Олаф I

20-06-2023

Перейти к: навигация, поиск
Олаф (Олав) Трюггвасон
Olav Tryggvason
Петер Николай Арбо. Олаф Трюгвассон провозглашается королём Норвегии.
6-й король Норвегии
995 — 1000
Предшественник: Свен Вилобородый(формально)
Хакон Могучий (фактически)
Преемник: Свен Вилобородый
Эйрик, сын Хакона Могучего (правитель от имени датского короля)
 
Рождение: 963({{padleft:963|4|0}})
Смерть: 9 сентября 1000
Свольдер, Норвегия
Род: Род Харальда I Прекрасноволосого
Отец: Трюггви Олафсон
Мать: Астрид
Супруга: Гейра Вендская
Гюда (Гида) из Дублина
Тюра (Тира) Датская

Олаф (Олав) I Трюггвасон (норв. Olav Tryggvason, Óláfr Tryggvason; также иногда упоминаемый с прозванием Воронья кость (Кракабен); 9631000) — король Норвегии c 995 по 1000 год, потомок короля Харальда Прекрасноволосого.

Содержание

Ранние годы

Отец Олафа, Трюггви Олафсcон, внук первого короля (конунга) Норвегии, был убит Харальдом Серой Шкурой, своим двоюродным братом. Олав имел старшую сестру, Ингеборгу Трюггведоттир, которая была первой женой Рагнвальда Ульфсона, двоюродного дяди княгини Ингегерд (жены Ярослава Мудрого) и ярла Ладоги (Альдегьюборга). Мать Олафа, Астрид (норв. Astrid), была дочерью бонда Эйрика Бьодаскалли, «могущественного мужа» из Опростадира (в Оппланне).

Олаф родился около 963 года, хотя эта дата является спорной. В различных источниках приводятся даты от 963 до 969 года. Тем не менее, «Сага об Олаве сыне Трюггви» свидетельствует, что Олаф был назван по имени деда, а по скандинавским традициям, если бы мальчик родился после смерти отца, то был бы назван в честь него, а не деда[1] (хотя, в самой Саге говорится, что Астрид родила уже после смерти мужа). Астрид бежала с сыном в Оппланн к отцу, а после — в Швецию, спасаясь от убийц отца. Из Швеции Астрид решает ехать к своему брату Сигурду Эйриксону, который служил в дружине князя новгородского Владимира Святославича (будущего крестителя Руси Владимира Святого). Однако по дороге в Новгород на корабль, где находились Астрид и Олаф напали пираты—эсты. В полурабском состоянии Олаф с матерью жили в стране эстов шесть лет, пока посланный собирать с эстов налоги Сигурд случайно не встретил племянника и не выкупил его.

Новгородский период

Попав на Русь в девятилетнем возрасте (т.е. в 972 году), он прожил здесь еще девять. Тем временем, в 970 году был убит конунг Харальд Серая Шкура и норвежская корона перешла к королю Дании Харальду Синезубому, а фактическая власть оказалась в руках ярла Хакона Могучего.

Олаф был взят в дружину Владимира Святославича. Олаф пользовался популярностью среди дружинников, он также снискал хорошее отношение со стороны великого князя, как сказано в Саге: «Вальдимар конунг сделал его начальником войска, которое он посылал на защиту своей страны»[1]. Воевал в походе Владимира Святославича на Червенские города в 981 году. Возвышение Олафа и его тесные отношения с женой Владимира (в саге она названа Аллогией, по Татищеву — ее имя Олава) вызвали недовольство и домыслы. Завистникам удалось убедить великого князя в том, что дальнейшее пребывание Олафа на Руси опасно.

Около 981 года Олаф оставляет службу у Владимира и отправляется в поход по Балтике.

Польский период

В 982 году он попал в шторм у земли вендов (вероятно, Польша), где остался на зиму и женился на дочери местного короля Бурислава Гейре. Кого саги называют Буриславом доподлинно неизвестно. Некоторые ученые считают, что это собирательный образ королей Мешко I и его сына, Болеслава Храброго[1]. Также есть версия, что в одном из польских княжеств действительно правил князь по имени Бурислав (Болеслав). Зимой 982/983 годов Олаф воевал в Швеции (Скания и Готланд) и захватил большую добычу.

В это же время на севере начинается война Харальда Синезубого с его собственным сыном Свеном Вилобородым, не пожелавшим принять христианство. Волнения вскоре перекинулись и на земли славян, которые начали уничтожать церкви и вырезать христианское духовенство. В этих условиях Оттон II Рыжий, император Священной Римской империи, собирает войско, к которому присоединяются саксы, франки, фризы и поляки, и организует поход против датских и норвежских язычников. При этом, несмотря на свидетельство саги, сам Оттон (конунг Отта) в походе не участвовал: в июле 983 года умер папа Бенедикт VII, и Оттон отправился в Рим на выборы нового. Находясь в Риме, в декабре 983 года Оттон, узнав о неудачах на севере, умер.

Король вендов Бурислав также присоединился к германским войскам (опять же можно отождествить Бурислава с Мешко I, который был вынужден пойти на союз с империей в условиях опасности, исходившей от языческой Дании в начале 980х годов). Олаф также присоединился к польским войскам. Против них выступили войска Харальда Синезубого и Хакона Могучего. Первая битва произошла у Датского Вала (Даневирке). Войскам не удалось взять вал, который защищал Хакон.

Тогда имперские войска направились в Ютландию (Йотланд), где произошла битва, в которой войска Оттона одержали победу. После этой битвы Харальд Синезубый, согласно саге, принял крещение. Хотя, крещение Харальда произошло на деле значительно раньше[1]. Возможно, здесь имеется в виду процедура формального подтверждения принятия Данией христианства, также возможно, что крещение принял не сам Харальд, а его сын Свен Вилобородый. Также с датским королем крещен был и норвежский ярл Хакон Могучий.

Вернувшись в страну вендов, Олаф прожил со своей женой всего 3 года, после чего она неожиданно заболела и умерла. Тяжело переживая это, Олаф покинул конунга Бурислава и вновь отправился в морской поход.

Участие в Крещении Руси

Олаф I сокрушает языческих идолов

Существует версия, опровергаемая рядом отечественных историков, согласно которой, после трех лет пребывания на Балтике Олаф вернулся на Русь. Здесь ему, якобы, приснился сон о рае и аде, и ему было видение, что он должен отправиться в Грецию и принять христианство. Далее, вернувшись из Греции, Олаф обратил в христианство Владимира Святославича и его жену. Эта версия основана на так называемой «Большой Саге» или «Саге Одда», многие эпизоды из которой отсутствуют в «Саге об Олаве Трюггвасоне» Снорри Стурлусона. Некоторые западные и отечественные исследователи (Бумгартен, Таубе) в целом принимают версию «Большой саги» и не отрицают участия Олафа в крещении, другие же (Рыдзевская, Шаскольский, Рамм, Джаксон) считают эту версию не более, чем выдумкой [2].

Т. Н. Джаксон проводит также параллель с эпизодом из Повести временных лет, в которой под 983 годом упоминаются слова некоего варяга пришедшего из Греческой земли о христианской вере («Боги ваши есть дерево. Сегодня есть, а завтра сгниют. Они не едят, не пьют и не говорят и сделаны руками из дерева. А Бог есть един, ему же служат Греки и кланяются»[3]). Часть высказывания варяга совпадает со словами Олафа Трюггвасона о язычестве, которые приведены в «Большой саге».

Ирландский период

Согласно же саге Снорри Стурлусона, Олаф отправился не на Русь, а в Англию. Он воевал в Нортумберленде, а также в Шотландии, Ирландии и Уэльсе. После этого он отправился на острова Силли (Сюллинги). Там он встретился с предсказателем, который предрек ему большое будущее: стать конунгом и обратить многих людей в христианскую веру. Сага приводит слова предсказателя:

Ты будешь знаменитым конунгом и совершишь славные дела. Ты обратишь многих людей в христианскую веру и тем поможешь и себе, и многим другим. И чтобы ты не сомневался в этом моем предсказании, я дам тебе такой знак: у тебя на кораблях будет предательство и бунт. Произойдет битва, и ты потеряешь несколько своих людей, а сам будешь ранен. Рану твою посчитают смертельной, и тебя отнесут на щите на твой корабль. Но через семь дней ты исцелишься от этой раны и вскоре примешь крещение[1].

Согласно легенде, так и произошло — вернувшись к своим кораблям, Олаф встретил разбойников и в сражении с ними был ранен, но излечился через 7 дней. После этого Олаф и его дружина приняли крещение.

Крестившись, Олаф вернулся в Ирландию, где женился на Гюде (Гиде), дочери Олава Кваран, короля Дублина. Тем временем, в разгаре была войска Харальда Синезубого с сыном Свеном Вилобородым.

Олаф жил в Ирландии и там его называли Али. Когда Хакон Могучий, правитель Норвегии, узнал о «норвежском конунге Али» он стал интересоваться его происхождением и настоящим именем. Посланники Хакона прибыли к Олафу и рассказали ему, что Хакон ярл очень могущественный, но норвежцы хотят видеть у власти потомка короля Харальда Прекрасноволосого.

Восстание в Норвегии и приход Олафа к власти

Воспользовавшись народными настроениями, Олаф отправляется в Норвегию, чтобы завоевать трон. Сперва он заручается поддержкой Сигурда, ярла Оркнейских островов, которого заставляет принять крещение. Однако по совету Торира, подручного ярла Хакона, Олаф решил не раскрывать своего имени, чтобы не распускать слухи и застать норвежского правителя врасплох.

Восстание в Норвегии началось даже не под влиянием возвращения Олафа Трюггвасона. Правление ярла Хакона, а, вернее, его отношения с бондами—землевладельцами (Хакон заставлял бондов присылать ему своих жен и дочерей), вызвало серьезное недовольство. Сага называет инициатором восстания против Хакона бонда по имени Орм Люргья. Узнав о начавшемся восстании, а затем и о приближении Олафа Трюггвасона, ярл Хакон бежал в Оркдал (Оркадаль), чтоб укрыться в доме своей любовницы Торы.

Тем временем, Олафу удается победить в битве Эрленда Хаконсона, одного из сыновей ярла Хакона. В этой битве Эрленд погиб. После этого, восставшие бонды объединяются вокруг Олафа и начинают поиски ярла Хакона. Олафу удалось разузнать, что Хакон находится в доме у Торы. Узнавший об этом раб Хакона, Тормод Карк, испугавшись расправы, убил господина и отрезал ему голову, которую преподнес затем Олафу. Впрочем, это не помогло Карку, который поплатился за свое предательство — его голова была отрублена вслед за головой ярла Хакона. Обе головы были вывешены на всеобщее обозрение в Нидархольме (окрестности современного Тронхейма) в знак победы Олафа Трюггвасона.

Царствование в Норвегии

Так, в 995 году Олаф Трюггвасон на всеобщем тинге был провозглашен верховным конунгом (королем) Норвегии. Норвегия вышла из под датской власти. В 997 году Олаф основал город Нидарус (Тронхейм), на центральной площади города находится памятник Олафу I.

Завладев Норвегией и стал ревностно насаждать в ней христианство. Он крестил норвежские провинции (Вик, Агдир, Рогаланд). От него крещение принял первооткрыватель Америки Лейф Эриксон, который привез из Норвегии епископа в Гренландию и крестил её. По приказанию Олафа христианство приняло население Оркнейских островов и их правитель[4]. По заданию Олафа епископом Тангбрандом была крещена Исландия[5]

После смерти своей жены, Олаф решил посвататься к Сигрид Гордой. Ее происхождение неизвестно: в источниках она фигурирует под именами Сигрид, Гуннхильда и Святослава. Неясно, реальное ли это историческое лицо или собирательный образ. Титмар Мерзебургский и Адам Бременский сообщают о польской княжне, дочери Мешко I, которая сначала была женой Эрика Победоносного, а после Свена Вилобородого, и стала матерью сына последнего — Кнуда Великого. По другой версии, она была дочерью Скагула Тосте.

В саге она названа Гуннхильдой, дочерью Бурислава (таким образом, она могла быть сестрой Гейры, первой жены Олафа). Предлагая брак, Олаф потребовал, чтобы Сигрид приняла христианство. Она отказалась, между ними произошла ссора, в ходе которой Олаф ударил Сигрид по лицу. Она ответила на это фразой: «Это приведет тебя к смерти»[1]. Месть со стороны Сигрид называют одной из причин восстания против Олафа. После ссоры с Олафом, Сигрид вышла замуж за его противника, короля Дании Свена Вилобородого. Сам Олаф женился на сестре Свена Вилобородого, Тире, которая должна была выйти за Болеслава Храброго.

Восстание против Олафа. Битва у Свольдера

Недовольные правлением Олафа, а особенно, насаждением христианства норвежские вельможи начали искать союза с противниками Норвегии — датским королем Свеном Вилобородым и шведским Олафом Шётсконунгом. Сигрид Гордая также убеждала мужа выступить против Олафа Норвежского, войска бондов возглавлял сын убитого ярла Хакона Эйрик.

Олаф выступил против коалиции своих врагов. Он отправился в Польшу, чтобы забрать имущество своей жены, которая должна была выйти замуж на польского короля Болеслава, но эта свадьба не состоялась. Обратно в Норвегию Олаф решил идти со всем своим флотом, но он предан вождем йомсвикингов Сигвальдом Струт-Харальдсоном, который убедил его, что враги не собираются атаковать Олафа. Король Норвегии отпустил большую часть кораблей, но, несмотря на слова Сигвальда, он был атакован.

В сентябре 1000 года Олаф погиб в битве у Свольдера. В саге была помещена легенда, что Олаф, якобы, мог спастись, так как никто не видел, как он погиб[1]. Впрочем, эта легенда относится, скорее всего, к числу преданий о вечно живых «спящих» героях. После смерти Олафа I Норвегия вновь перешла под власть датской короны.

Памятник Олафу I как основателю Тронхейма на центральной площади города

.

Критика

По мнению валлийского писателя и историка Гвина Джонса:

Вопреки всем панегирикам позднейших почитателей Олава сына Трюггви, властвовал он недолго, и для страны это были не лучшие времена. Историки XIII в. с блеском расписывают красоту конунга, его доблесть, силу и мастерство в ратных делах, его труды на благо Норвегии и веры, события его жизни – от сказочного рождения до героической смерти; и тем не менее в действительности мы знаем об Олаве сыне Трюггви очень мало.
Даже когда дело касается его якобы христианского рвения, источники полностью противоречат друг другу. Адам Бременский, писавший в 1080 г., отзывается об Олаве, сыне Трюггви, с несвойственной ему желчностью: «Кое-кто говорил, что он был христианином, другие – что он отступился от веры, но все сходятся на том, что он был очень искусен в прорицаниях, предсказывал судьбу и верил в гадания по птицам. Оттого он и получил свое прозвище Кракабен (Воронья Кость). Также рассказывают, что он занимался колдовством и держал при себе колдунов, с помощью которых завоевал страну и своими заблуждениями вверг ее в ничтожество. Норвежские и исландские источники говорят нечто прямо противоположное, и в данном случае, вероятно, правы. Едва ли Олав интересовался тонкостями христианского учения, и даже самые ревностные почитатели не приписывают ему стремления к духовным идеалам. Но подобно Хакону Доброму, сыновьям Эйрика, Харальду Синезубому и Свейну Вилобородому, он хорошо понимал, какие выгоды сулит его стране принадлежность к европейскому христианскому сообществу.
От принятия христианства немало выиграли бы и Норвегия, и ее конунг; кроме того, это был хороший способ подчинить себе труднодоступные и независимые северные фюльки[6].

Образ Олава Трюггвасона в кинематографе

Процесс христианизации Норвегии Олавом I отражен в фильме «Белый викинг», снятом исландским режиссером Храфном Гуннлаугсоном в 1991 году. Роль конунга Олава исполнена Эгиллом Олафсоном.

См. также

Предшественник:
Хакон Могучий
от имени датских королей Харальда I (970—986) и Свена I (986—995)
Короли Норвегии
995–1000
Преемник:
Эйрик, сын Хакона Могучего
от имени датского короля Свена I


При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Примечания

  1. ↑ Сага об Олаве сыне Трюггви.
  2. Т.Н. Джаксон. Четыре норвежских конунга на Руси.
  3. бо бз҃и на древо . днс̑ь єсть . а оутро изъгнеєть не ӕдѧть бо ни пьют̑ . ни молвѧт̑ но суть дѣлани руками в деревѣ . а Бъ҃ єсть єдинъ ємуже К служат̑ Грьци . и кланѧютсѧ
  4. Covenant Worldwide - Ancient & Medieval Church History
  5. Сага о Ньяле.
  6. Гвин Джонс. Викинги. Потомки Одина и Тора. Вторая часть. Гл. 4.

Олаф I.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47