Московское инженерное училище

12-07-2023

Перейти к: навигация, поиск
Московский государственный университет путей сообщения
(МГУПС (МИИТ))
Международное название

Moscow State University of Railway Engineering

Год основания

1896

Ректор

Борис Алексеевич Лёвин

Студенты

118 000

Аспирантура

700

Докторантура

20

Расположение

Москва, Россия Россия

Юридический адрес

127994, г. Москва,
ул. Образцова,
д. 9, стр. 9

Сайт

miit.ru

Награды

(O) (Я)

Московский государственный университет путей сообщения (МГУПС (МИИТ)) — федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российской Федерации.

Готовит специалистов высшего и среднего профессионального образования для железнодорожного транспорта и других отраслей народного хозяйства по более чем 70 специальностям и направлениям подготовки высшего профессионального образования и по более чем 25 специальностям подготовки среднего профессионального образования. Имеет в своем составе 4 академии, 9 институтов, 4 факультета, 3 колледжа, гимназию, 22 филиала и 1 представительство в 24 регионах России с географией от Калининграда на западе до Ижевска на востоке и от Лабытнанги на севере до Волгограда на юге.

История

Основан в 1896 году.

Название

  • Московское инженерное училище ведомства Министерства путей сообщения (1896—1913)
  • Московский институт инженеров путей сообщения императора Николая II Министерства путей сообщения (1913—1917)
  • Московский институт инженеров путей сообщения Наркомата просвещения РСФСР (1917—1924)
  • Московский институт инженеров транспорта им. Октябрьской революции Наркомата просвещения РСФСР (1924—1926)
  • Московский институт инженеров транспорта им. Ф. Э. Дзержинского Наркомата просвещения РСФСР (1926—1928)
  • Московский институт инженеров транспорта Наркомата просвещения СССР (1928—1946)
  • Московский ордена Ленина институт инженеров железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения СССР имени И.В. Сталина (1946—1954)
  • Московский ордена Ленина и ордена Трудового красного знамени институт инженеров железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения СССР имени И.В. Сталина (1954—1961)
  • Московский ордена Ленина и ордена Трудового красного знамени институт инженеров железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения СССР (1961-1988)
  • Московский ордена Ленина и ордена Трудового красного знамени институт инженеров железнодорожного транспорта им. Ф. Э. Дзержинского (МИИТ) Министерства путей сообщения СССР (1988—1992)
  • Московский ордена Ленина и ордена Трудового красного знамени институт инженеров железнодорожного транспорта им. Ф. Э. Дзержинского (МИИТ) Министерства путей сообщения Российской Федерации (1993)
  • Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) Министерства путей сообщения Российской Федерации (с 1993)

События и даты

  • 4 июня 1896 года — в ведомстве Министерства путей сообщения Российской империи учреждено Московское инженерное училище
  • 5 июня 1896 года — Московское инженерное училище получает наименование «Императорское»
  • 26 сентября 1896 года — торжественное открытие Императорского московского инженерного училища
  • 17 ноября 1899 года — первый выпуск инженеров-строителей, выпускникам присвоен особый нагрудный знак
  • 25 декабря 1913 года — училище преобразовано в Московский институт инженеров путей сообщения (МИИПС)
  • 18 января 1914 года — институту присвоено имя императора Николая II
  • 3 июня 1918 года — МИИПС передан из ведения Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) в ведение Народного комиссариата просвещения
  • 19 октября 1924 года — Московский институт инженеров путей сообщения объединён с Высшими техническими курсами при НКПС СССР в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ)
  • 20 августа 1926 года — институту присвоено имя первого народного комиссара путей сообщения СССР Ф. Э. Дзержинского
  • 1928 год — МИИТ передан в ведомство НКПС СССР
  • 1 апреля 1930 года — на базе Водных факультетов МИИТа и Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта создаётся Ленинградский институт инженеров водного транспорта
  • 13 декабря 1930 года — на базе Автодорожного факультета МИИТа и Высшей автомобильной школы Цудортранса создаётся Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ)
  • 30 июня 1931 года — на основе факультетов МИИТа создаются: Московский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта (МЭМИИТ) имени Ф. Э. Дзержинского (на базе Механического факультета), Московский эксплуатационный институт инженеров железнодорожного транспорта (МЭИИТ) имени И. В. Сталина (на базе Эксплуатационного факультета) и Московский институт инженеров нового железнодорожного строительства (МИИНЖС) имени А. А. Андреева (на базе строительных специальностей эксплуатационного факультета)
  • 15 июня 1933 года — МЭИИТ, МИИНЖС, а также Транспортно-экономический институт НКПС объединены в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ) имени И. В. Сталина
  • август 1941 года — эвакуация МИИТа и МЭМИИТа в город Новосибирск
  • весна 1942 года — возвращение из эвакуации
  • 1 декабря 1945 года — МЭМИИТ награждён орденом Трудового Красного Знамени
  • 28 декабря 1946 года — МИИТ награждён орденом Ленина
  • 1 сентября 1948 года — на базе инженерно-экономического факультета МИИТа восстановлен Московский транспортно-экономический институт (МТЭИ)
  • 1 июля 1954 года — МЭМИИТ вошёл в состав МИИТа в качестве механического и электромеханического факультетов
  • 29 августа 1958 года — МТЭИ вошёл в состав МИИТа в качестве инженерно-экономического факультетов
  • 1963 год — МИИТ награждён медалью «За освоение целинных земель»
  • 30 июня 1993 года — институт получает статус университета и начинает называться Московский государственный университет путей сообщения, сохраняя при этом аббревиатуру МИИТ
  • 10 октября 1998 года — в состав университета вошла Российская академия путей сообщения (РАПС)
  • 1 сентября 1999 года — в составе университета начинает свою работу Юридический институт
  • 7 марта 2002 года — в составе университета начинает свою работу Гуманитарный институт
  • 25 мая 2003 года — в состав университета в качестве вошла Гимназия № 1 МПС России
  • 9 февраля 2004 года — в состав университета вошёл Московский медицинский колледж железнодорожного транспорта
  • 7 декабря 2006 года — в состав университета вошла Школа усовершенствования руководящего состава ведомственной охраны МПС России
  • 28 декабря 2006 год — в состав университета вошли: Московский колледж железнодорожного транспорта, Брянский колледж железнодорожного транспорта, Воронежский колледж железнодорожного транспорта, Воронежский электромеханический колледж железнодорожного транспорта, Ожерельевский колледж железнодорожного транспорта, Рязанский колледж железнодорожного транспорта, Елецкий техникум железнодорожного транспорта, Калужский техникум железнодорожного транспорта, Курский техникум железнодорожного транспорта, Нижегородский техникум железнодорожного транспорта, Орловский техникум железнодорожного транспорта, Рославльский техникум железнодорожного транспорта, Тамбовский техникум железнодорожного транспорта, Узловский техникум железнодорожного транспорта, Ярославский техникум железнодорожного транспорта
  • 14 ноября 2007 года — в состав университета вошёл Российский государственный открытый технический университет путей сообщения (РГОТУПС)

В октябре 2012 года Министр транспорта Российской Федерации Михаил Соколов поручил Росавиации и Росморречфлоту проработать вопрос создания на базе Московского государственного университета путей сообщения Федерального университета транспорта в Центральном федеральном округе с присоединением к МГУПС Московского государственного технического университета гражданской авиации и Московской государственной академии водного транспорта[1].

Рейтинги

В рейтинге российских вузов, подготовленном в 2013 году рейтинговым агентством «Эксперт РА» по инициативе и при поддержке фонда «Вольное дело», университет занял 66 место. Место вузов в рейтинге определялось, исходя из оценки трёх составляющих: качество образования, востребованность работодателями, научно-исследовательская деятельность[2].

В 2014 году агентство «Эксперт РА» включило вуз в список лучших высших учебных заведений Содружества Независимых Государств, где ему был присвоен рейтинговый класс «D»[3].

Ректоры

Ф. Е. Максименко — первый ректор МИИТ

Институты

1-й учебный корпус
2-й учебный корпус
3-й учебный корпус, ИЭФ
4-ый учебный корпус
7-й учебный корпус, ИПСС
8-й учебный корпус, ГИ
  • Институт управления и информационных технологий
  • Институт транспортной техники и систем управления
  • Институт экономики и финансов
  • Юридический институт
  • Институт пути, строительства и сооружений
  • Гуманитарный институт
  • Русско-немецкий институт
  • Институт международных транспортных коммуникаций
  • Институт прикладных технологий

Академии

Российская академия путей сообщения

Российская открытая академия транспорта

Организован как Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта (ВЗИИТ) распоряжением Совета Министров СССР от 7 марта 1951 года.

В 1995 году институт получил статус университета и сменил название на Российский государственный открытый технический университет путей сообщения (РГОТУПС).

В 2007 году вошёл в состав МИИТа. Теперь носит название Российская открытая академия транспорта (РОАТ).

Академия транспортной безопасности

Академия транспортной медицины

Колледжи

Московский колледж железнодорожного транспорта

Московский колледж железнодорожного транспорта ведет свою историю от технического железнодорожного училища, открытого в Москве в 1872 году по высочайшему повелению императора Александра II и названного именем русского инженера, генерал-лейтенанта, выпускника Петербургского института инженеров путей сообщения, барона А. И. Дельвига.

Правовой колледж

Медицинский колледж

Гимназия

История

Гимназия МИИТа, осень 2012 г

Нынешняя гимназия МИИТа была основана в 1949 г. как школа № 40; находилась на станции Москва-3 Северной железной дороги в здании барачного типа. Современное здание построено в начале 1950-х годов, в 1959 г. учебное заведение было преобразовано в школу № 123 Московской железной дороги с углубленным изучением английского языка. Одно время носила имя генерал-лейтенанта инженерных войск Д. М. Карбышева — в вестибюле на первом этаже стоял его бюст на гранитном пьедестале. Первый выпуск состоялся в 1958 г.

В начале 1990-х была преобразована в гимназию № 1 МПС РФ, директором который был назначен Филимонов Владимир Иванович. С 2004 г. стала именоваться гимназией МИИТа, став структурным подразделением этого университета. C этого времени учебным заведением руководит Логинова Галина Ивановна, бывшая до того директором гимназии № 1554 (в районе Отрадное).

В конце 2000-х гг., начальные классы гимназии перевели в отдельное здание в Сокольниках. В современной гимназии обучаются лишь 5-11 классы, 4-й этаж гимназии, где прежде учились исключительно младшеклассники, теперь используется так же, как и прочие этажи. Был произведен капитальный ремонт учебного заведения — асфальтовый школьный двор был замощен брусчаткой, а в центре его построен огороженный высоким забором теннисный корт.

Гимназию отличает стабильность, малая текучесть преподавательского состава — многие учителя гимназии трудятся в ней на протяжении 20-30 лет, некоторые проработали в ней всю жизнь вплоть до выхода на пенсию — Ветераны гимназии.

Учителя гимназии МИИТа 1990-х гг.

Выпускником гимназии является известный журналист Евгений Киселев.

Адрес: 129626, г. Москва, 3-я Мытищинская ул., д. 12

Официальные названия школы-гимназии

  • 1949 г. — школа № 40 бывшая гимназия № 2 (Воронеж)
  • 1959 г. — школа № 123 Московской железной дороги с углубленным изучением английского языка
  • 1994 г. — гимназия № 123 МПС РФ
  • 1995 г. — гимназия № 1 МПС РФ
  • 2004 г. — гимназия МИИТа

Гимн гимназии

Предположительно, написан в середине 2000-х гг.

Гимназия в начале 2000-х.

Гимн гимназии

На Мытищинской третьей
Бывшей сто двадцать третьей
Всем знакомое зданье стоит.
Кто сюда попадает:
Тот потом поступает
В МГУ и, конечно, в МИИТ.
На железных дорогах
Разных дел очень много,
И порядок тут необходим
Будут завтра трудиться
Там знакомые лица
Из гимназии нашей МИИТ.
Есть желающих много
Выбрать путь педагога -
Детям жизни уроки давать.
Кто-то прямо с экрана
Ночью, днем, утром рано
Будет новости передавать.
Сложный говор английский
Гимназистам стал близким.
И привычно для наших ребят,
Что с оксфордским акцентом
Девяносто процентов
Без запинки почти говорят.
На Мытищинской третьей
Бывшей сто двадцать третьей
Всем знакомое зданье стоит.
Кто сюда попадает:
Тот потом поступает
В МГУ и, конечно, в МИИТ.

Филиалы университета

  • Брянский филиал
  • Волгоградский филиал
  • Воронежский филиал
  • Елецкий филиал
  • Ижевский филиал
  • Казанский филиал
  • Калининградский филиал
  • Калужский филиал
  • Кировский филиал
  • Курский железнодорожный техникум
  • Муромский филиал
  • Нижегородский филиал
  • Ожерельевский железнодорожный колледж
  • Орловский филиал
  • Поволжский филиал
  • Ярославский железнодорожный техникум
  • Рязанский филиал
  • Смоленский филиал
  • Тамбовский железнодорожный техникум
  • Узловский железнодорожный техникум
  • Ухтинский филиал
  • Ярославский филиал

Видные учёные и преподаватели

Известные выпускники

Интересные факты

Эмблема МИИТ, действовавшая до 2006 года
  • Аббревиатуры МЭИИЖТ, МИИЖТ никогда не использовались, с 1924 года используется аббревиатура МИИТ, с 2012 года используется официальная аббревиатура — МГУПС (МИИТ).
  • В первые годы своего существования (1896—1898) располагался по адресу ул. Тверская д. 14 (впоследствии в этом здании расположился знаменитый «Елисеевский магазин»).
  • В 70-е годы, когда прием евреев в большинство ведущих московских вузов был резко ограничен,- МИИТ остался вне дискриминационной политики. Среди евреев Москвы ходила даже поговорка: «Если ты жид — поступай в МИИТ». Результатом был, в частности, высокий процент евреев среди студентов и преподавателей института.
  • В середине 80-х годов на сцене ДК МИИТа проходили одни из первых московских концертов таких групп, как Кино, Аквариум, Браво, Алиса, Звуки Му.
  • Существующая эмблема появилась в 2006 году, в результате «ребрендинга»[4]. До этого времени использовалась эмблема, приведённая на иллюстрации справа.
  • Проектировался как престижное учебное заведение. В 1898 году был построен 1-й корпус, 5-й (химические лаборатории), 6-й корпус (общежитие для студентов), 10-й корпус (квартиры для преподавателей) и 8-й. Также институт имел свою котельную (ныне Дом физики — 14 корпус), что было очень современно по тем временам.

Примечания

  1. Росавиация рискует остаться без новых технических специалистов // РБК daily, 08 ноября 2012
  2. Рейтинг ВУЗов России, 2012 // www.raexpert.ru, 15 ноября 2012
  3. Рейтинг высших учебных заведений России и стран членов Содружества Независимых Государств.
  4. Ребрендинг эмблемы

Ссылки

  • Официальный сайт

Московское инженерное училище.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47