Платон (Айвазидис)

13-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Платон Айвазидис
Πλάτων Αϊβαζίδης
Имя в миру

Платон Айвазидис

Рождение

1850({{padleft:1850|4|0}})
Патмос

Смерть

21 сентября 1921({{padleft:1921|4|0}}-{{padleft:9|2|0}}-{{padleft:21|2|0}})
Амасья

Почитается

в православии

Канонизирован

Элладской православной церковью

В лике

священномучеников

День памяти

21 сентября

Архимандрит Плат́он Айваз́идис (греч. Πλάτων Αϊβαζίδης; 1850, Патмос — 21 сентября 1921, Амасья) — греческий священник и богослов, принявший мученическую смерть и причисленный к лику святых Элладской православной церковью[1]

Биография

Платон Айвазидис родился на острове Патмос в 1850 году. По завершении обучения в духовной семинарии Патмоса он продолжил своё богословское образование в «Великой школе нации» (Константинополь). Служил последовательно архидиаконом в Константинополе, протосинкеллом митрополий островов Лемнос, Самос и западномакедонского города Касториа.

В Кастории он служил при епископе Германе, видном деятеле Борьбы за Македонию. Музей борьбы за Македонию располагает фотографией, где Платон и Герман в 1904 году служат панихиду над могилой погибшего македономаха (борца за воссоединение Македонии с Грецией) Павлоса Меласа[2].

Последовав за Германом, после Македонии Платон отправился служить протосинкеллом в понтийской епархии Амасии, с резиденцией в Самсуне. Герман вместе с Платоном с 1908 года активно участвовали в создании греческих школ. Они открыли гимназию, признанную Афинским университетом, и при ней самый большой в Турции гимнастический зал со снарядами, присланными из Афин[3].

В 1913 году умер Патриарх Иоаким III. Герман был в числе трёх кандидатов, но отступил в пользу старца митрополита Халкидонского Германа[3].

В 1914 году, будучи в Германии, Герман узнал от Платона и других источников о начавшихся гонениях против его паствы. Ему удалось задействовать родственные связи греческой королевы Софии с германским двором и приостановить гонения. Но через несколько недель после его возвращения началась Первая мировая война.

Турки мобилизовали греков Понта от 20 до 45 лет в «тамбуру орду» (рабочие батальоны), отправляя их во внутренние районы Анатолии, где многие из них погибли от голода и лишений. В 1915 году турки осуществляли геноцид армян, и армянские семьи отдавали своих детей под защиту греческой митрополии, которая, в свою очередь, распределяла их среди греческих семей.

В 1916 году началась депортация греческого населения во внутренние районы Анатолии. Приятельские отношения Германа с маршалом Вехип-пашой, который помнил корректное отношение греков к нему, когда он был пленным в Афинах в 1913 года после битвы при Бизани) [3], приостановили ход депортации, но ненадолго. Ответом на репрессии стала организация греческим населением при поддержке митрополии отрядов самообороны, которые со временем стали насчитывать 20 тыс. бойцов. Герман послал письмо Юденичу, с просьбой продолжить наступление, занять Самсун и спасти христианское население[4].

Став мишенью для турок, Герман был отправлен в Константинополь, где был посажен в тюрьму, но избежал смерти и был выпущен по ходатайству патриарха. Платон всё это время оставался служить протосинкеллом в митрополии.

По окончании войны Герман вернулся в Самсун. Греческие отряды и выжившие после депортации и репрессий возвращались в свои города и сёла. В 1919 году в Самсун прибыл Мустафа Кемаль (будущий Ататюрк), который пожелал встретиться с Германом, но митрополит проигнорировал его[4].

В 1920 году, после начала кемалистского движения, Герман активно участвовал в создании фронта оппозиционных Кемалю турок, курдов и черкесов.

В разгар греческого наступления в западной Малой Азии и сразу после взятия города, Герман прибыл в Кютахья (см. Сражение при Афьонкарахисаре-Эскишехире), где предложил греческому генералитету послать один полк морем в регион Понта, чтобы он вместе с местными партизанскими отрядами двинулся в тыл Кемаля, в сторону Анкары. Ответом штабиста-генерала Дусманис, Виктор было «ни одного солдата, тем более что через месяц я буду в Анкаре»[5].

В отсутствие Германа место епископа занял отец Ефтимий, при котором Платон Айвазидис продолжал нести служение протосинкелла. В это время кемалисты продолжали истребление христиан Понта, начатое младотурками (см. Геноцид понтийских греков).

Семидесятилетний Платон (Айвазидис) 8 месяцев находился в тюрьме города Амасья с 69 священниками и старейшинами, но пока исход войны был неясен, турки не решались казнить их. Как только греческая армия отошла от Анкары, все 70 были повешены 21 сентября 1921 года. Одновременно Топал Осман-ага казнил 1500 человек из молодёжи Самсуна[5][6].

Протосинкелл Платон Айвазидис был канонизирован Элладской православной церковью. Память Платона и других священников Понта, повешенных вместе с ним, отмечается 21 сентября.

Примечания

  1. Ορθόδοξος Συναξαριστής :: Άγιος Πλάτων Αϊβαζίδης
  2. Συλλογή Φωτογραφιών
  3. 1 2 3 [Αντιγόνη Μπέλλου-Θρεψιάδη,Μορφές Μακεδονομάχων καί τα Ποντιακά τού Γερμανού Καραβαγγέλη,ISBN 960-7022-27-0,σ.92]
  4. 1 2 [Αντιγόνη Μπέλλου-Θρεψιάδη,Μορφές Μακεδονομάχων καί τα Ποντιακά τού Γερμανού Καραβαγγέλη,ISBN 960-7022-27-0,σ.107]
  5. 1 2 [Αντιγόνη Μπέλλου-Θρεψιάδη, Μορφές Μακεδονομάχων καί τα Ποντιακά τού Γερμανού Καραβαγγέλη, ISBN 960-7022-27-0,σ.126-128]
  6. http://www.synodinresistance.org/Theology_el/3d5028NMPlatonPontios.pdf

Литература

  • Νεώτερον Εγκυκλοπαιδικόν λεξικόν Ηλίου, τομ.1ος, σελ.651.

Платон (Айвазидис).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47