18-10-2023
Семь последних лет своей жизни, с 1784 года и до самой смерти, композитор Вольфганг Амадей Моцарт был масоном. Масонство сыграло важную роль в его жизни и творчестве.
Время жизни Моцарта совпало с пробуждением в Европе огромного интереса к духовно-мистическим учениям. В относительно спокойный период середины ХVIII века наряду со стремлением к просвещению, поисками интеллектуального и общественно-образовательного порядка (французское просвещение, энциклопедисты) возникает интерес к эзотерическим учениям древности.
14 декабря 1784 года Моцарт прошёл посвящение в степень ученика[2], а к 1785 году уже был инициирован в степень мастера-масона. То же самое происходило в дальнейшем с Иозефом Гайдном и Леопольдом Моцартом (отцом композитора), которого посвятили в степень мастера через 16 дней с момента вступления в ложу[3].
Eсть несколько версий присоединения Моцарта к масонскому братству. По одной из них поручителем при поступлении в венскую ложу «Zur Wohltatigkeit» («Во имя благотворительности») был его друг и в будущем либреттист «Волшебной флейты» Эммануэль Шиканедер. В число выдающихся братьев ложи входили философы Рейхфельд и Игнац фон Борн. В дальнейшем по рекомендации самого Моцарта в ту же ложу был принят и отец Вольфганга — Леопольд Моцарт (в 1787 году)[2][3].
Став мастером-масоном, Моцарт в течение короткого времени создал немало музыки, предназначенной непосредственно для работы в ложе. Как указывает А.Эйнштейн:
|
Среди работ Моцарта посвящённых масонству преобладают вокальные произведения: в ряде случаев это небольшие хоровые песни, в других случаях — это составные части кантат[5]. Музыковеды отмечают характерные признаки этих произведений: «простой, несколько гимнический склад, аккордовость трехголосия, несколько риторический общий характер»[5].
Среди них такие сочинения, как:
Наиболее насыщена взглядами, идеями и символами масонства опера «Волшебная флейта» (1791), либретто к которой написал масон Эммануэль Шиканедер[2][3].
Как полагают журналисты А. Рыбалка и А. Синельников, занимающиеся историей масонства, создание оперы связано с тем, что к моменту поступления Моцарта в масонскую ложу Европа начала переживать общественно-политическую неустойчивость. Обострилась освободительная борьба в Италии и во многих областях Австрийской империи. В этой деморализующей обстановке Моцарт и Шиканедер решили, что их зингшпиль «Волшебная флейта» станет демонстрацией доброжелательности и лояльности масонов к власти. Согласно тем же авторам, в символике оперы угадываются: доброжелательный намек на императрицу Марию-Терезию (образ Царицы ночи), император Иосиф II (Принц Тамино), Игнац фон Борн, известный идеолог австрийских масонов (жрец Зарастро), образ доброго и славного австрийского народа (Папагено и Папагена) .
В символике оперы явно прослеживается декларация основных масонских принципов. Триединства, характерные для масонской философии, пронизывают действие во всех направлениях: три феи, три мальчика, три гения и т. д. Действие открывается тем, что три феи убивают змея — олицетворение зла. И в первом и во втором актах оперы есть явные переклички с масонскими символами обозначающими: жизнь и смерть, мысль и действие. В развитие оперного сюжета вплетены массовые сцены, буквально демонстрирующие масонские ритуалы[7][неавторитетный источник?].
Центральным образом оперы является жрец Зарастро, в чьих философских декларациях присутствуют важнейшие масонские триады: Сила, Знание, Мудрость, Любовь, Радость, Природа. Как пишет Т. Н. Ливанова,
«…победа мудрого Зарастро над миром Царицы ночи имеет морально-поучительное, аллегорическое значение. Моцарт даже приблизил эпизоды, связанные с его образом, к музыкальному стилю своих масонских песен и хоров. Но видеть во всей фантастике „Волшебной флейты“ прежде всего масонскую проповедь — значит не понимать многообразия моцартовского искусства, его непосредственной искренности, его остроумия, чуждого всякой дидактике»[5].
В музыкальном плане, как отмечает Т. Н. Ливанова, «в дуэте и хорах жрецов из первого акта заметно большое сходство с простым и довольно строгим гимнически-бытовым характером масонских песен Моцарта, их типичным диатонизмом, аккордовым многоголосием»[5].
Основной тональностью оркестровой увертюры является тональность ми бемоль мажор, имеющая в ключе три бемоля и характеризующая добродетель, благородство и покой. Эта тональность использовалась Моцартом нередко и в масонских композициях, и в поздних симфониях, и в камерной музыке. Кроме того, в увертюре настойчиво повторяются три аккорда, что снова напоминает о масонской символике.
Существуют также иные точки зрения на взаимоотношения Моцарта и масонства. В 1861 году была опубликована книга немецкого поэта Г. Ф. Даумера, сторонника теории масонского заговора, который полагал, что изображение масонов в «Волшебной флейте» является карикатурой.
Моцарт и масонство.