Односводчатая станция мелкого заложения

12-10-2023

Файл:BibliotekaImeniLenina1953.jpg
Станция «Библиотека имени Ленина» Московского метрополитена являлась самой первой односводчатой станцией в СССР.
Файл:Skhodnenskaya-mm.jpg
Станция «Сходненская» Московского метрополитена стала первой односводчатой станцией Москвы, сооружённой по обновлённым инженерным конструкциям 1970-х гг.
Станция «Житомирская» Киевского метрополитена — пример современной односводчатой станции мелкого заложения.

Односводчатая станция мелкого заложения — одна из разновидностей станции метрополитена.

Односводчатая станция отличается отделкой, выполненной в виде пологого свода переменной толщины, омоноличенного с вертикальными стенами, в свою очередь связанными с лотковой железобетонной плитой основания. При наличии напорных грунтовых вод лотковая плита выполняется в виде обратного свода.

История

Первой односводчатой станцией в Москве была «Библиотека имени Ленина», первой очереди строительства, сооружённая закрытым многошахтным способом по индивидуальному проекту, подобно станциям Парижского метрополитена. В 1938 году была сооружена станция «Аэропорт». Затем последовал длительный перерыв, вызванный большой долей ручного труда, низкой степенью механизации и как следствие — большими сроками строительства монолитных большепролётных железобетонных конструкций. Возобновление проектирования и строительства односводчатых станций мелкого заложения произошло только в конце 60-х годов XX века, с разработкой в Харькове конструкции и типового проекта односводчатой станции, названного позднее «Харьковский односвод». В настоящее время проектируются немало односводчатых станций, например, «Зябликово» и «Шипиловская» в Москве. В 2008 году в Москве открылось сразу две односводчатых станции: в январе — «Строгино», а в сентябре — «Славянский бульвар». 26 декабря 2009 года станция метро «Митино».

Строительство

Основные этапы сооружениия односводчатой станции мелкого заложения:

  • Бетонирование лотковой части и опорных частей стен.
  • Бетонирование стен, при помощи самоходной опалубки, устраивается гидроизоляция стен.
  • Засыпка (как правило песком) пространства между стенами обделки и бортом котлована.
  • Монтаж внутристанционных конструкций, укладка путей.
  • Установка арматурных каркасов и последующее бетонирование свода станции.

Если станция сооружается в котловане, закрепленном железобетонными «стенами в грунте», то они включаются в конструкцию станции как несущий элемент.

При обратной засыпке свода требуется уделять повышенное внимание защите гидроизоляции свода, так как смещение грунта по наклонной поверхности свода приводит к возникновению значительных усилий, могущих привести к разрывам в гидроизоляционном слое. Примером может служить станция «Алтуфьево», внешний вид которой весьма страдает от многочисленных подтёков. Сейчас «Метрогипротрансом» ведётся разработка проекта реконструкции станции с восстановлением повреждений и усилением гидроизоляции.

Ссылки

  • metro.molot.ru об односводчатых станциях

Односводчатая станция мелкого заложения.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47