16-10-2023
Орловский тоннель | |
Область применения | автомобильный |
Пролегает под | Река Нева |
Место расположения | Санкт-Петербург, между Смольной и Свердловской набережной |
Общая длина | 3,4 км[1] |
Диаметр тоннеля | ширина 18,65 м[1] |
Орло́вский тоннель — планировавшийся к строительству автомобильный тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Предполагалось, что тоннель соединит Смольную и Свердловскую набережные. Ожидалось, что пропускная способность тоннеля составит до 60 000 автомобилей в сутки[2], и тоннель будет иметь 6 полос движения в двух уровнях[3].
В июне 2010 г. власти Петербурга и ООО «Невская концессионная компания» подписали соглашение о строительстве.[4] 7 июля 2011 года в присутствии В. В. Путина производитель проходческого комплекса немецкая компания Херренкнехт получила заказ на производство гигантского проходческого щита от НКК.[5] 16 августа 2011 года ООО «Невская концессионная компания» получило положительное заключение Главгосэкспертизы России по технической части проектных работ объекта строительства «Орловский тоннель».[6] Официальная дата начала строительства 16 сентября 2011 года.[7]
Содержание |
Сметная стоимость строительства тоннеля — 54 млрд 600 млн рублей. Ожидается, что проект будет реализован в рамках концессионного соглашения. Стоимость равными долями ляжет на частного инвестора, городской бюджет, и Инвестиционный фонд России (выделение средств было одобрено соответствующей правительственной комиссией в 2006 году).
Специально под проект строительства тоннеля в апреле 2006 года было создано акционерное общество «Орловский тоннель» (доля города — 100 %).[8]
По условиям концессии 33 % планируется инвестировать из федеральной казны (Инвестфонд), 33 % примет на себя городской бюджет, а остальные 33 % должен взять на себя инвестор. Срок действия концессии и окупаемости проекта 30 лет.
Исходя из того, что инвестиции в Западный скоростной диаметр осуществляются по тому же принципу, что и в Орловский тоннель — из инвестфонда РФ, чиновниками было принято решение, что ОАО «Орловский тоннель» было создано искусственно. В Смольном в сентябре 2007 года было принято решение возложить ответственность за проведение концессионного конкурса по строительству Орловского тоннеля на ОАО «ЗСД»[8].
Ввод тоннеля в эксплуатацию намечен на 2016 год[9]. По официальной версии ожидается, что постройка данного объекта решит проблему круглосуточной связи между частями города в условиях навигации по Неве и разводки мостов. По тоннелю будет разрешен проезд только легковых автомобилей и грузовых с разрешенной максимальной массой до 3,5 т, а также автобусов и машин служб спасения[2].
Дискуссия, ведущаяся вокруг строительства тоннеля, касается как сугубо специальных вопросов, так и общих, касающихся удобства проживающих вокруг граждан.
Противники строительства тоннеля выдвигают следующие аргументы:
Споры вокруг строительства тоннеля так или иначе сводятся к рассмотрению двух возможных методов строительства — открытому и закрытому (в случае открытого метода речь идет о методе погружных, или наплавных, секций, из которых в Петербурге построен Канонерский тоннель). В числе аргументов сторонников открытого способа — относительная дешевизна самого строительства, в том числе оборудования, большая, в сравнении с закрытым методом, безопасность эксплуатации готового сооружения. В числе прочих отрицательных факторов — нарушение целостности свайного основания набережных, необходимость усиления либо сноса окружающих зданий, просадки поверхности (в частности, в районе Красногвардейской и Заневской площадей).
По словам сторонников строительства закрытым способом, сегодня во всем мире успешно работают современные тоннелепроходческие комплексы, позволяющие строить тоннели как автодорожные, так и для метрополитена. Просадки поверхности вследствие работы таких щитов — одно из самых распространенных заблуждений. Напротив, современные механизированные комплексы применяются как раз там, где обычные методы строительства возможны лишь после закрепления слабых или водонасыщенных грунтов.
Речь также может идти о гидрологических процессах, происходящих в выбранном для строительства участке Невы. По данным отдела русловых процессов Государственного гидрологического института, Смольнинская излучина, где предполагается строительство, — один из самых проблемных участков реки.
Дело в том, что Нева здесь делает очень крутой поворот, а на левом берегу располагается большой песчаный нанос. Течением он постоянно наращивается — как в высоту, так и в ширину. Последнее обстоятельство уменьшает поперечное сечение Невы, увеличивая тем самым скорость потока. Максимум скоростей в этом случае приходится на правый берег. В итоге мы получаем русло треугольного типа, где углубленная часть приходится на правый берег. Исследования, охватывающие период с 1864 по 2003 год, показали, что за это время правый берег оказался размыт на глубину более 5 метров". Кроме того, именно здесь Нева имеет наибольшую на всем её протяжении глубину (около 24 метров).[10]
В связи со строительством тоннеля встают вопросы общего характера, касающиеся перепланировки близлежащих территорий, организации транспортных потоков и удобства жителей района. Под строительство развязки непосредственно перед правобережным порталом тоннеля отведена территория, на которой сейчас расположен сад Нева. Ещё в советское время, когда вопрос о строительстве тоннеля был только поставлен, это место было отведено для автомобильных развязок, а парк носил характер временного. Однако местные жители протестуют против ликвидации зелёных насаждений и превращения благоустроенного сада в оживлённый транспортный узел.
В связи со строительством тоннеля встаёт также задача реконструкции Пискарёвского проспекта. Планируется вынесение трамвайных путей с проезжей части и строительство эстакады для движения трамваев на пересечении с другими важными магистралями: проспектами Металлистов и Маршала Блюхера. Сам Пискарёвский проспект планируется расширить за счёт зелёных насаждений вдоль проезжей части.
Для снижения уровня шума развязки перед въездом в тоннель планируется оградить звукоизоляционными экранами.
2007 год: | ||
Июль-август | Согласование документации в Москве[11] | |
Сентябрь | 14 сентября | Конкурс на определение концессионера, проводимый ОАО «ЗСД»[8] |
Октябрь | 8—10 сентября | Road-show проекта во Франкфурте в офисе Европейского банка реконструкции и развития, кредитора проекта[1] |
Декабрь | 6 декабря | Предварительный отбор участников[1] |
2010 год: | ||
Февраль | 18 февраля | Подведение итогов конкурса[9] |
Июль | Декабрь | Проведение инженерно-геологических изысканий силами ООО СУ-299 |
Ноябрь | 11 ноября | Определены исполнители работ[3] |
2011 год: | ||
Февраль | Собственником строительства стало правительство Санкт-Петербурга[12]. | |
Август | Начало строительства[13]. | |
Октябрь | 4 октября | Власти Петербурга отказались от участия в финансировании строительства Орловского тоннеля в связи с существенным удорожанием проекта (причина — сложные грунты в предполагаемом месте строительства)[14][15]. |
13 октября | Орловский тоннель всё же будет построен | . Выделены средства на закупку гигантского тоннелепроходческого комплекса у немецкой компании Herrenknecht.
Орловский тоннель.