказы. Письма. М.: Советская Россия, 1986. – С. 383 (комментарии).


Михайловский, Константин Яковлевич.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47