Московский театр «Комедия»

14-10-2023

Русский драматический театр
Театр Корша
Основан 1882
Художественный руководитель Фёдор Адамович Корш

Театр Корша - российский, позже советский, театр, существовавший в 1882-1933 годах.

Содержание

История

Годом основания театра считается 1882, когда Фёдору Адамовичу Коршу предложили возглавить разорившийся Пушкинский театр, которым руководила актриса Малого театра А. А. Бренко. Вместе с актёрами М. И. Писаревым и В. Н. Андреевым-Бурлаком Корш создает Русский драматический театр, а в 1883 году становится его единоличным хозяином.

Сначала театр располагался в здании Камергерского переулка (сейчас здание МХТ). В 1885 году Корш получил здание в псевдорусском стиле, выстроенное А. А. Бахрушиным в Богословском (ныне Петровском) переулке по проекту архитектора Михаила Николаевича Чичагова.

Театр открылся 30 августа 1885 года постановкой отрывков из «Горя от ума», «Ревизора» и «Доходного места».

На следующий год, в Читать статью.)

Особенностью нового театра были оборудованная по последнему слову техники сцена, зрительный зал, гримерки и фойе, освещенные электричеством. Ведущая актриса театра Александра Яковлевна Глама-Мещерская писала:

«Это тогда было новостью необыкновенной, и даже в Большом и Малом театрах еще пользовались газом; правда, новое освещение было далеко не совершенно. Лампочки давали свет желтоватый и горели ненадежно… Тем не менее впечатление новое освещение производило огромное».

Огромное впечатление производили и технические нововведения Корша:

«Большим газетным шумом сопровождалась одна из коршевских премьер, когда была показана новая комедия Lolo „Вечный праздник“. Успех этот объяснялся не особыми достоинствами пьесы, а одним необычным для того времени постановочным эффектом: декорация 2-го акта представляла собой разрез вагона, мчащегося в составе курортного поезда в Кисловодск. Под вагоном вращались колеса, за окнами пролетали телеграфные столбы и проходила движущаяся панорама. При подходе к станции панорама и колеса замедляли движение, в окна вплывали станционные постройки и перроны с пассажирами и усатыми жандармами. Звуковое оформление довершало иллюзию».[1]

Корш считал своей задачей создание «театра комедии с драматическим или комическим оттенком»[2], поэтому в репертуаре нового театра преобладали легкие комедии, фарсы с любовной интригой: «В царстве скуки» Э. Пальерона, «Денежные тузы» А. Ф. Крюковского, «Опасное поручение» Н. Н. Николаева, пьесы Д. А. Мансфельда, Н. И. Мясницкого, С. Ф. Разсохина. Появилось понятие «коршевская пьеса»[2] — драматургия с штампованными конфликтами и персонажами, строящаяся по принципу «больше забавного и смешного».

Однако именно «грубейший фарс Мясницкого и пошловатые пьески Мансфельда»[3] помогли театру привлечь публику и обрести финансовую стабильность, так что Корш мог позволить себе постановки серьёзной драматургии. В театре играют пьесы русских и иностранных классиков и современных драматургов: «Нора» и «Доктор Штокман» Г. Ибсена, пьесы Г. Зудермана, Э. Ростана. Именно Корш впервые в Москве ставит «Власть тьмы» Толстого и открывает Чехова-драматурга: в 1887 году Н. Н. Соловцов поставил пьесу «Иванов», написанную по заказу Корша. Позднее на сцене Театра Корша были поставлены чеховские водевили «Медведь» (1888) и «Свадьба» (1902).

Стремясь расширить зрительскую аудиторию, Корш придумывает «утренники» — утренние спектакли, в которых играли те же актёры, что и в вечерних, но за значительно меньшие деньги. Это позволило привлечь в театр новую публику: студентов и учащихся, мелких чиновников и служащих. Артист Иван Москвин вспоминал, что в молодости был «отравлен» театром благодаря Коршу, который «за 20 копеек давал возможность посмотреть первоклассную труппу во главе с В. Н. Давыдовым»[4].

Каждую пятницу в Театре Корша представляли новую постановку, зачастую сырую, недоработанную (на каждую отводилось 3-4 репетиции), однако неизменно привлекающую публику. Неудачные постановки сразу снимались с репертуара, зато имевшие успех — «Чары любви» Е. Карпова, «Летние грезы» В. Крылова — шли годами.

В начале 1890-х в репертуаре театра появляются переводные современные пьесы, новинки европейской драмы: «Тетка Чарлея» и «Мадам Сен-Жен» В. Сарду и Э. Моро, «Раб наживы» О. Мирбо, «Контролер спальных вагонов» А. Биссона. Корш с ассистентами посещал модные премьеры в театрах Европы, стенографировал и затем переводил текст спектакля — и бывало, что европейская пьеса ставилась в России, ещё не будучи опубликованной на родине.

Появление в 1898 году МХТ пошатнуло позиции Театра Корша: серьёзные пьесы публика предпочла смотреть у Станиславского.

В 1900 году Корш пригласил в театр режиссёра Н. Н. Синельникова, который привёл в труппу Коршевского театра Л. М. Леонидова, А. А. Остужева, М. М. Блюменталь-Тамарину, Н. М. Радина и др., поставил спектакли «Сирано де Бержерак» Э.Ростана (1900), «Буря» Шекспира (1901), «Дети Ванюшина» С. А. Найденова (1901), «Каменотесы» Зудермана (1905), «Лес» А. Н. Островского (1907), «Коварство и любовь» Фр. Шиллера (1907), «Веер леди Уиндермир» О.Уайлда (1907), «Пробуждение весны» Ф.Ведекинда (1907)[5] и другие весьма удачные постановки, например, его «Дети Ванюшина» (1901) заслужили одобрение К. С. Станиславского[6]. Однако былой славы театр себе вернуть не смог.

После Корша

В 1917 году театр был преобразован в товарищество артистов, а в 1918 году его выкупил М. М. Шлуглейт.

С 1920 года Театр Корша назывался «3-й театр РСФСР. Комедия», с 1925-го входил в число государственных театров Моссовета под названием «Комедия (бывший Корш)», позднее Московский драматический театр.

В 1933 году театр был закрыт, в его здании разместился филиал МХАТа, в который перешла и часть коршевской труппы. Из письма Николая Радина Синельникову (5 февраля 1933 года): «31 января был последний спектакль в театре Корш. Бесславно кончил он свое 55-летнее существование: люди, ликвидировавшие его, не посчитались ни с чем… ни с прошлым, в котором было много значительного, ни с самолюбием работавших там актеров, ни даже с почтенной юбилейной датой. Приказом Наркомпроса художественный состав распределен между московскими театрами, здание передано со всем инвентарем МХАТу. МХАТ взял Попову, Кторова и Петкера».[7]

Был репрессирован режиссёр Коршевского театра Карпов.

В настоящее время здание бывшего Театра Корша принадлежит Государственному театру наций, который в своей деятельности пытается следовать традициям своего предшественника. В 2002 году в честь 120-летия Театра Корша и 150-летия со дня рождения Ф. А. Корша в Театре наций прошли «Коршевские чтения» под названием «Театр XXI века между стационаром и антрепризой».

Историк театра Т. Шах-Азизова:

«История коршевского театра, одного из ранних и самых стойких русских частных театров, богата и поучительна, особенно в наше время, когда этот тип театра, перемахнув полувековую полосу запрета и забвения, пытается возродиться»[2].

Репертуар

Первый спектакль, поставленный в Театре Корша, — «Ревизор» Гоголя.

В репертуар театра входили:

и др.

Труппа

Актёры

Устойчивой труппы театр не имел, однако славился сильным актёрским составом. На его сцене в разное время играли:

Режиссёры

  • М. В. Аграмов (1885—1887 и 1889—1891)
  • Н. Н. Соловцов (1887—1889)
  • Н. Н. Синельников (1900—1909)
  • А. Л. Загаров (1910—1911)
  • Н. Д. Красов (1911—1912)
  • А. Л. Зиновьев (1912—1913)
  • В. К. Татищев (1914—1917)

Литература

  • Вульф П. В старом и новом театре. Воспоминания. — М., 1962.
  • Дубнова Е. Русская художественная культура в конце XIX — начале XX вв. (1908—1917). кн. 3: Зрелища и искусства. Музыка. Часть: Частные театры Москвы и Петербурга. — М., 1977.
  • Павлова Т. Антреприза Фёдора Корша. — М.: Московский наблюдатель № 7-8, 1992.
  • Павлова Т. Вопросы театра. Часть: Давыдовские сезоны у Корша. — М.: Московский наблюдатель № 7-8, 1972.
  • Шестакова Н. А. Проезд Художественного театра, 3. — М., 1989.
  • Юрьев Ю. Записки. — Л.- М., 1941.

Примечания

  1. Устаревший адрес страницы — Аргументы.ру
  2. ↑ МОСКОВСКИЙ ЧАСТНЫЙ ТЕАТР Ф.А.КОРША — статья из энциклопедии «Кругосвет»
  3. М. Горький, Беглые заметки
  4. Московский частный театр Ф. А. Корша. Вехи культуры
  5. Кругосвет
  6. Кругосвет
  7. Анатолий Петрович Кторов

Ссылки

  • Энциклопедия «Кругосвет» о Театре Корша
  • Театр Корша
  • Театръ Корша (Русский драматический театр)

Московский театр «Комедия».

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47