22-10-2023
Пикирование — фигура простого пилотажа, заключающаяся в крутом прямолинейном (или близком к прямолинейному) неустановившемся снижении самолета с углами наклона траектории больше 30° и изменяющейся скоростью при малых углах атаки крыла (движение самолёта по наклонной к горизонту траектории от 30 до 90°). Пикирование с углом наклона, равным 90°, называется отвесным[1]. Пикирование является отрицательным тангажом (с уменьшением угла носа самолёта), то есть противоположностью кабрирования — положительного тангажа (с увеличением угла подъёма носа).
Пикирование применяется для быстрого разгона самолета за счет потери им высоты и приобретения скорости, превышающей максимальную скорость горизонтального полета, а также как элемент фигурного полета и маневрирования (чаще — оборонительного маневрирования) в воздушном бою, а также при стрельбе и бомбометании по наземным целям, поскольку малая высота значительно снижает эффективность средств ПВО.
Ввод самолета в пикирование производится с помощью руля высоты. Ввод в пикирование может производиться с горизонтального полета, с разворотом при крене самолета до 90° и с переворота. Вывод из пикирования начинается на определенной высоте, гарантирующей безопасность полета, и скорости, меньшей, чем предельная скорость пикирования. Минимальный радиус кривизны траектории вывода из пикирования, как правило, ограничивается перегрузкой, переносимой летчиком, или пределом прочности конструкции.
|
||
---|---|---|
Простой пилотаж | вираж · горизонтальная восьмёрка · спираль · пикирование · горка · боевой разворот | |
Сложный пилотаж | переворот · мёртвая петля · переворот Иммельмана · бочка · полубочка · штопор · парашютирование | |
Высший пилотаж | кобра · колокол · чакра Фролова · хук · ранверсман · хаммерхед · нож · свечка |
Пикирование (пилотаж).