13-04-2023
М-97 | ||
---|---|---|
|
||
История корабля | ||
Государство флага | СССР | |
Спуск на воду | 20 сентября 1938 года | |
Выведен из состава флота | 1942 год | |
Современный статус | Подорвалась на мине | |
Основные характеристики | ||
Тип корабля | Малая ДПЛ | |
Обозначение проекта | серии XII, М — «Малютка» | |
Скорость (надводная) | 14 узлов | |
Скорость (подводная) | 7,8 узла | |
Автономность плавания | 10 суток | |
Экипаж | 18 человек | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 206 т | |
Водоизмещение подводное | 258 т | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 44,5 м | |
Ширина корпуса наиб. | 3,30 м | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 2,85 м | |
Вооружение | ||
Артиллерия | 45-мм орудие в ограждении рубки, 195 снарядов | |
Торпедно- минное вооружение |
2 носовых ТА, без запасных торпед |
М-97 — советская малая подводная лодка серии XII типа М — «Малютка».
Заложена 26 июля 1937 года на судостроительном заводе № 112 («Красное Сормово») в Горьком. Спущена на воду 20 сентября 1938 года, приёмный акт подписан 10 октября 1939 года. 12 декабря 1939 года вместе с однотипной М-96 вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.
После вступления в строй М-97 была зачислена в 26-й дивизион 3-й бригады подводных лодок Балтийского флота.
21-24 декабря она совершила переход из Кронштадта в Палдиски, столкнувшись при это 22-го с М-95. Из-за полученной при этом вмятины в районе 6-го отсека и других повреждений 29-го лодка перешла в Таллин.
23 февраля 1940 года ремонт был завершён, а в марте М-97 вместе с 26-м дивизионом перебазировалась на Ханко.
К начале войны лодка находилась в Таллине на текущем ремонте. 4 июля она перешла в Палдиски, а оттуда 6-го вместе с тральщиками БТЩ-211, БТЩ-216 и двумя сторожевиками вышла на позиции у острова Утё. Из-за гибели БТЩ-216 в результате подрыва на мине было решено вернуться на базу, куда М-97 прибыла утром 7 июля.
Днём 7 июля лодка перешла в Триги, по пути неоднократно подвергаясь налётам (безуспешным) немецкой авиации.
Утром 8-го М-97 снова вышла с дозор к острову Утё, где находилась с 10-го по 14-е. 11 июля её обнаружила и безуспешно атаковала немецкая подводная лодка U-144.
17-18 июля лодка перешла в Усть-Лугу, где 1 августа была повреждена при близком взрыве мины. Август и начало сентября она провела в Ленинграде и Кронштадте.
12-18 сентября М-97 совершила разведывательный поход до Таллина. На обратном пути была атакована финскими Bristol Bulldog, получила лёгкие повреждения от пулемётного огня.
17-27 октября лодка совершила выход к Таллину с целью перехвата кораблей противника. Утром 24-го она безуспешно атаковала транспорт «Хохенхёрн» (5000 брт). В тот же день ей был обнаружен конвой, который она не смогла догнать. На следующий день М-97 атаковала конвой из трёх транспортов и снова не смогла добиться успеха. 27-го она вернулась в Кронштадт.
В ноябре 1941 года лодка перешла в Ленинград, где стала на зимовку. 14 февраля 1942 года стоящая у моста Строителей М-97 была повреждена прямым попаданием артиллерийского снаряда, но позже отремонтирована.
28 мая лодка перешла к острову Лавенсари, откуда 29 мая-6 июня патрулировала позицию у Восточного Гогландского плёса. Вынуждена была вернуться из-за течи перископа, выход 6-8 июня оказался неудачным по той же причине. 14-16 числа М-97 вернулась в Кронштадт и стала там для ремонта, который занял 2 месяца.
Последний поход начался вечером 25 августа, когда лодка перешла из Кронштадта к Лавенсари. В ночь на 1 сентября она направилась на позицию между Таллином и Хельсинки. 2-го, 4-го и 10-го лодка обнаруживалась финнами. В ночь на 11 сентября немцами было установлено минное заграждение «Насхорн», и М-97 подорвалась на нём предположительно утром того дня. Погиб весь экипаж (20 человек).
Лежащая на дне Балтийского моря южнее (O) лодка была обнаружена финскими дайверами в 1990 году, идентифицирована в 1998м.
Советские подводные лодки периода Второй мировой войны | |||
---|---|---|---|
Д — «Декабрист» | Л — «Ленинец» | Щ — «Щука» | П — «Правда» | М — «Малютка» | С — «Средняя» | К — «Крейсерская» |
М-97.