17-04-2023
Мэйл-арт (англ. mail art) — вид современного изобразительного искусства, применяющий почтовые марки и другие почтовые материалы как изобразительные средства.
Содержание |
Под понятием мэйл-арт обычно подразумевается искусство арт-коммуникации при помощи почты, интернета, мобильной связи и прямого личного общения. Первоначально для этой цели применяли обычную почту, что послужило толчком для развития snail mail art (от англ. snail mail — «улиточная почта») и всего описываемого направления.
Появившись вследствие потребности к общению на расстоянии, мэйл-арт стал признаваться отдельным направлением в искусстве с конца 1950-х годов. В 1962 году Рей Джонсон (Ray Johnson; 1927—1995) основал Нью-Йоркскую школу корреспонденции (New York Correspondance School, сокращённо NYCS). Вместе со своим другом Диком Хиггинсом (Dick Higgins) Джонсон обратился к использованию почтовых конвертов для самовыражения, что восходит к ранним попыткам Маринетти и представителей дадаизма и сюрреализма и экстравагантным работам некоторых художников 1950-х годов, например, Эда Рейнхарда и Ива Кляйна.
В 1964 году направление мэйл-арта переросло в международное движение, благодаря усилиям группы художников Флуксус, в которую входили Бен Вотье (Ben Vautier), Джордж Мациюнас, Йоко Оно, Джордж Брехт и др. На протяжении 1960-х годов Флуксус совместно с NYCS развивали это независимое направление в искусстве, превратив его в «сеть» общения средствами авангардизма.
Наиболее распространенный объект мэйл-арта — обычный конверт, превращаемый в произведение искусства вне контекста собственно письма. При этом конверт может украшаться рисунком обычной техники или в виде коллажа, с помощью авторского штемпеля или добавлением наклеек, именуемых «марками». При прохождении через почту произведение мэйл-арта нередко дополняется ещё одним важным элементом — почтовым штемпелем, и таким образом почта становится невольной участницей творческого процесса. Особенность жанра заключается в том, что дополнительные расходы на создание произведений мэйл-арта не превышают затраты на почтовые услуги, а сама демонстрация искусства ограничивается малым пространством обычного конверта.
В мэйл-арте интерес также представляет повторное использование старых конвертов, что может вызывать иллюзию получения почты от незнакомца или из другой страны. Внутри конвертов могут вкладываться картины, самиздатовские книги, тексты и т. д. для акцентирования экспериментального характера работ и творческого поиска в мэйл-арте.[1][2]
Необычные экспонаты — картины, выполненные из марок, — демонстрировались в СССР в 1924 году, во время проведения первой Всесоюзной выставки по филателии и бонам в Москве.[3]
Собственно мэйл-арт появился в СССР в конце 1980-х годов. Первая выставка мэйл-арта была организована Сергеем Сигеем и Ры Никоновой в январе 1989 года в городе Ейске. В 1989 году в журнале «Искусство» вышла первая на русском языке статья о мэйл-арте, автором которой был С. В. Сигей. В 1990-е годы работать в этом жанре стали Дмитрий Булатов, Юрий Гик и ряд других художников Калининграда, Москвы, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Калуги.[2]
С 2000 года, при участии живущего в Париже современного художника-авангардиста Владимира Котлярова-Толстого, начала формироваться коллекция мэйл-арта в Центральном музее связи имени А. С. Попова. В начале 2001 года при музее был создан Центр мэйл-арта. Кроме того, здесь ежегодно в рождественские праздники (начиная с 2004 года) проводится фестиваль «Мэйлартиссимо», в котором участвуют художники из России и из-за рубежа, а также осуществляются другие проекты (например, детская выставка-акция «Почтовые игры»).[1][4][5][6]
Произведения мэйл-арта. Там же
То же. Деталь
Карта Украины, составленная из почтовых марок Украины, прошедших почту. Киевский главпочтамт
В середине 1970-х годов сообщалось о том, что в Японии студент Масахиро Такэда собрал вместе с друзьями 20 000 гашёных марок и наклеиванием их на панель воспроизвёл картину известного японского художника Тосюсая Сяраку (Sharaku, ок. 1770—1825). На картине был запечатлён Эбидзо Итикава — популярный актёр национального японского театра «Кабуки», причём этот портрет в своё время уже появлялся на одной из японских марок.[7]
Портал «Искусство» | |
Портал «Филателия» | |
Проект «Филателия и почта» |
Направления в западном искусстве | |
---|---|
Средние века | |
Новое время |
Академизм • Ампир • Барокко • Маньеризм • Классицизм • Неоклассицизм • Реализм • Ренессанс • Рококо • Романтизм • Сентиментализм |
Модернизм |
Прерафаэлиты • Импрессионизм • Постимпрессионизм • Модерн (ар-нуво) • Ар-деко • Экспрессионизм • Кубизм • Футуризм • Абстракционизм • Супрематизм • Конструктивизм • Баухаус • Дадаизм • Сюрреализм • Абстрактный экспрессионизм • Лирическая абстракция • Живопись цветового поля |
Современное искусство |
Арте повера • Ар брют • Концептуализм • Лэнд-арт • Минимал арт • Молодые британские художники • Постминимализм • Нео-гео • Неопластицизм • Нео-поп • Неоэкспрессионизм • Оп-арт • Поп-арт • Синхромизм • Соц-арт • Стрит-арт • Трансавангард • Стакизм |
Мэйл-арт.