Пинскер, Леон

07-08-2023

Перейти к: навигация, поиск
Леон Пинскер
יהודה לייב פינסקר
Дата рождения:

13 декабря 1821

Место рождения:

Томашполь

Дата смерти:

9 декабря 1891 (69 лет)

Место смерти:

Одесса

Брошюра ««Autoemancipation! Mahnruf an seine Stammesgenossen von einem russischen Juden»
Конференция в Катовице, 1884 г. В центре фотографии сидит Леон Пинскер и с права от него раввин Шмуэль Могилевер

Леон (Йехуда Лейб) Пинскер или Лео Пинскер, Лев Семёнович Пинскер (יהודה לייב פינסקר, 13 декабря 1821 г., Томашполь, Подольская губерния, Российская империя9 декабря 1891 г., Одесса, Российская империя) – врач, философ еврейского происхождения, идеолог и деятель сионизма, лидер сионистского движения Ховевей Цион.

Содержание

Биография

Йехуда Лейб Пинскер родился 13 декабря 1821 года в городе Томашполь в семье еврейского педагога и писателя Симхи Пинскера. В раннем детстве семья Йехуды Лейба Пинскера переехала в Одессу, где он обучался в частной школе своего отца и позднее — в местной средней школе. После получения среднего образования Йехуда Лейб Пинскер поступил в Ришельевский лицей на юридический факультет, став одним из первых евреев, поступивших в высшее учебное заведение Российской империи. Во время студенчества Йехуда Лейб Пинскер был сторонником еврейского движения просвещения Хаскала и выступал за ассимиляцию евреев.

После окончания Ришельевского лицея, когда Йехуде Лейбу Пинскеру не разрешили стать адвокатом, он решил заняться преподавательской деятельностью. Переехав в Кишинёв, он стал там преподавать русский язык в еврейской школе. Через год преподавания он переехал в Москву, где поступил на медицинский факультет Московского университета, который закончил в 1848 году. Вернувшись в Одессу, Йехуда Лейб Пинскер стал заниматься врачебной деятельностью. После начала Крымской войны Йехуда Лейб Пинскер ушёл на войну добровольцем и служил военным врачом в Русской армии, за что получил медаль.

Общественная деятельность

После Крымской войны Леон Пинскер стал заниматься общественной жизнью. В это время у него стали формироваться свои взгляды на еврейский вопрос в Российской империи. Он выступал за сотрудничество евреев и российского государства. Он считал, что у евреев есть две обязанности: помнить свою историю и свою родину в Палестине. Не поддерживая полной ассимиляции, он выступал за интеграцию евреев в российское общество. Иудаизм при этом должен был быть ограничен только лишь религиозной сферой. В 1864 году он посетил конференцию государств Германского союза, где получил поддержку своих взглядов.

В 1871 году в Одессе произошёл еврейский погром и Леон Пинскер изменил своё мнение о положении евреев в Российской империи и стал утверждать, что евреи не могут рассчитывать на помощь со стороны российского общества. Первое время он считал, что одесский погром был только лишь местным явлением, поэтому вернулся к взглядам еврейского просвещения. В 1882 году российские власти значительно ограничили в правах еврейское население, после чего Леон Пинскер полностью изменил свои взгляды на отношения евреев и российского общества. В марте 1882 года он переехал в западную Европу, где его взгляды на еврейский вопрос значительно изменились в сторону радикализма. Отрицая теперь идеи культурной ассимиляции, Леон Пинскер стал считать, что евреи должны организовать своё собственное государство.

После возвращению в Российскую империю он нелегально издал на немецком языке брошюру-воззвание «Autoemancipation! Mahnruf an seine Stammesgenossen von einem russischen Juden» (Автоэмансипация! Воззвание российского еврея к своему народу»).

Публикация «Автоэмансипации» вызвала широкий отклик среди европейских и российских евреев, что привело к возникновению движения «Ховевей Цион», выступавшего за создание собственного еврейского государства. В августе 1883 года Леон Пинскер встретился в Одессе с профессором Гейдельбергского университета Германом Шапирой и Максом Мандельштаммом из Киева, с которыми он позднее основал Ховевей Цион. С 6 по 11 ноября 1884 года в Катовице состоялась конференция, образовавшая Ховевей Цион. На этой конференции Леон Пинскер выступил за создание еврейских сельскохозяйственных поселений в Палестине. Руководителем одесского комитета этой организации стал Леон Пинскер. В Одессе он собирал пожертвования и помогал желавшим эмигрировать в Палестину.

В 1888 году Леон Пинскер подал в отставку и умер 9 декабря 1891 года в Одессе от инфаркта миокарда.

В 1934 году гроб Леона Пинскера был перевезён в Палестину и захоронен на горе Скопус в Иерусалиме.

Сочинение «Автоэмансипация»

В «Автоэмансипации» Леон Пинскер объясняет существование антисемитизма тремя причинами:

  • Политические причины. Леон Пинскер утверждал, что отсутствие у евреев своей собственной страны и собственного правительства, приводит к постоянной враждебности со стороны других народов.
  • Психологические причины. Представители других народов воспринимают евреев как чужих и поэтому желают их уничтожить. Поскольку они не могут уничтожить евреев, другие народы начинают их бояться. Этот страх перед евреями Леон Пинскер назвал новым термином «иудеофобия». Иудеофобия, в свою очередь, вызывает антисемитизм, который является психозом.
  • Экономические причины. Евреи на чужой территории имеют собственность, на которую претендуют другие, что также вызывает антисемитизм.

Источники

  • Пинскер, Лев Семенович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Marlies Bilz: Hovevei Zion in der Ära Leo Pinsker. Lit, Hamburg 2007, ISBN 978-3-8258-0355-1 (Osteuropa 42), (Zugleich: Hamburg, Univ., Diss., 2006).
  • Jakób Zineman: Historia sjonizmu, Nasze Życie, Warszawa, 1937 r.

Ссылки

  • Биография
  • Библиография  (нем.)
  • Биография  (англ.)
  • Биография  (англ.)
  • Биография  (англ.)
  • Сионисткое движение
  • Хибат-Цион

Пинскер, Леон.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47