18-09-2023
Пётр Бориславич | |||
|
|||
---|---|---|---|
1146 - 1185 | |||
Вероисповедание: | Православие | ||
Рождение: | Киев | ||
Смерть: | после 1185 Киев (?) |
Пётр Бориславич (XII в.) — боярин великого князя киевского Изяслава Мстиславича, летописец. Возможный автор древнерусского эпоса "Слово о полку Игореве". После смерти Изяслава (в 1154 г.) находился на службе у его сына Мстислава. В 1170 г. поссорился с Мстиславом и перешел к другому сыну Изяслава — Давиду. В 1152 г. Пётр Бориславич выступал как посол Изяслава Мстиславича перед галицким князем Владимиром (Владимирко) Володаричем. Можно предполагать, что Пётр Бориславич происходил из знатного боярского рода — в Ипатьевской летописи под 1152 г. упоминается «Бориславль двор» (видимо, отца Петра Бориславича) как хорошо известный киевлянам. В Ипатьевской летописи также называется имя брата Петра Бориславича — Нестор Бориславич. В Никоновской летописи «сестричем» (племянником по сестре), а у В. Н. Татищева – братом Петра Бориславича назван епископ ростовский Феодор (Феодорец). Татищев называет Петра Бориславича киевским тысяцким[1]. Этими данными и ограничиваются все биографические сведения о нем.
С полной уверенностью можно говорить о том, что он занимался литературной деятельностью и был незаурядным писателем своего времени (об этом мы знаем из рассказа о посольстве к Владимиру Галицкому). Поэтому гипотеза о существовании особой летописи, составленной Петром Бориславичем, вполне вероятна, так же как вполне вероятно и то, что летопись эта была связана с киевским великим князем Мстиславом Изяславовичем и его потомками. Эти гипотезы основываются на данных реально сохранившихся летописных текстов. О том же, что представлял собой «Раскольничий манускрипт» Татищева, мы ничего не знаем, а главное – мы не можем быть уверены в том, что дополнительные сведения Татищева – это именно сведения предполагаемого полного летописного текста Петра Бориславича. Поэтому и образ Петра Бориславича как летописца и представление о написанной им летописи носят гипотетический характер. Если Пётр Бориславич действительно был таким человеком, каким его рисует Б. А. Рыбаков[2][3], если действительно его авторству принадлежал такой летописный свод, который воссоздаётся Б. А. Рыбаковым, то предположение о том, что он мог быть и автором «Слова», допустимо.
Дальнейшее развитие предположения о летописце Изяславе Мстиславиче и о боярине Петре Бориславиче получили в работах Б. А. Рыбакова. Рассмотрев все дополнительные сведения «Истории Российской» В. Н. Татищева по сравнению с известными летописями, Б. А. Рыбаков пришел к заключению, что упоминаемая Татищевым «Раскольничья летопись» — не сохранившийся до нас летописный памятник XII в. Он пишет: «Раскольничий манускрипт» Татищева, содержащий 85 % всех дополнений XII в., представлял собой полную, еще не подвергшуюся сокращению Киевскую летопись двух поколений «Мстиславова племени»: Изяслава Мстиславича и двух внуков Мстислава – Мстислава Изяславича и Рюрика Ростиславича. Летопись на протяжении полувека настолько устойчиво сохраняет единый стиль, единую политическую концепцию и широту кругозора, что должна быть обязательно сочтена произведением одного человека»[4]. Этим человеком, по мнению Б. А. Рыбакова, был боярин Пётр Бориславич, занимавший высокие государственные посты при перечисленных князьях, опытный воин и воевода, проживший долгую жизнь и в течение полувека (с 40-х по 90-е гг.) ведший летописные записи. Исследователь так характеризует этого летописца-боярина: «В отличие от большинства летописцев того времени, этот автор... был далек от церкви. В его ясном и точном языке не было церковной витиеватости, в его философии отсутствовал провиденциализм. Светский писатель, полководец и дипломат, он обладал еще одной чертой, выгодно выделявшей его из общей массы средневековых летописцев, – он выражал свои, а не княжеские мысли, он не был придворным подневольным летописцем и мог временами, не нарушая феодальной верности, подняться до мудрого осуждения торопливых и необдуманных действий своего князя».
Как считает Рыбаков Б. А., Пётр Бориславич был выразителем интересов киевского боярства, а в целом ряде положений (княжеские междоусобицы, борьба с половцами) интересы эти совпадали с общенародными. И политическая позиция Петра Бориславича, и его социальное положение, и особенности его литературного творчества, воссозданные Рыбаковым, приводят его к заключению, что Пётр Бориславич — «один из замечательнейших людей XII столетия, патриот, всегда призывавший к борьбе с половцами, сторонник мира, враг усобиц, талантливый историк и публицист»[5] — был автором и "Слова о полку Игореве".
Петр Бориславич.