Опера нищего

19-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Опера
Опера нищего
англ. The Beggar's Opera

Картина, иллюстрирующая «Оперу нищего», сцена V, Уильям Хогарт, 1728, музей Тейт Британия
Композитор

Иоганн Кристоф Пепуш

Автор(ы)
либретто

Джон Гей

Язык либретто

английский

Источник сюжета

Джонатан Свифт

Жанр

балладная опера

Количество действий

3

Год создания

1727

Первая постановка

1728

Место первой постановки

Линкольнс-Инн-Филдс

Опера нищего (англ. The Beggar's Opera, также «Опера нищих») — балладная опера в трёх актах, написанная в 1727 году Джоном Геем и Иоганном Кристофом Пепушом, пародия на итальянскую оперу-сериа, главным представителем которой в Англии в то время был Г. Ф. Гендель[1]. Является единственным примером некогда процветавшего жанра сатирической балладной оперы, который остаётся популярным и по сей день. Балладные оперы были сатирическими музыкальными пьесами, в которых использовались некоторые характерные для оперы приёмы, но без речитатива. Текст арий в пьесе относится к популярным листовочным балладам, оперным ариям, церковным гимнам и народным мелодиям того времени.

Содержание

История

30 августа 1716 года Джонатан Свифт написал письмо Александру Поупу, в котором высказал идею написать ньюгейтскую пастораль, действие которой происходит среди проституток и воров. Идеей воспользовался Джон Гей. «Опера нищего» стала одновременно сатирой на всю политическую систему Англии начала XVIII века: «Высшие и низшие круги, — писал Гей, — так похожи в моей пьесе, что трудно решить, подражают ли знатные джентльмены джентльменам с большой дороги, или джентльмены с большой дороги подражают знатным господам»[1]. Одновременно «Опера нищего» была пародией на модную в то время в Лондоне итальянскую оперу, присущие ей штампы и бессодержательность либретто. Неслучайно газета «Нью-Йорк Таймс» писала следующее: «Гей написал скорее анти-оперу, чем оперу»[2].

Гей был основным автором оперы; И. К. Пепуш, немецкий музыкант, обосновавшийся в Англии, считается одним из авторов 69 песен, звучавших в спектакле. По традиции ему приписывается аранжировка и всех остальных песен, основанных на народных мелодиях — английских, ирландских, шотландских и французских, а также на сочинениях Г. Пёрселла, Г. Ф. Генделя, Дж. Бонончини и других оперных композиторов[1]. Премьера «Оперы нищего» состоялась в театре Линкольнс-Инн-Филдс 29 января 1728 года. Опера выдеражала 62 представления — и к тому времени это был самый длинный цикл представлений в театральной истории. Опера пользовалась такой популярностью, что в 1730 году была напечатана колода игральных карт посвящённая этому произведению. Эта опера стала самым большим успехом Гея, с этого времени она почти не теряла популярности. В 1920 году опера была возрождена Музыкальным театром Хаммерсмит и выдержала 1463 представления. Это был один из самых длинных циклов представлений в истории музыкального театра того времени[3].

Вместо грандиозной музыки и оперных тем, в опере используются привычные (незаурядные) мелодии и персонажи, которые были обычными людьми[источник не указан 137 дней]. Зрители могли напевать мелодию вместе с музыкой[Что?] и отнести её к определённому персонажу. В сюжете высмеивались политика, бедность[Что?] и несправедливость, сосредоточивалось внимание на коррупции во всех слоях общества. Лавиния Фентон, первая Полли Пичем, быстро стала знаменитой. Её изображения пользовались серьёзным спросом, ей писали стихи, о ней издавались книги. После появления во многих комедиях, а затем и во многих репетициях «Оперы нищего», она сбежала со своим женатым любовником, Чарльзом Поулетом, третьим дюком Болтона[источник не указан 137 дней].

Новую редакцию музыки «Оперы нищего» сделал Бенджамин Бриттен; впервые она была представлена в Кембридже 24 мая 1948 года, в феврале 1964 года «Оперу нищего» в редакции Бриттена поставила берлинская «Комише опер»[1].

На сюжете «Оперы нищего» Гея основан сюжет созданной в 1928 году «Трёхгрошовая опера» Бертольта Брехта[4].

Возникновение и разбор

В оригинальной постановке 1728 года, Гей хотел, чтобы все песни исполнялись без аккомпанемента, тем самым добавляясь[Что?] к его скандальному, но смелому представлению способа постановки этой оперы[источник не указан 137 дней].

Интерпретации

Так как это было обычной практикой того времени в Лондоне, многие начали составлять по памяти партитуры целой оперы, которые публиковались довольно быстро[источник не указан 137 дней].. Так как это было распространённым случаем, эти партитуры состояли из полностью корректированной увертюры, сопровождаемо мелодиями 69 песен. Они, в свою очередь, сопровождались только простейшим басовым аккомпанементом.[источник не указан 137 дней].

Действующие лица

  • Мужчины: Пичем, Локит, Мэкхит, Филч.
  • Шайка Мэкхита: Джемми Дергунчик, Джек Кривопалый, Уот Зануда, Робин Хапуга, Нед Карманник, Гарри Кусочник, Мэт Кистень, Бен Пройдоха.
  • Женщины: Миссис Пичем, Полли Пичем, Люси Локит, Диана Хапп, Миссис Сплетни.
  • Проститутки: Долли Дай, Миссис Аспид, Бетти Стибри, Дженни Козни, Миссис Скот, Сьюки Сопли, Молли Нагли.
  • Нищий
  • Актёр
  • Буфетчик
  • Тюремщик
  • Стража
  • Свита
  • Слуга
  • Констебли
  • Арфист
  • Толпа

Сюжет

В начале оперы Нищий представляет своё сочинение Актёру. Действие происходит в Лондоне, в среде уголовников, мошенников и скупщиков краденого. Капитан Мэкхит, проходимец с джентльменскими манерами и сердцеед, обольщает Полли Пичем; её отец — торговец краденым и одновременно агент полиции — противится замужеству Полли, и она заключает с Мэкхитом тайный брак. Пичем выдаёт зятя полиции, которая, в свою очередь, не брезгует и услугами женщин лёгкого поведения: Мэкхит проводит время в обществе проституток и не замечает, как они завладевают его пистолетами, тем самым лишая клиента возможности оказать сопротивление полицейским. Его арестовывают и сажают в Нью-гейтскую тюрьму. Но Мэкхит состоит в связи с дочерью тюремщика — Люси, которая и помогает ему бежать.

Полиции, однако, удаётся с помощью Пичема вновь арестовать Мэкхита и отправить его за решётку. И Пичем, и тюремщик настаивают на казни капитана, Полли и Люси, забыв взаимную ревность, умоляют отцов пощадить их возлюбленного. Действие прерывает интермедия: Актёр убеждает Нищего пойти навстречу вкусам публики и заменить трагическую развязку счастливым концом. Нищий соглашается, не без иронии, и во время приготовления к казни, в последнюю минуту приходит помилование[1].

Примечания

  1. ↑ Пепуш. «Опера нищих». Классическая музыка. Архивировано из первоисточника 13 февраля 2013. Проверено 7 февраля 2013.
  2. «The Beggar’s Opera, An 18th-Century Satire». The New York Times, 10.05.1990 (англ.)
  3. «Long runs» (англ.)
  4. Трёхгрошовая опера // Бертольт Брехт. Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания. В пяти томах.. — М.: Искусство, 1963. — Т. 1.

Источники

  • Игорь Ступников: «Джон Гей. Опера нищего». Антология «Английская комедия XVII—XVIII Веков». М., «Высшая школа», 1989


Опера нищего.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47