Московский государственный университет путей сообщения (МГУПС (МИИТ)) — федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российской Федерации.
Готовит специалистов высшего и среднего профессионального образования для железнодорожного транспорта и других отраслей народного хозяйства по более чем 70 специальностям и направлениям подготовки высшего профессионального образования и по более чем 25 специальностям подготовки среднего профессионального образования. Имеет в своем составе 4 академии, 9 институтов, 4 факультета, 3 колледжа, гимназию, 22 филиала и 1 представительство в 24 регионах России с географией от Калининграда на западе до Ижевска на востоке и от Лабытнанги на севере до Волгограда на юге.
Московское инженерное училище ведомства Министерства путей сообщения (1896—1913)
Московский институт инженеров путей сообщения императора Николая II Министерства путей сообщения (1913—1917)
Московский институт инженеров путей сообщения Наркомата просвещения РСФСР (1917—1924)
Московский институт инженеров транспорта им. Октябрьской революции Наркомата просвещения РСФСР (1924—1926)
Московский институт инженеров транспорта им. Ф. Э. Дзержинского Наркомата просвещения РСФСР (1926—1928)
Московский институт инженеров транспорта Наркомата просвещения СССР (1928—1946)
Московский ордена Ленина институт инженеров железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения СССР имени И.В. Сталина (1946—1954)
Московский ордена Ленина и ордена Трудового красного знамени институт инженеров железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения СССР имени И.В. Сталина (1954—1961)
Московский ордена Ленина и ордена Трудового красного знамени институт инженеров железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения СССР (1961-1988)
Московский ордена Ленина и ордена Трудового красного знамени институт инженеров железнодорожного транспорта им. Ф. Э. Дзержинского (МИИТ) Министерства путей сообщения СССР (1988—1992)
Московский ордена Ленина и ордена Трудового красного знамени институт инженеров железнодорожного транспорта им. Ф. Э. Дзержинского (МИИТ) Министерства путей сообщения Российской Федерации (1993)
Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) Министерства путей сообщения Российской Федерации (с 1993)
19 октября 1924 года — Московский институт инженеров путей сообщения объединён с Высшими техническими курсами при НКПС СССР в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ)
20 августа 1926 года — институту присвоено имя первого народного комиссара путей сообщения СССР Ф. Э. Дзержинского
30 июня 1931 года — на основе факультетов МИИТа создаются: Московский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта (МЭМИИТ) имени Ф. Э. Дзержинского (на базе Механического факультета), Московский эксплуатационный институт инженеров железнодорожного транспорта (МЭИИТ) имени И. В. Сталина (на базе Эксплуатационного факультета) и Московский институт инженеров нового железнодорожного строительства (МИИНЖС) имени А. А. Андреева (на базе строительных специальностей эксплуатационного факультета)
15 июня 1933 года — МЭИИТ, МИИНЖС, а также Транспортно-экономический институт НКПС объединены в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ) имени И. В. Сталина
30 июня 1993 года — институт получает статус университета и начинает называться Московский государственный университет путей сообщения, сохраняя при этом аббревиатуру МИИТ
10 октября 1998 года — в состав университета вошла Российская академия путей сообщения (РАПС)
1 сентября 1999 года — в составе университета начинает свою работу Юридический институт
7 марта 2002 года — в составе университета начинает свою работу Гуманитарный институт
25 мая 2003 года — в состав университета в качестве вошла Гимназия № 1 МПС России
9 февраля 2004 года — в состав университета вошёл Московский медицинский колледж железнодорожного транспорта
7 декабря 2006 года — в состав университета вошла Школа усовершенствования руководящего состава ведомственной охраны МПС России
28 декабря 2006 год — в состав университета вошли: Московский колледж железнодорожного транспорта, Брянский колледж железнодорожного транспорта, Воронежский колледж железнодорожного транспорта, Воронежский электромеханический колледж железнодорожного транспорта, Ожерельевский колледж железнодорожного транспорта, Рязанский колледж железнодорожного транспорта, Елецкий техникум железнодорожного транспорта, Калужский техникум железнодорожного транспорта, Курский техникум железнодорожного транспорта, Нижегородский техникум железнодорожного транспорта, Орловский техникум железнодорожного транспорта, Рославльский техникум железнодорожного транспорта, Тамбовский техникум железнодорожного транспорта, Узловский техникум железнодорожного транспорта, Ярославский техникум железнодорожного транспорта
В рейтинге российских вузов, подготовленном в 2013 году рейтинговым агентством «Эксперт РА» по инициативе и при поддержке фонда «Вольное дело», университет занял 66 место. Место вузов в рейтинге определялось, исходя из оценки трёх составляющих: качество образования, востребованность работодателями, научно-исследовательская деятельность[2].
В 2014 году агентство «Эксперт РА» включило вуз в список лучших высших учебных заведений Содружества Независимых Государств, где ему был присвоен рейтинговый класс «D»[3].
Организован как Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта (ВЗИИТ) распоряжением Совета Министров СССР от 7 марта 1951 года.
В 1995 году институт получил статус университета и сменил название на Российский государственный открытый технический университет путей сообщения (РГОТУПС).
В 2007 году вошёл в состав МИИТа. Теперь носит название Российская открытая академия транспорта (РОАТ).
Нынешняя гимназия МИИТа была основана в 1949 г. как школа № 40; находилась на станции Москва-3 Северной железной дороги в здании барачного типа. Современное здание построено в начале 1950-х годов, в 1959 г. учебное заведение было преобразовано в школу № 123 Московской железной дороги с углубленным изучением английского языка. Одно время носила имя генерал-лейтенанта инженерных войск Д. М. Карбышева — в вестибюле на первом этаже стоял его бюст на гранитном пьедестале. Первый выпуск состоялся в 1958 г.
В начале 1990-х была преобразована в гимназию № 1 МПС РФ, директором который был назначен Филимонов Владимир Иванович. С 2004 г. стала именоваться гимназией МИИТа, став структурным подразделением этого университета. C этого времени учебным заведением руководит Логинова Галина Ивановна, бывшая до того директором гимназии № 1554 (в районе Отрадное).
В конце 2000-х гг., начальные классы гимназии перевели в отдельное здание в Сокольниках. В современной гимназии обучаются лишь 5-11 классы, 4-й этаж гимназии, где прежде учились исключительно младшеклассники, теперь используется так же, как и прочие этажи. Был произведен капитальный ремонт учебного заведения — асфальтовый школьный двор был замощен брусчаткой, а в центре его построен огороженный высоким забором теннисный корт.
Гимназию отличает стабильность, малая текучесть преподавательского состава — многие учителя гимназии трудятся в ней на протяжении 20-30 лет, некоторые проработали в ней всю жизнь вплоть до выхода на пенсию — Ветераны гимназии.
Учителя гимназии МИИТа 1990-х гг.
Выпускником гимназии является известный журналист Евгений Киселев.
Адрес: 129626, г. Москва, 3-я Мытищинская ул., д. 12
Официальные названия школы-гимназии
1949 г. — школа № 40 бывшая гимназия № 2 (Воронеж)
1959 г. — школа № 123 Московской железной дороги с углубленным изучением английского языка
Винокуров, Михаил Васильевич — специалист в области конструкций железнодорожных экипажей, динамического взаимодействия подвижного состава и пути, педагог и организатор новых направлений в транспортной науке, генерал-директор тяги II ранга, доктор технических наук, профессор.
Исаев, Игорь Петрович — специалист в области тяги поездов и теории надёжности, один из авторов современных представлений о сцеплении колеса и рельса, доктор технических наук, профессор.
Бурцев, Павел Семёнович — известный метростроитель и изобретатель, много лет успешно руководивший СМУ-8 Метростроя, с 1973 — начальник Управления 10-А. Лауреат Государственной премии СССР (1968), кавалер орденов Ленина, Трудового Красного знамени, «Знак почёта», ряда медалей.
Рыбаков, Анатолий Наумович — русский писатель, романист, автор романов «Кортик», «Бронзовая птица», «Тяжёлый песок», «Дети Арбата» (учился до ареста в 1933).
Тарико, Рустам Васильевич — российский бизнесмен, владелец компании «Русский стандарт» (крупный производитель водки) и банка «Русский стандарт»
Аббревиатуры МЭИИЖТ, МИИЖТ никогда не использовались, с 1924 года используется аббревиатура МИИТ, с 2012 года используется официальная аббревиатура — МГУПС (МИИТ).
В первые годы своего существования (1896—1898) располагался по адресу ул. Тверская д. 14 (впоследствии в этом здании расположился знаменитый «Елисеевский магазин»).
В 70-е годы, когда прием евреев в большинство ведущих московских вузов был резко ограничен,- МИИТ остался вне дискриминационной политики. Среди евреев Москвы ходила даже поговорка: «Если ты жид — поступай в МИИТ». Результатом был, в частности, высокий процент евреев среди студентов и преподавателей института.
В середине 80-х годов на сцене ДК МИИТа проходили одни из первых московских концертов таких групп, как Кино, Аквариум, Браво, Алиса, Звуки Му.
Существующая эмблема появилась в 2006 году, в результате «ребрендинга»[4]. До этого времени использовалась эмблема, приведённая на иллюстрации справа.
Проектировался как престижное учебное заведение. В 1898 году был построен 1-й корпус, 5-й (химические лаборатории), 6-й корпус (общежитие для студентов), 10-й корпус (квартиры для преподавателей) и 8-й. Также институт имел свою котельную (ныне Дом физики — 14 корпус), что было очень современно по тем временам.
Примечания
Росавиация рискует остаться без новых технических специалистов // РБК daily, 08 ноября 2012
Рейтинг ВУЗов России, 2012 // www.raexpert.ru, 15 ноября 2012
↑Рейтинг высших учебных заведений России и стран членов Содружества Независимых Государств.