19-10-2023
Передвижная церковь — сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов, имеющее возможность к передвижению на определенное расстояние, к примеру, между населенными пунктами. Используются с целью дать возможность отправления культовых обрядов для верующих, не имеющих своей церкви и священнослужителя. Сборные церкви также могут находится на месте реконструируемого, строящегося храма, когда нет возможности проводить богослужение в основном храме [1].
Распространены в христианстве, в том числе в православии.
Содержание |
Первая православная передвижная (походно-улусная) церковь во имя Воскресения Христова была построена в 1724 г. для принявшего православную веру внука калмыцкого хана Аюки-хана Баксадая-Дорджи (Петра Тайшина)[2][3].
В конце XIX — в начале XX в. в малонаселенных частях России, например в Олонецкой губернии, были распространены передвижные церкви. Богослужение при этом проходило не в самой церкви, в заранее приготовленном доме и продолжалось 2-3 дня[4][5] [6] [7][8].
Первый плавучий православный храм в России был создан на Волге по предложению астраханского мещанина Н. Е. Янкова в 1910 году — это был переоборудованный пароход-буксир «Пират», построенный в Англии в 1858 году[9]. Плавучая церковь получила имя cвятителя Николая Чудотворца[10].
В настоящее время традиция плавучих церквей была возрождена на Дону и Волге в 1990-х — 2000-х годах существовали плавучие храмы «Святитель Иннокентий» (на базе плавдебаркадера),[11], «Святитель Николай» (на базе баржи), «Князь Владимир» (на базе буксира)[12], «Святой Владимир» (на базе судна «Олекма»)[13][14][15] В Новосибирске действует благотворительная плавучая церковь «Святой апостол Андрей Первозванный», совершающая рейсы по Оби[16][17][18] [19].
Суда «Святой Николай», «Атаман Атласов», «Владыка Зосима» (катер «Портовик № 10») работают в качестве плавучих церквей в Якутии на реках Лена, Алдан и Вилюй[20].
Существуют также походные храмы для военных моряков на кораблях Военно-Морского флота России, например с 2011 г. существуют походные воинские храмы на Тихоокеанском флоте — во имя святого великомученика Георгия Победоносца на подводной лодке «Георгий Победоносец», мобильная часовня на подводной лодке «Челябинск», особенностью этих храмов является то, что по соображениям безопасности на подлодках нельзя зажигать свечи [21][22]. На Балтийском флоте 12 октября 2011 г. святейший патриарх Московский и всея Руси Кириллом был освящен походный воинский храм (иконостас) во имя святого апостола Андрея Первозванного для корвета «Сообразительный»[23].
В 2008 году был освящен походный храм во имя святого преподобного воина Феодора Ушакова четырехмачтового парусника «Крузенштерн».
С развитием железнодорожного транспорта в России появились первые вагоны-церкви. Вначале это были сборные церкви, перевозимые по железной дороге, а к 1890 г. появились и специальные вагоны-церкви[24]. В 1896 году на Путиловском заводе был построен вагон-церковь для работы на Западно-Сибирской и Средне-Сибирской железных дорогах. Были вагоны-церкви и на Николаевской, Закаспийской, Среднеазиатской, Мурманской железных дорогах[25][26]. С 1898 года работал Церковь-вагон Полесских дорог Виленской епархии[27].
В 2000 г. в капитально отремонтированном на Воронежском вагоноремонтном заводе вагоне была открыта передвижная церковь-вагон в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» (Путеводительница)[28] В настоящее время вагоны-церкви работают на Северной, Октябрьской, Восточно-Сибирской и других железных дорогах[29][30].
В 2002 году руководство ОАО «Российские железные дороги» передало в дар Новосибирской епархии вагон-церковь во имя святителя Николая Мирликийского[31]. В 2005 году Восточно-Сибирская железная дорога передала в дар Иркутской епархии вагон-церковь, освященный во имя Святого Иннокентия[32]
Существуют также специальные вагоны-храмы для перевозки частей мощей православных святых для поклонения верующих в различных городах России[33][34].
Кроме того, имеются вагоны-церкви и у других епархий Русской православной церкви[35][36][37][38][39][40].
В 2003 году появились храмы Архистратига Михаила и прочих честных Небесных Сил бесплотных на базе автомобильного прицепа производства Донецкого автозавода, а также Покрова Пресвятой Богородицы на базе троллейбусного прицепа[41].
В 2006 году создана «церковь на колёсах» во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» Оптиной пустыни[42][43].
В 2006 г. создана сборная церковь в честь праздника «Покрова Пресвятой Богородицы» для передачи в дар сербскому народу[44].
В 2009 году на базе автомобиля «Камаз» был создан передвижной военно-полевой храм для российской армии [45][46].
В 2011 году на базе автомобиля ЗИЛ-131 для нужд верующих заключенных Красноярского края был создан передвижной храм во имя священномученника Амфилохия, епископа Красноярского[47][48].
В 2011 году был освящен храм Сыктывкарский и Воркутинский епархии в честь Архистратига Божиего Михаила на базе прицепа. Он был создан для нужд верующих, проживающих в труднодоступных местах республики Коми[49]
Православная церковь для проведения богослужений (крестные ходы) использует также арендованные у авиакомпаний самолеты и вертолеты, оборудованные храмовой утварью[50][51][52][53][54].
В марте 2012 года официальный представитель управления пресс-службы Минообороны по ВДВ Александр Кучеренко сообщил о предложении РПЦ о включении в штат вооружений и боевой техники Воздушно-десантных войск России мобильных «надувных храмов-палаток», которые можно будет десантировать с самолетов[55].
Кроме православных мобильных храмов существуют и передвижные храмы в других христианских конфессиях, например в протестантизме[56].
Передвижная церковь.