Никифор Феотоки

03-09-2023

Никифор Феотоки

Архиепископ Никифор (греч. Νικηφόρος, в миру Николай Феотоки, греч. Νικόλαος Θεοτόκης; 15 февраля 1731 — 31 мая 1800) — греческий и российский богослов и педагог. Помимо богословия, значительная часть его работ посвящена точным наукам (физике и математике)[1].

Содержание

Биография

Родился на острове Корфу. Происходил из старинной греческой фамилии Феотоки, родоначальником которой был некий Георгий Феотоки, переселившийся, по взятии Константинополя турками, из Византии на остров Корфу. Отца его звали Стефаном, мать Анастасией.

Первоначальное образование получил под руководством местного учителя иеромонаха Иеремии Кавадии, содержавшего частную школу на Корфу.

На пятнадцатом году жизни был посвящен в звание церковного чтеца и пробыл в этой должности около полугода; затем он отправился в Италию для продолжения образования и поступил в греческую гимназию в Патавии. Там он учился грамматике, риторике, пиитике, логике, философии, богословию, математике и физике, а также искусству красноречия. Отсюда Никифор поступил в Болонскую академию, где завершил образование математическое, богословское и философское.

В 1748 году с обширным запасом научных познаний он вернулся на родину и решил посвятить себя служению церкви.

Став известным проповедником, в 1776 году, по приглашению своего соотечественника Евгения Булгариса, архиепископа Славянского и Херсонского (епископская кафедра, находившаяся в Полтаве) прибыл в Россию. В 1779 году, после отставки Булгариса, сам стал архиепископом Славянским и Херсонским. В конце 1786 года из Полтавы Никифор был перемещен в Астрахань, на должность архиепископа Астраханского и Ставропольского. В 1792 по состоянию здоровья сошел с епископского поста, и стал настоятелем московского Данилова монастыря.

Автор учебников по физике и математике, богословских трудов.

Никифор активно полемизировал с раскольниками; автор таких произведений как:

  • «Окружное послание к старообрядцам Херсонской епархии», (или: «Окружное послание ко всем именующим себя староверами в Славянской и Херсонской епархии обитающим»[2])
  • «Ответы на Соловецкую челобитную раскольников»,
  • «Ответы на вопросы Иргизских раскольников и рассуждение о св. мире»

Начиная с 1780 года, Никифор взаимодействует со старообрядческими общинами с целью достижения компромисса: дозволения им совершать службу по своему обычаю, но признавая авторитет православной церкви. В последующие два десятилетия этот компромисс распространился на всю страну, будучи утвержден московским митрополитом Платоном под называнием «Единоверие».[2]

По мнению некоторых историков, именно ему (а не его преемнику[3] архиепископу Екатеринославскому Амвросию) принадлежит первое употребление слова духоборцы.[4]

Память о Никифоре

Главная торговая улица Керкиры на острове Корфу названа в честь именитого земляка (греч. Νικηφόρου Θεοτόκη; англ. Nikiforou Theotoki Street)[5]

В Даниловом монастыре имя преосвященного архипастыря Никифора Феотокиса записано в поминальный братский синодик. Здесь сооружен крест в его память.

Примечания

  1. см. соотв. статью ЭСБЕ
  2. ↑ ЭТАПЫ БОРЬБЫ ЗА СОЗДАНИЕ ЦЕРКВИ У СТАРООБРЯДЦЕВ
  3. Екатеринославская епархия. (Заметим, что как раз в 1786 г. Славенская и Херсонская епархия была преобразована в Екатеринославскую и Херсонскую)
  4. Spiritual Origins and the Beginnings of Doukhobor History. A keynote address given by Russian ethnographer and archivist Svetlana A. Inikova at the Doukhobor Centenary Conference, held at the University of Ottawa on October 22-24, 1999.  (англ.)
  5. Corfu Island — Places to Visit (англ.)

Ссылки

Никифор Феотоки.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47