12-10-2023
Нэшвилл | |
Nashville | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер |
Роберт Олтмен |
Автор сценария |
Джоан Тьюксбери |
В главных ролях |
|
Оператор |
Пол Ломанн |
Композитор |
Ричард Баскин |
Кинокомпания | |
Длительность |
160 мин |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0073440 |
«Нэшвилл» — многофигурная кинофреска Роберта Олтмана (1975), один из ключевых фильмов его карьеры и Нового Голливуда в целом. Переплетения жизней 24 персонажей на фоне 27 музыкальных номеров образуют многослойную панораму столицы музыки кантри, города Нэшвилл, а заодно диагностируют социально-политические проблемы Америки, уставшей от уотергейтских разоблачений начала 1970-х и готовой с головой нырнуть в омут развлечений эпохи диско[1][2].
Содержание |
Соединённые Штаты готовятся отметить 200-летие своей государственности. Представитель демагога Хэла Филлипа Уокера, который выдвигается в президенты США от новоиспечённой «партии перемен» и чьи абсурдные речи транслируют передвижные динамики по всему городу, прибывает в столицу американской народной музыки — город Нэшвилл. Он посещает влиятельных деятелей шоу-бизнеса и знаменитое шоу Grand Ole Opry с тем, чтобы собрать звёзд кантри-музыки на предвыборное мероприятие, где должен будет выступить Уокер.
В кульминационный момент концерта происходит трагедия, но, словно загипнотизированная, толпа взрослых и детей, впиваясь глазами в полотнище растянутого над сценой американского флага, продолжает повторять рефрен исполняемой в это время песни: «Пускай говорят, что я несвободен, меня это не волнует...»[3]
У большинства изображённых в фильме музыкальных звёзд есть узнаваемые прототипы в мире кантри. Например, фолк-трио Bill, Mary & Top весьма напоминает команду Peter, Paul & Mary. Больше всего вопросов вызывает фигура фонтанирующей банальностями журналистки Опал, которая утверждает, что работает на «Би-би-си», но оказывается не в состоянии правильно расшифровать эту аббревиатуру. Сценарием была предусмотрена сцена, где она признаётся, что не имеет отношения к журналистике[4][5].
Роберт Олтман заинтересовался «столицей кантри» после того, как получил предложение снять фильм в этом городе. Сюжет предложенного ему фильма оставил режиссёра равнодушным, однако, посетив город, Олтман проникся местной аурой и предложил своей сценаристке Джоан Тьюксбери съездить в Нэшвилл и понаблюдать за местными нравами. В записной книжке, которую сценаристка привезла с собой из Нэшвилла, были намечены основные фабульные коллизии будущего фильма. Вся политическая подоплёка, равно как и драматическая разрядка были добавлены уже на заключительном этапе.
Путаный сюжет фильма по ходу съёмок дорабатывался режиссёром и актёрами[6], многие из которых по просьбе режиссёра самостоятельно написали свои музыкальные номера[7]. Некоторые персонажи (как, например, герой Голдблюма) выполняют исключительно подсобную функцию, помогая перейти от одной сюжетной линии и группы персонажей к другой. Как обычно у Олтмана, диалоги во многом сымпровизированы по ходу съёмок[8] и нередко перехлёстываются, голоса накладываются друг на друга, несколько сцен подаются внахлёст, создавая стереоскопический эффект многоголосицы.
Долгое время считалось, что в Нэшвилле было отснято достаточно материала, чтобы смонтировать 4-часовой фильм или мини-сериал, и что первоначально фильм предполагалось разбить на две серии[9]. Однако в 2000 г. Олтман сделал заявление, что в окончательную версию не вошли только музыкальные номера.
«Нэшвилл» был весьма благожелательно встречен основной массой американских кинокритиков, включая таких популярных, как Роджер Эберт[10]. «Пересечения действующих лиц блистательно организованы, причём всё кажется совершенно естественным, без тени натужности. Дюжины историй и жизней переплетены друг с другом», — восхищён кинообозреватель британской The Guardian[11]. «Сквозь беспрерывную игру хаоса и упорядоченности приходится продираться наобум, словно в детективе выбирая нити, которые могут никуда не вести, а могут таить в себе разгадку того, что мы увидим дальше», — писал осенью 1975 года в журнале Sight & Sound Джонатан Розенбаум[4].
Противники Олтмана по обыкновению упрекали его в бессюжетности; выстрел на концерте показался им лишённым глубинной мотивировки, введённым исключительно для того, чтобы хоть как-то свести воедино безнадёжно запутавшиеся нити повествования[12][13]. Дэйв Кер, к примеру, считает, что Олтман в своих фильмах «о простых людях» цинично издевается над ними, их мелочные заботы не вызывают у него ничего, кроме презрительной усмешки[14]. По наблюдению Розенбаума, когда в последнем кадре камера взмывает над звёздно-полосатым стягом, «мир бесчисленных возможностей сжимается до размеров банального „высказывания“»[4] и становится ясно, что создателей фильма, опьянённых пируэтами повествовательной конструкции, «по-настоящему не волнуют ни Нэшвилл, ни кантри, ни политика»[15].
Фильм многократно оправдал свой бюджет в прокате, был удостоен пяти номинаций на «Оскар» и вошёл (в 1992 г.) в Национальный реестр наиболее значимых фильмов. По результатам опроса 846 кинокритиков всего мира (Sight & Sound, 2012) входит в лучшую сотню фильмов в истории кинематографа[16].
Для ранних фильмов Олтмана характерно острое чувство вселенской несправедливости[4]. Как правило, в его фильмах гибнут самые симпатичные, гармоничные персонажи — такие, как Барбара Джин. Когда старик узнаёт о смерти жены, обособленность его горя подчёркнута неуместным излиянием воспоминаний из уст стоящего рядом охранника, причём монтажная склейка тут же переносит зрителя к хихиканью каких-то второстепенных персонажей[4].
Типичный олтмановский фильм представляет собой переработку схемы «Нэшвилла» — неспешное развитие повествования, мозаика сюжетных линий, многоголосица персонажей, проникновение за кулисы определённого социального или профессионального кластера. Роджер Эберт убеждён, что «Нэшвилл» открыл дорогу другим режиссёрам, работающим в сходной мозаичной повествовательной манере, как, например, Пол Томас Андерсон, создатель обласканных критиками фильмов «Ночи в стиле буги» и «Магнолия»[10].
Фильмы Роберта Олтмена | |
---|---|
1950-е | Правонарушители |
1960-е | Обратный отсчёт • Тот холодный день в парке |
1970-е | Военно-полевой госпиталь • Брюстер Маклауд • Маккейб и миссис Миллер • Образы • Долгое прощание • Воры как мы • Калифорнийский покер • Нэшвилл • Баффало Билл и индейцы • Три женщины • Свадьба • Квинтет • Идеальная пара |
1980-е | Здоровье • Попай • Приходи к пяти на встречу, Джимми Дин, Джимми Дин • Неудачники • Тайная честь • О.С. и Стиггс • Почему дураки влюбляются • Это — судьба! • Ария |
1990-е | Винсент и Тео • Игрок • Короткие истории • Высокая мода • Канзас-Сити • Леший • Колесо фортуны |
2000-е | Доктор «Т» и его женщины • Госфорд-парк • Труппа • Компаньоны |
Нэшвилл (фильм).