18-06-2023
Мухаммеди (в некоторых источниках Мухаммеди Харави Гератский; 2-я половина XVI века) — персидский художник-миниатюрист.
Не сохранилось ни сведений о его настоящем имени, ни каких-либо подробностей биографии, за исключением крайне скудных и отрывочных. Османский историк Мустафа Дафтани, написавший в 1487 году трактат «Мананиб и-Хунарваран» (рус. «Похвала качествам людей талантливых»), ошибочно отождествил его с Мирзой Али, тебризским художником, жившим примерно в 1510—1576 годах и имевшим нисбу «Мухаммеди» по своему отцу Султану Мухаммаду. Данная ошибка впоследствии попала в целый ряд современных научных изданий[1].
Работая при дворе шаха Аббаса I, он, как считается, был учителем и оказал влияние на многих придворных персидских художников, в том числе на Реза-и Аббаси.
Исследователь А. Уэлч считает, что Мухаммеди работал при дворах Сефевидов, причём в 1570-е годы — в Казвине, а с 1578 по 1587 год — в Герате[2]. Б. Робинсон, напротив, полагает, что художник творил в период примерно с 1560 по 1590 год только в Герате[3].
Мухаммеди был известен в первую очередь как выдающийся иллюстратор рукописей своего времени, обладавший своим оригинальным стилем и, как считается, первым из персидских художников стал изображать свои миниатюры на отдельных листах книг. К числу его работ относятся иллюстрации к «Хамсе» Низами, созданные во 2-й половине XVI века и ныне хранящиеся в музее дворца Топканы в Стамбуле.
Творчество Мухаммеди представлено картинами на различную тематику: элегически-пасторальные виды (картина «Концерт для Хамзы Мирзы»), поэтические образы юношей и девушек (картина «Влюблённые»; как и предыдущая упомянутая, ныне хранится в Музее изящных искусств Бостона), «Юный дервиш с копьём» (хранится в Государственной библиотеке Индии), а также портреты, из которых наиболее известным является портрет Аликули-хана, написанный примерно в 1584 году и выставленный ныне в музее дворца Топканы.
Мухаммеди создал собственный стиль живописи (иногда называемый «корасанским»), характерными чертами которого являются удлинённость пропорций изображаемых им персонажей и лёгкая неустойчивость их поз. Для его работ характерны изящество линий в рисунке, тональный мягкий колорит, каллиграфическая точность прорисовки деталей и сочетание изысканности и экспрессии.
Мухаммеди.