Мондо (буддизм)

24-05-2023

Мондо ( кит. упр. 問答, палл.: вэнь-да, яп. 問答, мондо:, букв. «вопрос-ответ, диалог») — вид парадоксального диалога-поединка[1] между наставником и учеником в школе дзэн[2]. Мондо состоит из вопросов и ответов и проводится в быстром темпе. Данная практика применяется наставником для придания ученику определённого импульса в разрушении стереотипов и в понимании сути учения[3]. Обычно длина парадоксального диалога не превышает пяти вопросов и ответов[4].

Содержание

История мондо

Чаньские учителя начали использовать мондо в середине VIII века[5]. Особую роль в формировании практики мондо сыграл Линьцзи Исюань, основавший школу Линьцзи[6].

Пример мондо

— В соответствии с законом причины и след­ствия у каждого человека есть родина. А где родился ты?
— Утром я ел белую рисовую кашу; теперь я вновь голоден.
— Чем мои руки напоминают руки Будды?
— Игрой на лютне при луне.
— Чем мои ноги напоминают ноги осла?
— Когда цапля стоит в снегу, её цвет меняется.

[7]

См. также

Примечания

Литература

  • Абаев Н. В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. — Наука, 1983. — 128 с.
  • Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М.: Республика, 1992. — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X
  • Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с. — ISBN 5-9524-0208-9
  • Самохвалова В. И. Психотренинг в дзэнских искусствах как отражение космологии дзэн // Ориентиры. Метафизические исследования человека и мира / Отв. ред. Т. Б. Любимова. — М.: ИФ РАН, 2001. — № 1. — С. 84—104.
  • Судзуки Д. Т., Кацуки С. Дзэн-Буддизм: Основы Дзэн-Буддизма. Практика Дзэн. — Бишкек: МП «Одиссей», 1993. — 672 с. — (Библиотека Восточной религиозно-мистической философии). — ISBN 5-89750-046-0
  • Торчинов Е.А. Буддизм: Карманный словарь. — СПб.: Амфора, 2002. — 187 с. — ISBN 5-94278-286-5


Мондо (буддизм).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47