Москва, Герцена, д. 24 / Нижне-Кисловский переулок, д. 5[1]
Министерство тяжёлого машиностроения СССР (сокр. Минтяжмаш СССР[2]) — орган государственного управления в СССР, согласно Конституции СССР являвшийся общесоюзным органом, ведавшим выпуском различных машин и оборудования для оснащения предприятий горнорудной, металлургической, угольной, энергетической и других отраслей народного хозяйства. Ведомство имело печать с гербом СССР[3].
Здесь может располагаться отдельный раздел. Помогите Википедии, написав его.(31 января 2017)
История
Внешние изображения
Здание министерства, май 1991
Народный комиссариат тяжёлого машиностроения
Впервые ведомство было образовано 5 февраля1939 года, в качестве Народного комиссариата тяжёлого машиностроения СССР (сокр. Наркомтяжмаш СССР или сокр. НКТМ СССР[4]). Оно появилось при разделении Народного комиссариата машиностроения СССР.
Министерство тяжёлого машиностроения
После реформы СНК15 марта1946 года, народный комиссариат преобразован в одноимённое министерство.
С 19 апреля1954 года ведомство вновь становится самостоятельным и существует вплоть до своего упразднения 10 мая1957 года[9]. В 1970-х годах в Тульской области строится Белевский тормозной завод, входивший в состав ПО «Трансмаш» (головной — Московский тормозной завод, МТЗ «Трансмаш»)[10]. В 1986 году в структуре министерства появились внешнеторговые организации на хозрасчёте[11].
21 ноября1990 года появляется Постановление Совета Министров СССР № 1168, на основании которого на базе предприятий, организаций и объединений министерства должны быть созданы концерны: транспортного («Трансмаш»), строительно-дорожного, химического и нефтепромыслового машиностроения, а также строительного инструмента. Кроме того, на основании предложений трудовых коллективов должен быть создан вневедомственный концерн по выпуску насосного оборудования «Гидромаш»[12].
На основании закрытого Постановления Совета Министров СССР № 1276 от 15 декабря1990 года, образовывался Государственный концерн тяжёлого и энергетического машиностроения «Тяжэнергомаш»[13]. Министерству поручалось передать концерну предприятия, организации и объединения, входившие в его состав, которые изъявили согласие войти в его состав[1].
Кроме этого выпускалось различное оборудование для металлургических предприятий: печи (плавильные и доменные), прокатные станы, оборудование для дробильно-размольного производства, агломерационных предприятий (агломашины). Помимо этого, выпускались котлы, турбины и прочая продукция для народного хозяйства.
Главное управление котельной промышленности (Главкотлопром).
Главное управление подъёмно-транспортного машиностроения (ГУПТмаш).
Главное управление по производству и комплектной поставке технологических установок для строительства нефтеперерабатывающих заводов (Главнефтемаш).
Главное управление турбинной промышленности (Главтурбопром).
Главное управление локомобильной и дизельной промышленности (Главлокомобильдизель).
Главное управление вагоностроения (Главвагон).
Главное управление рабочего снабжения (Главурс).
Главное управление материально-технического снабжения.
В составе ведомства (эпоха Наркомтяжмаша) также находилось Главное управление дизелестроительной промышленности (Главдизель). Кроме того, в структуре имелись «учреждения по руководству комплектованием шахтных подземных машин смежными производствами и кооперированными поставками»[8].
Также в составе ведомства имелось управление кадров и управление металлургии.
Проектные организации и НИИ
ВНИИ Вагоностроения
13 июля1961 года появляется Постановление Совета Министров СССР, предписывающее Госкомитету Совета Министров СССР по автоматизации и машиностроению создать Всесоюзный НИИ вагоностроения с филиалами УкрНИИВ, в городе Кременчуг, Рижским филиалом (РФ ВНИИВ) в городе Риге и Калининским филиалом в городе Калинине (ныне город Тверь). Так на базе одноимённого научно-исследовательского бюро появился Всесоюзный институт, занимавшийся комплексными работами по проектированию и испытанию вагонов[14].
ВНИИПТмаш
29 сентября1930 года принимается решение правления Государственного всесоюзного объединения среднего машиностроения ВСНХ СССР о создании отраслевого НИИ внутризаводского транспорта (НИИПТ) для решения задач по разработке подъёмно-транспортного оборудования, промышленных зданий для его размещения и стальных конструкций мостов[15].
Вскоре, 2 сентября1933 года, выходит приказ Наркомата тяжпрома о переименовании научно-исследовательского института в НИИ по стальным конструкциям мостов, подъёмно-транспортным сооружениям и механизации внутризаводского транспорта «Гинстальмост», а приказом от 13 ноября1937 года он получает всесоюзный статус, а также меняет название на Всесоюзный НИИ подъёмно-транспортного оборудования (ВНИИПТО). С 29 мая1941 года институт носит современное название — ВНИИ подъемно-транспортного машиностроения (ВНИИПТМаш)[15].
УФ ЦКБА
Украинский филиал (УФ) ЦКБА (ЦКБ Арматуростроения) появился в Киеве 14 мая 1964 года, после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 461. Учреждение создано на базе Киевского арматурно-машиностроительного завода. Научная организация занималась разработкой арматуры для Нововоронежской АЭС, НИИХиммаша, института медико-биологических проблем, создавала различные комплексы — например, наземные экспериментальные комплексы для подготовки и реализации долговременных полётов в космос[16].
ЦНИИТмаш
Постановлением ВСНХ СССР от 30 декабря1929 года был образован НИИ машиностроения «НИИМаш». Через два года, 10 июля1931 года, он преобразовывается в Центральный НИИ машиностроения и металлообработки («ЦНИИМаш»). Ещё через семь лет, его объединяют с Государственным трестом по рационализации производства в машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности «Оргаметалл». В результате он получает новое имя — Центральный научно-исследовательский институт технологии машиностроения (ЦНИИТМаш). 8 мая1939 года из института выделяется Научно-исследовательский институт тяжелого машиностроения «НИИТЯЖМаш», а в начале следующего — снова объединяют в «ЦНИИТМаш». В годы войны научное учреждение находилось в эвакуации в Свердловской области[17].
Тресты
Всесоюзный трест лесозаготовок и подсобных предприятий Главного управления материально-технического снабжения[8].
↑ 12Постановление Совета Министров СССР от 15 декабря 1990 г. № 1276 ОБ ОБРАЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНЦЕРНА ТЯЖЕЛОГО И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ «ТЯЖЭНЕРГОМАШ»
оригинала 26 июня 2015 года.
Закон СССР от 14 июля 1956 года «О внесении изменений и дополнений в статьи 22, 29-б, 77 и 78 Конституции (Основного Закона) СССР» Wayback Machine (прекратил действие)
Наркомтяжмаш СССР — Словарь сокращений (неопр.). Дата обращения: 22 сентября 2012. Архивировано 3 ноября 2011 года.
↑Постановление Совета Министров СССР от 15 августа 1949 г. № 3466 О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СТРОИТЕЛЬСТВА ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ ГАЗОПРОВОДА ДАШАВА — КИЕВ — БРЯНСК — МОСКВА
МАГНИТОГОРСКИЙ МЕТАЛЛ, 17 МАРТА 1953 г., № № 34 — 35 (2043 — 44): Заседание Верховного Совета СССР — Речь товарища Г. М. МАЛЕНКОВА (неопр.). Дата обращения: 7 января 2012. Архивировано 5 марта 2016 года.
↑Закон СССР от 15 марта 1953 года «О преобразовании министерств СССР»
↑ оригинала 11 ноября 2014 года.
↑Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1954 года «Об образовании общесоюзного Министерства судостроительной промышленности СССР, общесоюзного Министерства транспортного машиностроения СССР, общесоюзного Министерства тяжелого машиностроения СССР и общесоюзного Министерства строительного и дорожного машиностроения СССР»
Повышение качества продукции - наша стратегическая цель — Евразия. Вести, II 2005 (неопр.). Дата обращения: 22 сентября 2012. Архивировано 4 марта 2016 года.
Приложение N 1 к Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1986 г. N 991 (недоступная ссылка)
Постановление СМ СССР от 21 ноября 1990 года № 1168: Об организационной структуре управления отраслью тяжёлого машиностроения СССР — Consultant.ru (неопр.). Дата обращения: 7 января 2012. Архивировано 4 марта 2016 года.
Постановление Совмина СССР от 15.12.1990 N 1276: Об образовании Государственного концерна тяжелого и энергетического машиностроения «Тяжэнергомаш» — bestpravo.com (неопр.). Дата обращения: 26 апреля 2016. Архивировано 24 февраля 2018 года.
оригинала 14 декабря 2009 года.
↑ оригинала 8 марта 2016 года.
оригинала 4 марта 2016 года.
оригинала 12 февраля 2015 года.
↑ Постановление Правительства РФ от 05.02.92 N 63 о КОМПЛЕКСНОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ программе по РАЗРАБОТКЕ и ОСВОЕНИЮ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА НОВЫХ ВИДОВ КОММУНАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ в 1992—1995 ГОДАХ (неопр.). Дата обращения: 22 сентября 2012. Архивировано 10 декабря 2014 года.
↑ оригинала 21 декабря 2012 года.
↑ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС, СОВМИНА СССР ОТ 19.08.1986 N 991 О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИМИ СВЯЗЯМИ (недоступная ссылка)
↑ Приложение N 4 к постановлению Совета Министров УССР от 26 декабря 1985 г. N 453 (неопр.). Дата обращения: 25 сентября 2012. Архивировано 24 марта 2017 года.
↑ Сведения о местах хранения документов, связанных с работой в учреждениях, организациях и предприятиях, участвовавших в создании Канско-Ачинского ТПК — Государственный архив Красноярского края Архивировано 21 декабря 2012 года.
Постановление СМ УССР от 3 января 1985 г. N 2. Приложение N 2: Перечень объектов Украинской ССР, на которых должны быть осуществлены в 1986—1995 годах мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ: Минтяжмаш (неопр.). Дата обращения: 25 сентября 2012. Архивировано 12 марта 2016 года.
РЕШЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЙИСПОЛКОМА ОТ 23.03.90 N 101 О ВВЕДЕНИИ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА НОРМАТИВНЫЕ И СВЕРХНОРМАТИВНЫЕ ВЫБРОСЫ (СБРОСЫ) ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (недоступная ссылка)
РАСПОРЯЖЕНИЕ СМ РСФСР от 1 июля 1991 г. N 695-р (недоступная ссылка)
О ВЕДОМСТВЕННЫХ ЗНАКАХ ОТЛИЧИЯ В ТРУДЕ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ПРИСВОЕНИИ ЗВАНИЯ «ВЕТЕРАН ТРУДА» см. «Почетный работник Минтяжмаша СССР» и «Почетный мастер Минтяжмаша СССР»
РОСАРХИВ: КАЛИНИНСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВАГОНОСТРОЕНИЯ
Литература
Государственная власть СССР: Высшие органы власти и управления и их руководители — 1923—1991 гг., М: 1999
Смирнов А. В.: «Рабочие кадры тяжелого машиностроения СССР в 1946—1958 гг.», Исторические записки. Том 71. 1962. С. 3-24.