12-10-2023
Автомотри́са (фр. аutomotrice от др.-греч. αὐτός «сам» и лат. mōtrīx «двигательница»), а также мотри́са[2], автовагон[3][1], рельсовый автобус, рельсобус — моторный самоходный железнодорожный вагон[4], используемый обычно самостоятельно (без прицепляемых вагонов) для перевозки пассажиров и железнодорожного персонала, обслуживания железнодорожных путей и т.п. нужд, оборудованный двигателем внутреннего сгорания (в настоящее время практически всегда дизельным, ранее также встречались автомотрисы с бензиновыми керосиновыми, нефтяными или газогенераторными двигателями[5]) мощностью от 150 до 750 кВт[6][уточнить]. Автомотрисами также являются автономные вагоны с электродвигателями[источник не указан 185 дней], которые часто именуются «электромотрисами[7]».
Автомотрисы, электромотрисы, рельсовые автобусы (см. ниже) не являются самостоятельным видом (классом) транспортного средства (как, например, паровоз или электропоезд)[уточнить] и - тем более — видом транспорта[уточнить] - а используются в качестве подвижного состава[источник не указан 185 дней] для пассажирских перевозок на регулярных пригородных, внутригородских, межобластных, местных и нерегулярных второстепенных железнодорожных линиях, а также в качестве служебного (ремонтного, путеизмерительного и др.) транспорта.
Содержание |
Предшественниками автомотрис были паровозо-вагоны, то есть автономные вагоны с паровой машиной. Появились они во второй половине XIX века и использовались на второстепенных линиях с небольшим пассажиропотоком.
Первые бензомоторные автомотрисы появились на рубеже XIX—XX веков. Довольно широко автомотрисы стали применяться с 1930-х годов.
Современные автомотрисы выпускаются ведущими машиностроительными фирмами, такими как Alstom (LINT), Bombardier (Talent), Siemens AG (Desiro, Regiosprinter), ОАО "Тихорецкий машиностроительный завод им. В.В. Воровского" и др.
В зависимости от предназначения автомотрисы можно разделить на два основных типа:
В начале XXI века во многих странах автомотрисы используют для пассажирских перевозок на железнодорожных линиях с низким пассажиропотоком. Широко распространены такие автомотрисы, в частности, в Германии. Современные автомотрисы данного типа часто имеют пониженный уровень пола для облегчения входа в поезд с низких платформ, которые прежде всего распространены на второстепенных линиях, где и используются автомотрисы. По внутренней компоновке некоторые из них близки к вагонам метро, например в них зачастую нет тамбуров. Некоторые автомотрисы, например 610М-001, применяются для перевозки высокопоставленных чиновников.
К этому типу автомотрис относятся, в том числе, так называемые "рельсовые автобусы" ("рельсобусы").
В 1999 году «Метровагонмаш» начал выпускать пассажирские автомотрисы, конструкция которых базируется на электропоезде метро «Яуза». Сам завод предпочитает называть эти автомотрисы «рельсовыми автобусами» (возможно как калька с англ. railbus, нем. Schienenbus). В действительности в российской железнодорожной терминологии понятия «рельсовый автобус» не существует (например в книгах Ракова, железнодорожных учебниках и справочниках). Возможно, «Метровагонмаш» избрал такое название для своей продукции в маркетингово-рекламных целях.
Термин «рельсовый автобус» по отношению к современным пассажирским автомотрисам также часто употребляют на Украине [8].
Существуют большое разнообразие автомотрис, предназначенных для выполнения различных специальных функций, в частности:
В России и странах бывшего СССР существует довольно разнообразный класс специальных автомотрис — монтажно-восстановительные.
Этот тип современных автомотрис относится к категории автономных путевых машин, эксплуатируемых службами пути, электрификации и электроснабжения. Данный вид специального моторвагонного подвижного состава предназначен для доставки ремонтного персонала к месту производства работ и выполнения монтажных, эксплуатационных, ремонтных и аварийно-восстановительных работ на контактной сети электрифицированных железных дорог, в том числе, подъема в зону работ, выполнения основных технологических операций при монтаже, техническом обслуживании и ремонте контактной сети и воздушных линий высокого напряжения. Также возможно применение данного класса автомотрис для выполнения маневровых работ и буксировки ограниченной нагрузки.[9][10][11] Общим для автомотрисы данного типа является наличие подъемной рабочей (монтажной) площадки и грузоподъемного крана. Разными производителями на машинах дополнительно размещаются пантограф, буровая установка для разработки котлованов под железнодорожные опоры контактной сети и кран-манипулятор для их установки. В качестве примеров данного вида путевых машин можно назвать автомотрисы производства ОАО "Тихорецкого машиностроительного завода им. В.В. Воровского" 1АДМ-1,3, АДМ-1С с буровой установкой и АДМ-1,3см.
По своим конструктивным особенностям подъемные рабочие площадки используемые на современных автомотрисах делятся на:
Вплотную к разряду автомотрис примыкают (и часто к нему относят) тяжелые автодрезины.
Мотриса.