23-10-2023
Мурманский арктический государственный университет | |
---|---|
(МАГУ) | |
Год основания | 1939 |
Тип | федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования |
Ректор | Шадрина Ирина Михайловна |
Расположение | Россия, Мурманск |
Кампус | Мурманск, Апатиты, Кировск (Мурманская область) |
Юридический адрес | 183038, Мурманск, ул. Капитана Егорова, 15 |
Сайт | masu.edu.ru |
Мурманский арктический государственный университет (МАГУ) — федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования, расположенное в Мурманской области. Является одним из самых северных университетов мира, а также крупнейшим и старейшим вузом всей заполярной части Российской Арктики. В период с 2017 по 2021 гг. был одним из опорных университетов Российской Федерации[1][2][3].
В разделе не хватает сносок. (21 сентября 2022) |
13 ноября 1939 года в г. Мурманске открылся двухгодичный вечерний учительский институт, позже ставший дневным. Институт должен был решать задачу обеспечения кадрами школы Мурманской области (ввиду постепенно растущего населения в регионе), подготавливая учителей 5-х — 7-х классов для общеобразовательных школ. Изначально существовало 3 отделения: физико-математическое, историко-филологическое и химико-биологическое (в дальнейшем естественно-географическое). Действовали ускоренные курсы и заочная подготовка учителей. Первоначально в институте училось 75 человек.
С началом Великой Отечественной войны институт прекратил работу и возобновил её только в 1944 году. Из-за нехватки преподавателей и материального обеспечения не приступило к работе естественно-географическое отделение, в институте насчитывалось 5 учебных аудиторий, в которых работало 17 преподавателей и обучалось 87 студентов при плане в 125 человек.
Для развития образовательного и научно-исследовательского потенциала института были приглашены специалисты из Москвы и Ленинграда, введены новые спецкурсы, на отделениях появились кафедры: марксизма-ленинизма, русского языка и литературы, педагогики и психологии, математики, физики, военно-физической подготовки. После окончания Великой Отечественной войны кроме учителей истории, русского языка и литературы, физики и математики, институт стал готовить учителей физкультуры. Стали проводиться занятия по машиноведению, изучению киноаппарата и фотографии. К середине 1950-х годов институтом было подготовлено около пятисот учителей. Некоторые его выпускники стали известными руководителями регионального уровня.
7 февраля 1956 года Совет Министров РСФСР отдал распоряжение о реорганизации Мурманского двухгодичного учительского института в педагогический институт с 5-летним сроком образования. Отделения института были преобразованы в историко-филологический и физико-математический факультеты. В 1959 году был организован факультет учителей начальных классов, который, сделав два выпуска, вынужден был прервать свою работу и продолжить её в 1978 году.
В 1962 году открылся факультет общественных профессий, направленный на получение студентами второй дополнительной профессии: театр, художественное чтение, хореография, вокал и хоровое искусство, кино, спорт, искусствоведение, музыка, сестринское дело и др.
С конца 1960-х годов, институт стал активнее проявлять себя в научном сообществе: публиковались научно-популярные книги, учебные и методические пособия по истории Кольского Севера с древнейших времён; закладывались основы литературного и лингвистического краеведения; разрабатывались новые направления в теории воспитания (в том числе театр как средство образования, этнопедагогика, музыкальное обучение и воспитание); развивались полевые археологические исследования, в рамках одного из которых в 1997 г. первокурсником МГПИ были обнаружены уникальные наскальные изображения (петроглифы) в районе Канозера.
В 1973 году впервые стали готовить учителей иностранного языка. Позднее появились другие новые специальности и факультеты: дошкольного воспитания (1989), повышения квалификации руководителей народного образования (1991), иностранных языков (1994), естественно-экологический (1998), художественного образования (1999).
В конце 1980-х годов в институте заработало учебное телевидение, появились компьютерные классы, началась подготовка учителей информатики. В этот же период начинают развиваться международные связи с Лапландским университетом Рованиеми (Финляндия), Политологическим институтом Гронингена (Нидерланды), Университетом Лулео (Швеция). К концу 1990-х в вузе по 28 специальностям обучалось около шести тысяч человек, появилась своя аспирантура и диссертационные советы по общей педагогике и отечественной истории, была создана система учебных центров, оказывающих населению дополнительные образовательные услуги.
В связи с расширением направлений подготовки и укрупнением материально-технической базы в 2002 г. МГПИ был переименован в университет: в структуре вуза было 30 кафедр и 15 научно-исследовательских лабораторий, работали 22 доктора и 128 кандидатов наук. В этот период стали открываться новые образовательные программы по двухуровневой системе образования в рамках Болонского соглашения (бакалавриат и магистратура), в университете стала работать аспирантура по 10 научным специальностям.
В МГПУ был создан первый на Северо-Западе России межрегиональный Центр специального образования, в задачу которого входили разработка и внедрение современных технологий в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Благодаря более активной научно-исследовательской работе преподавателей вуза и расширению спектра академических интересов, начался обмен делегациями студентов и преподавателей с вузами Нидерландов, Финляндии, Норвегии, Швеции и США. В рамках международной деятельности в МГПУ работали Французский ресурсный центр, Центр немецкой литературы, Баренц-клуб, филиал кафедры «ЮНЕСКО» РГПУ им. А. И. Герцена.
В этот же период начинают более активно развиваться волонтёрские, спортивные и культурные объединения студентов, заслуги которых неоднократно были оценены на региональных, всероссийских и международных конкурсах, конференциях и прочих мероприятиях.
Ввиду того, что вуз стал ведущим центром гуманитарных исследований в Мурманской области, он был переименован из педагогического в гуманитарный. В университете работало 28 докторов наук и профессоров и 116 кандидатов наук и доцентов, многие из которых были награждены знаками отличия в сфере образования, науки, культуры и спорта за выдающиеся заслуги, связанные с достижениями в профессиональной деятельности.
В 2013 году 13 образовательных программ МГГУ вошли в число лучших образовательных программ России по итогам Всероссийского конкурса «Лучшие образовательные программы инновационной России».
Так как вуз ориентировался не только на педагогические, но и на иные гуманитарные проблемы российского заполярья и приграничных территорий России, Норвегии и Финляндии, МГГУ начал теснее сотрудничать с зарубежными вузами в сфере северных исследований, философии, социальной работы и дизайна, реализуя совместные образовательные, научные и социальные проекты[4].
Активная вовлечённость университета в социальную и экономическую повестку региона, а также рост заинтересованности российской внешней и внутренней политики в тематике Арктики привели к тому, что в 2015 году вуз был переименован из гуманитарного в арктический. Это поспособствовало тому, что вуз получил два дополнительных кампуса в городах Кировск (бывший Хибинский Технический Колледж) и Апатиты (бывший филиал Петрозаводского государственного университета). Кроме того, в 2017 году вузу был присвоен статус опорного.
За три года после приобретения статуса «Арктический» МАГУ расширил спектр научной деятельности, включая такие сферы как естественно-научная (физика верхней атмосферы Земли, технологии поиска, разведки, разработки месторождений полезных ископаемых и их добычи, рациональное природопользование), техническая (разработка информационных технологий комплексного анализа функционирования и надёжности промышленно-природных комплексов, аппаратно-программные интерфейсы, компьютерный анализ и интерпретация данных) и социально-гуманитарная (социальные аспекты жизнедеятельности человека в условиях Евро-Арктического региона; микро- и макропроцессы в социально-экономических системах Евро-Арктического региона; арктическое право; инновационные процессы в образовании с учётом особенностей развития Евро-Арктического региона; теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры; Европейский Север: история, культура и идентичность; Арктика и приарктические регионы: исторические и философские парадигмы осмысления; язык, культура и межкультурные коммуникации в глобализирующемся мире и Евро-Арктическом регионе; дизайн, искусство и культура северных территорий).
В период с 2015 по 2018 годы вуз активно повышал свою публикационную активность (в том числе в изданиях, индексируемых в международных базах данных научного цитирования (Web of Science, Scopus) и привлекал финансирование на осуществление проектной деятельности (в частности научно-исследовательской), в том числе и из иностранных источников
В этот же период университет реализовывал ряд стратегических проектов (в частности «МАГУ — научно-технологический хаб региона» и «Креативный город — территория развития»), участвовал в формировании экономических кластеров развития региона (горно-химический и металлургический кластер, транспортно-логистический кластер, туристско-рекреационный кластер, кластер северного дизайна), совместно с КНЦ РАН создал информационно-аналитическую площадку (занимающуюся экспертной информационно-аналитической деятельностью по некоторым отраслям экономики Арктики), а также впервые открыл образовательную программу по медицинскому направлению[5].
Согласно протоколу заседания межведомственной комиссии по оценке результативности деятельности организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, под председательством Министра науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет в 2021 году был отнесён ко второй категории организаций из трёх, став лидером во второй волне оценки вузов и научных учреждений всей страны[6].
В это же время, показатели головного кампуса МАГУ по количеству полученных грантов расчёте на 100 НПР, по числу публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитических системах научного цитирования РИНЦ, Web of Science и Scopus, а также по количеству их цитирований в 1,5 — 2 раза превышали медианные значения показателей государственных и муниципальных вузов по всех стране[7].
Традиционно, научные изыскания вуза концентрировались на педагогических и социально-гуманитарных аспектах жизни на Кольском севере и в приграничье, однако статус «Арктического» и «опорного» расширил спектр тематик научно-исследовательских работ сотрудников и студентов вуза, а также их географию.
В настоящий момент наиболее перспективными направлениями научно-исследовательской деятельности МАГУ являются:
|
|
На начало 2022 года в вузе функционирует несколько научно-исследовательских лабораторий:
а также Международный информационно-аналитический центр междисциплинарных исследований развития Арктической зоны Российской Федерации, Тундровая исследовательская станция, научная школа «Организация деятельности органов государственной и муниципальной власти в Российской Федерации». Кроме того, МАГУ является региональной базой для отделений таких Российских научных обществ, как «Российское общество политологов», «Российское общество социологов», Российское общество «Знание», «Российское философское общество», «Российское военно-историческое общество»[8].
МАГУ реализует обучение в очной, заочной и очно-заочной форме по программам среднего профессионального образования, высшего образования (бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура) и дополнительного образования. Общее количество студентов по всем направлениям и формам подготовки в 2021 году — около 4000 человек.
На 2022 год МАГУ имеет государственную аккредитацию по следующим укрупнённым группам профессий, специальностей и направлений подготовки[9]:
01.00.00 Математика и механика
02.00.00 Компьютерные и информационные науки 05.00.00 Науки о земле 06.00.00 Биологические науки 09.00.00 Информатика и вычислительная техника 13.00.00 Электро- и теплоэнергетика 14.00.00 Ядерная энергетика и технологии 16.00.00 Физико-технические науки и технологии 37.00.00 Психологические науки 38.00.00 Экономика и управление 39.00.00 Социология и социальная работа 40.00.00 Юриспруденция 42.00.00 СМИ и информационно-библиотечное дело 43.00.00 Сервис и туризм 44.00.00 Образование и педагогические науки 45.00.00 Языкознание и литературоведение 46.00.00 История и археология 49.00.00 Физическая культура и спорт 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств |
06.00.00 Биологические науки
09.00.00 Информатика и вычислительная техника 16.00.00 Физико-технические науки и технологии 38.00.00 Экономика и управление 39.00.00 Социология и социальная работа 40.00.00 Юриспруденция 42.00.00 СМИ и информационно-библиотечное дело 44.00.00 Образование и педагогические науки 45.00.00 Языкознание и литературоведение 46.00.00 История и археология |
21.00.00 Прикладная геология,
горное дело, нефтегазовое дело и геодезия 31.00.00 Клиническая медицина |
05.00.00 Науки о земле
38.00.00 Экономика и управление 39.00.00 Социология и социальная работа 40.00.00 Юриспруденция 44.00.00 Образование и педагогические науки 45.00.00 Языкознание и литературоведение 46.00.00 История и археология 47.00.00 Философия, этика и религиоведение |
08.00.00 Техника и технологии строительства
09.00.00 Информатика и вычислительная техника 13.00.00 Электро- и теплоэнергетика 15.00.00 Машиностроение 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия 38.00.00 Экономика и управление 40.00.00 Юриспруденция 43.00.00 Сервис и туризм 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств |
Доля МАГУ на рынке высшего образования Мурманской области составляет: 100 % по направлениям «Образование и педагогические науки», «Здравоохранение и медицинские науки», «Гуманитарные науки», «Искусство и культура»; около 70 % по направлению «Науки об обществе»; более 50 % по направлению «Математические и естественные науки»; а также 20 % — «Инженерное дело, технологии и технические науки»[10].
Академическая структура МАГУ подчинена территориальному расположению кампусов вуза, а также тематическому функционалу самих подразделений[11].
Институт креативных индустрий и предпринимательства
Институт лингвистики
Психолого-педагогический институт
Социально-гуманитарный институт
Факультет математических и естественных наук
Факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности
Юридический факультет
Другие кафедры
|
Филиал МАГУ в г. Апатиты
|
Колледж МАГУ | Филиал МАГУ в г. Кировске |
Корпус МАГУ (ул. Капитана Егорова 16, Мурманск)
Корпус МАГУ (ул. Капитана Егорова 15, Мурманск)
Корпус МАГУ (пр. Ленина 57, Мурманск)
Корпус МАГУ (ул. Коммуны 9, Мурманск)
Корпус филиала МАГУ в Кировске
Число предприятий, с которыми МАГУ заключил договоры на подготовку специалистов и которые предъявляют базу для прохождения производственной практики студентов — около 300[7]. В рамках подобных соглашений практически 100 % выпускников технического профиля Апатитского филиала МАГУ трудоустраиваются ещё до окончания обучения в университете. Среди компаний, с которыми заключены договоры о сотрудничестве — Новатек, Норникель, Фосагро, Epiroc, Северсталь, Росатом, Еврохим, Мурманский морской торговый порт и т. д. Превалирующая доля средств в доходах от научных исследований и разработок поступает не от государственных и некоммерческих фондов, а от индустриальных партнёров.
МАГУ является одним из наиболее активных центров развития международного сотрудничества в Арктике и в частности — в Баренцевом Евро-Арктическом регионе. Данное сотрудничество реализуется в формах совместной научно-исследовательской деятельности, проведения научных мероприятий, сотрудничества в области редакционно-издательской деятельности, международной академической мобильности преподавателей и студентов, разработки совместных краткосрочных курсов, совместной социально-культурной деятельности, привлечения иностранных студентов.
Вуз является членом таких международных университетских ассоциаций, как Университет Арктики, Национальная ассоциация Арктики и Антарктики, Российско-Кыргызский консорциум технических университетов, а также реализует сотрудничество с образовательными, культурными и научно-исследовательскими организациями из Норвегии, Финляндии, Беларуси, Индии, Кыргызстана, КНР, Германии, Сербии, Польши, Франции[12]. Для финансирования международных проектов, проводимых сотрудниками вуза, привлекаются средства различных международных фондов и организаций, в том числе Barents+; CBC Kolarctic; Diku; The Norwegian Barents Secretariat; NordFosk; Erasmus+ и т. д.
Спорт
Культура и наука
Мурманский арктический государственный университет.