20-04-2023
«Орёл» | |
---|---|
Флаг | Российская империя |
Класс и тип судна | госпитальное судно |
Организация | Российское общество Красного Креста |
Изготовитель | Hawthorn R & W. Leslie & Со, Ньюкасл, Великобритания |
Введен в эксплуатацию | 1890 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 8 175 тонн |
Длина | 137,7 м |
Ширина | 14,6 м |
Осадка | 7,32 м |
Двигатели | 2 паровых машины тройного расширения |
Мощность | 9500 л. с. (общая) |
Скорость хода | 19,25-20 узлов |
Экипаж | 87 чел. |
Пассажировместимость | на палубе: 1212—1840 чел. в каютах: 9 х 1-го класса, 49 х 2-го класса, 36 х 3-го класса |
«Орёл» — госпитальное судно Российского общества Красного Креста, сопровождавшее 2-ю Тихоокеанскую эскадру в походе вокруг Африки и во время Цусимского сражения.
Второй после «Ярославля» пароход, построенный по заказу Добровольного флота и первый русский пароход, отвечавший требованиям мирового торгового флота того времени. Послужил образцом при заказе следующих судов.
Контракт на постройку быстроходного грузопассажирского парохода был заключен Добровольным флотом с английской фирмой «Hawthorn R & W. Leslie & Со» в августе 1888 года. Деньги на постройку судна были собраны жителями Орловской губернии. Строительство осуществлялось на стапеле в Ньюкасле. Стоимость контракта составила 103 тыс. фунтов стерлингов. Сроком сдачи было определено 30 июня 1889 года, однако из-за забастовки рабочих сдача состоялась только 1 марта 1890 года.
Перевозил грузы и пассажиров на линии Одесса-Владивосток, время от времени привлекался для перевозки Государя Императора и Его семьи из Севастополя в Ялту и обратно. В 1900 году был привлечен для переброски войск в Китай с целью подавления Боксёрского восстания.
В 1902 году из-за нерентабельности был снят с эксплуатации и поставлен на прикол в Одессе. В том же году был переоборудован во вспомогательный крейсер (установлена артиллерия: 3 х 120-мм, 12 х 75-мм и 6 х 47-мм орудий). После пробных стрельб орудия были демонтированы и сданы на хранение в порт.
В 1903 году был зачислен в отряд кораблей под командованием контр-адмирала А. А. Вирениуса, отправлявшийся из Кронштадта на Дальний Восток, однако с началом русско-японской войны отряд был возвращён из Красного моря в Россию.
16 июня 1904 года вышел из Одессы в Тулон, где на верфи завода «Forges et Chantiers de la Mediterranee» в Ла-Сейне его должны были переоборудовать в госпитальное судно. Работы были закончены в августе. Расходы — 600 тыс. франков — взяло на себя Французское общество Красного Креста. Российское общество Красного Креста обеспечивало содержание госпиталя в течение всего времени его деятельности. Медперсонал плавучего госпиталя насчитывал 86 врачей, 20 медсестер, 10 санитаров и 15 помощников.
21 октября 1904 года в Танжере присоединился ко 2-й Тихоокеанской эскадре, с которой совершил плавание вокруг Африки до места Цусимского сражения.
«Орёл» стал косвенным виновником того, что сражение состоялось. 14 мая 1905 года в 2 часа 28 минут утра опознавательные огни парохода были замечены разведывательным судном японского флота — вспомогательным крейсером «Синано-Мару». Если бы не это, по мнению многих историков, 2-я Тихоокеанская эскадра, шедшая в сумраке и тумане без огней, могла бы пройти место сражения незамеченной.
Во время эскадренного боя «Орёл» был остановлен и досмотрен японским вспомогательным крейсером «Садо-Мару» в 10 морских милях к западу от о-ва Окиносима и отведен под конвоем в бухту Миура.
По приказу командующего эскадрой З. П. Рожественского, на «Орле» были размещены члены команды конфискованного 6 мая английского парохода «Ольдгамия»[1]. Кроме того, по приказу штаба эскадры, во время стоянки в Кейптауне, на борту судна был размещён приобретённый запас изолированного кабеля. Во время прохождения Цусимского пролива «Орёл» держался на траверзе боевых сил эскадры. Японцы расценили эти факты как нарушение правил Гаагской конвенции и реквизировали судно[2]. Впоследствии «Орёл» был продан японской фирме и плавал под именем «Касуно-Мару».
С 1905.09.07 — госпитальное судно в Курэ. С 1909.10.16 — пароход. 1910.04.06 — продан компании «Тоё Кисэн». 1910.04.12 — исключен из списков флота. 1910.11.18 — разделан на металл
. .По другим данным, пароход был в 1916 году выкуплен Россией, но из-за плохого технического состояния не использовался. Дальнейшая судьба корабля не установлена.
Укомплектован сёстрами Кронштадской общины сестёр Милосердия Российского общества Красного Креста.
Иеромонах Зиновий (Дроздов Николай Петрович) 14.07. 1875 г. — 09.09. 1942 г.
Должность: священник госпитального судна. На судне «Орёл» совершил поход из Балтийского моря в Тихий океан. Вел дневник, который впоследствии издал отдельной книгой.
Орёл (госпитальное судно).