31-07-2023
Мост королевы Луизы | |
Портал при въезде на мост |
|
55°05′01″ с. ш. 21°54′20″ в. д. / 55.083611° с. ш. 21.905556° в. д. (G) (O) (Я) |
|
Область применения |
автомобильный и пешеходный |
---|---|
Пересекает |
река Неман |
Место расположения |
Советск, Панемуне |
Конструкция | |
Тип конструкции |
железобетонный |
Общая длина |
416 метров |
Эксплуатация | |
Открытие |
1907 |
Мост королевы Луизы (нем. Königin-Luise-Brücke, лит. Karalienės Luizos tiltas ) — пограничный автомобильный мост через реку Неман, соединяющий Советск (Калининградская область Российской Федерации) и Панемуне (Литва). Мост назван в честь королевы Пруссии Луизы.
Портал моста, напоминающий триумфальную арку, изображён на гербе Советска и является символом города.
в 1904 году началось строительство нового моста длиною 416 метров — моста Королевы Луизы. Ширина реки в этом месте достигала 220 метров. Мост опирался на два "быка" и взлётом трёх своих арок стал гордостью города.
Мост королевы Луизы был торжественно открыт 18 октября 1907 года. На открытии моста, которое было приурочено к 100-летию заключения Тильзитского мира, присутствовал принц Фридрих Вильгельм Прусский с супругой. В память об открытии моста в Тильзите была отчеканена медаль. Въезды на мост были украшены порталами. Сооружение обошлось налогоплательщикам в 2 миллиона марок.
Монументальное творение осуществлено по проекту строительного советника Керсье и фирмой «Бойхельд и Ко» из Грюнберга (Силезия). Со стороны города (с южной стороны) на второй речной опоре моста воздвигается портал из песчаника с двумя башенками в стиле барокко, образующими единый архитектурный ансамбль с формами Орденской кирхи. Проект портала выполнялся правительственным советником Фюрстенау. Южный портал (с нынешней российской стороны) был украшен барельефом с изображением королевы Луизы работы скульптора Стефана Вальтера во Фритенау и отлит в бронзе «Мартином и Пильтцингом» в Берлине. Эта же фирма отливала буквы для слов на фронтоне арки моста: «Мост королевы Луизы», северный (нынешняя литовская сторона, не сохранился) — гербом Восточной Пруссии. Южный портал (не сохранился)был металлическим и украшен гербом Восточной Пруссии. Барельеф на южном портале представлял собою картуш, имеющий 3,6 м ширины и 4 м высоты, в центре которого изображение королевы Луизы, увенчанной королевской короной, в окружении двух купидонов с цветочными венками. Вершину арки моста украшали декоративные вазы — их было шесть (сохранилось только две). Над пешеходными проходами по 1,5 м шириной размещены два барельефа, олицетворяющие движение по воде и по суше. Мостовой портал и машинные домики изготавливались в мастерской придворного мастера — каменотёса Карла Шилинга в Темпелине. Для их изготовления использовали влагостойкий желтоватый песчаник из каменоломен в Воншельбурге, у подножия Хойшена, не требующий покраски и штукатурки.
После Первой мировой войны мост стал пограничным, на нём был устроен контрольно-пропускной пункт и таможня. Первый «пограничный» период в истории моста продлился до 1939 года, когда Мемельский край вошёл в состав Германии.
С 1 мая 1914 года по 1944 год по мосту ходил электрический трамвай[1]. После войны тильзитская трамвайная сеть не восстанавливалась.
22 октября 1944 года инженерные части вермахта взорвали мост, чтобы задержать продвижение советской армии. Были уничтожены пролёты моста и северный портал.
Мост был восстановлен в 1947 году. Поначалу пролёты были деревянными, в 1965 году их заменили железобетонными. С сохранившегося южного портала моста сняли барельеф, изображающий королеву Луизу, и в 1964 году заменили его на герб Советского Союза. Также изменили обозначенную на портале дату: 1907 год заменили на 1947. С портала убрали немецкую надпись Königin Luise Brücke.
Машинные домики утратили свои островерхие черепичные крыши, а ручной механизм подъема откидного пролета исправен и по сей день. К весне 1965 г деревянный мост прекратил свое существование. Современный мост построен в период с 1965 по 1966 годы.
После распада СССР мост стал пограничным.
В девяностых годах были предприняты первые попытки реставрации моста. 6 марта 1995 года с портала сняли герб СССР, на этом работы и завершились. Широкомасштабная реставрация портала была проведена в 2002—2003 годах. В ходе этих работ были восстановлены все утраченные детали портала: вернув на своё историческое место барельеф Королевы Луизы, бронзовые вазы и прочие архитектурные элементы главной арки моста. Были также отреставрированы домики для технического оборудования моста, сам мост был оборудован подсветкой.
Мост королевы Луизы.