Не дай Бог!

09-08-2023

«Не дай Бог!» — бесплатная еженедельная газета, выходившая перед выборами президента России 1996 года тиражом 10 млн экземпляров. Печатала негативные материалы в адрес Геннадия Зюганова — главного соперника действующего тогда президента Бориса Ельцина.

Газета была цветной и отличалась высококачественным полиграфическим исполнением. Распространялась преимущественно в регионах (в Москве распространялась мало) и разносилась по почтовым ящикам жилых домов.

Основными тезисами газеты являлись: начало гражданской войны в случае победы Зюганова, начало массовых арестов и расстрелов, голод. Наблюдатели отмечали использование газетой технологий манипулирования[1][2]. Зюганов на её страницах неоднократно сравнивался с Гитлером[3]; так, в выпуске от 25 мая вышла статья «Зюг Хайль», где говорилось: «Когда страна переживает трудный период, одни политики работают в меру сил, чтобы трудности преодолеть. Другие предпочитают трудности использовать, чтобы спекулируя на них, самим добраться до власти. Главное в этой тактике — как можно больше критиковать и как можно больше обещать. Именно таким образом в 1933 году пришел к власти в Германии Адольф Гитлер. И именно таким способом сегодня пытается стать президентом России Геннадий Зюганов». В каждом номере печатались письма, заявляемые как письма сторонников Зюганова (часто с орфографическими ошибками), с угрозами физической расправы над оппонентами.

На страницах газеты публиковались известные артисты, высказывавшиеся против прихода к власти Г. Зюганова (или против социализма в России): киноактёр Пьер Ришар, звёзды популярных тогда сериалов Вероника Кастро (сериалы «Богатые тоже плачут» и «Дикая Роза»), Виктория Руффо (сериал «Просто Мария»), Глория Пирес (сериал «Секрет тропиканки»), звёзды сериала «Санта-Барбара», российские деятели эстрады и кино — Андрей Макаревич, Людмила Зыкина, Эдита Пьеха, Николай Расторгуев, Алексей Баталов, Михаил Боярский, Армен Джигарханян, Михаил Жванецкий и др.

Геннадий Зюганов, обладавший гораздо меньшими возможностями и лишённый свободного доступа к телевидению (в том же объёме, что и Ельцин), в ответ мог противопоставить только газеты «Правда» и «Советская Россия», а также региональные издания. Член предвыборного штаба Ельцина А. Ослон вспоминал, что они полностью контролировали телевидение. Так, главным советником избирательной кампании Ельцина был президент телекомпании НТВ Игорь Малашенко[4], глава ВГТРК Эдуард Сагалаев вошёл в состав Общественного комитета поддержки президента Ельцина.

Содержание

Издатели

В первых номерах газеты, которые появились в апреле, не содержалось никаких сведений о редакции и тираже. 16 мая 1996 года Центральная избирательная комиссия выпустила постановление, где говорилось, что издание газеты без выходных данных нарушает избирательное законодательство[5]. В мае на страницах издания появилось пояснение: «Финансирование газеты организовано группой состоятельных российских граждан, которым совершенно небезразлично, что произойдет с этой страной после 16 июня».

Главным редактором газеты был Леонид Милославский, сотрудник издательского дома «Коммерсантъ» (после выборов, с августа 1996 года стал его генеральным директором)[6]. Сам Милославский в январе 1997 года отрицал, что газету выпускал издательский дом «Коммерсантъ», признав, однако, что «там работали журналисты из наших изданий»[7]. Тем не менее позднее некоторые авторы «Коммерсанта» писали, что «Не дай Бог!» выпускалась издательским домом[8]. Одним из членов редколлегии был Игорь Свинаренко[9] (ныне автор Газеты.ру). Заместителем главного редактора был Андрей Васильев[10]., так же сотрудник издательского дома «Коммерсантъ» главный редактор журнала «Коммерсантъ-Weekly».

Рубрики

Подзаголовок издания гласил: «газета о том, что будет после 16 июня» (имелся в виду день голосования). Член штаба Ельцина Сергей Лисовский (задержанный 19 июня 1996 г. с коробкой из-под ксерокса с 500 тысячами долларов) позднее писал, что газета «была построена по всем правилам организации печатного издания, со знанием того, как вызвать читательский интерес и сделать издание популярным»[11]. Издание имело постоянные рубрики:

  • редакционная статья;
  • актуальный репортаж;
  • портрет региона;
  • актуальное интервью;
  • рубрика «Так было»;
  • рубрика «Отдайте свой голос детям!»;
  • рубрика «Если бы Зюгановым был я» (в роли главы КПРФ себя пробовали В. Новодворская, парапсихолог Ю. Лонго и др.);
  • рубрика «Звёзды о красных» (с критикой Зюганова и коммунистов выступали деятели культуры);
  • рубрика «Читательский конкурс» (со старых фотографий удалялись фрагменты советских лозунгов, читателям предлагалось восстановить убранные слова; победитель получал поездку в Чехию, где, как говорила редакция, он «сможет дополнительно убедиться в том, как все-таки хорошо жить без коммунистов»);
  • обзор писем;
  • фотографии времён СССР (примеры: огромный портрет Брежнева; очередь за водкой; алкоголик в ватнике и ушанке на площади небольшого городка с памятником Ленину, разрушенная церковь);
  • плакат-постер (пример: огромная фигура Зюганова, который нависает над городом и «дразнит» его куском колбасы, надпись на плакате — «Служи!»[12]);
  • кроссворд (названия: «Коммунизм вдоль и поперек», «Звездословица», «Назад, к победе коммунизма»); пример вопроса и ответа: «Праздник коммунистического труда, символами которого были Ленин и Бревно (субботник)».

Издание на выборах 2011 года

Перед парламентскими выборами 2011 года на теледебатах, Г.А. Зюганов заявил, что "Не дай бог!" вновь распростаняется по всей России колоссальными тиражами.[13]

Первый номер воскрешенной газеты "Не дай Бог!" был выпущен 15 февраля 2012 г. в "Аргументах и фактах" и 16 февраля в "Комсомольской правде". Главный редактор - Владимир Мамонтов[14].

Оценки

Журналист Олег Кашин в 2006 году писал: «Читать это мерзко до сих пор. Такого насилия над сознанием людей, кажется, не было ни до, ни после. Любой человек, если он человек, содрогнется от цинизма и подлости антизюгановской пропаганды 1996 года»[15]. Кашин также отмечал: «каким бы ни был Зюганов, эти журналисты за деньги занимались тем, про что можно сказать лишь одно: „Так нельзя“»[16].

Директор фонда «Общественное мнение» Александр Ослон, работавший в штабе Ельцина (в составе Аналитической группы, которой руководили А. Б. Чубайс и В. В. Илюшин), называл газету «единственным по-настоящему действенным антикоммунистическим проектом» в ходе предвыборной кампании[17].

Политик Вячеслав Игрунов, комментируя издание газеты, писал, что команда Чубайса, входившего в руководство штаба Ельцина, достигла своей цели: «Прежде всего была выработана иезуитская стратегия „или-или“. За ней последовала геббельсовская пропаганда. Чего стоила одна газета „Не дай Бог!“! Стоила, в том числе, и в материальном выражении. 10-миллионный тираж цветной бесплатной „частной“ газеты — это то, чего ни при каких условиях не могла бы позволить себе ни одна другая команда. Где брались необходимые для издания, да и для всей кампании безумные деньги? Официально — львиная доля работы была сделана добровольцами бесплатно или на собственные средства. Этакий порыв Минина и Пожарского. Однако, коробка из-под ксерокса с полумиллионом долларов, обыденно выносимая и вынесенная из Белого дома, приподняла краешек завесы. Достаточно сказать, что только мои знакомые заработали на ельцинской кампании много больше, чем показано в официальном отчете за всю кампанию»[18].

Доктор философских наук Р. Л. Лившиц в качестве одной из причин отсутствия у молодёжи интереса к политике называл «аморализм правящего режима»: «Он ведёт свое начало от танкового расстрела законно избранного парламента и цинично навязанной народу диктаторской конституции. Конституция 1993 года была, как изящно выразился Г. Бурбулис, „протащена через задницу“. Даже зрелого, видавшего виды человека такое признание заставляет содрогнуться от омерзения. <…> Двадцать три часа пятьдесят пять минут в сутки по всем каналам телевидения врали о полном сил и здоровья[19] мудром реформаторе Ельцине, а пять минут скороговоркой — информация о „реакционере Зюганове“. В каком виде подавали „того, кто мечтает вернуть нас в тоталитарное прошлое“, это молодежь тоже помнит. И бесплатно распространенную тиражом десять миллионов экземпляров газету „Не дай Бог!“ из памяти не выкинула. Подобные тексты скоро не забываются. И вот такое массовое моральное изнасилование людей, такое зомбирование населения молодой человек должен воспринимать как триумф демократии?»[20]

Источники

  1. Теория и практика политических манипуляций в современной России, 2002
  2. Языковое манипулирование // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Вып. 1 (8). Красноярск, 1999.
  3. Олег Кашин: Ельцин — Зюганов. Десять лет спустя // Взгляд, 3 июля 2006
  4. Конец третьей серии // Власть, № 50 (401), 19 декабря 2000
  5. Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 16 мая 1996 г. N 95/775-II «О соблюдении установленных избирательным законодательством порядка и правил ведения предвыборной агитации в ходе подготовки к выборам Президента Российской Федерации»
  6. Справка на сайте kommersant.ru
  7. Все будет хорошо // Коммерсантъ-Власть, № 1 (207), 21 января 1997
  8. Не дай Бог! // Коммерсантъ-Деньги, № 17 (221), 5 мая 1999
  9. Выборы-96 // Коммерсантъ, № 112 (1070), 5 июля 1996
  10. Эхо Москвы:Особое мнение от 30.01.2012 19:08
  11. Политическая реклама. М., ИВЦ «Маркетинг», 2000 г., с. 156—158.
  12. «Не дай Бог!» и выборы-96. Весна-лето 1996
  13. Сайт КПРФ Г.А.Зюганов на дебатах у Соловьева («Россия-1»)
  14. Издатель антиоранжевой газеты «Не дай Бог!» — кипрский офшор — Газета «Маркер»
  15. Олег Кашин: Ельцин — Зюганов. Десять лет спустя // Взгляд, 3 июля 2006
  16. Драмы // Русская жизнь, 14 сентября 2007
  17. Как в 1996 году Аналитическая группа сделала опросы социальным фактом // Социальная реальность, № 6, 2006
  18. Вячеслав Игрунов, заметки перед V съездом Объединения «ЯБЛОКО» (Анализ политической ситуации 1996 года) // Официальный сайт В. Игрунова
  19. Книга рекордов Гиннесса «ПРЕЗИДЕНТ, ЧАЩЕ ВСЕХ ОКАЗЫВАЮЩИЙСЯ В БОЛЬНИЦЕ»
  20. Лившиц Р. Л. Молодое поколение не выбирает (отчуждение молодежи от политики в постсоветской России: причины и последствия) // Credo, 2002

Ссылки

  • Печать в поддержку Президента РФ Б. Ельцина в избирательной кампании 1996 г. (Елена Струкова, Государственная публичная историческая библиотека)

Не дай Бог!.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47