16-06-2023
Подго́рновцы — секта, возникшая в последней четверти XIX столетия в Харьковской губернии Российской империи. Убеждения подгорновцев во многом схожи с убеждениями хлыстов. Основателем секты является крестьянин с. Тростянец Ахтырского уезда Харьковской губернии Василий Карпович Подгорный (1831-?).
Содержание |
В г. Богодухове, в котором у него имелся собственный земельный участок, Василий Карпович Подгорный сперва устроил богадельню, которую вскоре обратил в женскую общину, а в дальнейшем, в 1893 году присвоил ей статус женского монастыря.
Через некоторое время Подгорный отправляется в паломничество на Афон, возвратившись из которого начинает уверять окружающих в том, что им на Афоне принято монашество с именем Стефана, а также пройдено посвящение в иерейский сан. В доказательство Подгорный имел у себя священническое облачение, напрестольный крест и Евангелие, а также множество богослужебных книг.
Через некоторое время, после возвращения с Афона, Подгорным в разных местах Харьковской губернии были основаны общины, в которые набирались исключительно молодые девушки, для которых Подгорный вводил монастырский устрой жизни с общей молитвой, общим столом и дневными общими занятиями.
Ночью, особенно перед воскресеньями и праздничными днями, в каждой общине устраивались тайные собрания, во время которых Подгорный, под предлогом богоугодных целей сексуально растлевал девушек, что было доказано произведённым впоследствии следствием.
После раскрытия деятельности Подгорного и проведения дознания Священным Синодом, он был помещён в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. Однако даже после помещения в монастырь Подгорный продолжал руководить своей сектой и оказывал влияние как на своих существующих единомышленников, к тому времени достигших значительного количества, так и на традиционно православных верующих. Учение Подгорного через некоторое время дошло даже до Курской губернии.
Своё руководство сектой и распространение идей Подгорный проводил посредством переписки, которую передавал своей жене и двум дочерям, снимавшим квартиру неподалёку от монастыря, в котором был заключён Подгорный. В данной квартире также останавливались многочисленные почитатели Подгорного, приезжающие к нему на «паломничество».
Через некоторое время, благодаря подобным действиям Подгорного секта сложилась в многочисленную и довольно прочную организованную секту.
Согласно учению подгорновцев, брак является чем-то нечистым и постыдным, а соблюдение женского целомудрия является гордыней перед Богом и людьми. Исходя из этого женщина должна вступать в сексуальную связь с любым мужчиной, который того пожелает. Подобное поведение женщины подгорновцы объясняли как особый вид послушания, без которого невозможно спасение.
Как и хлысты, подгорновцы прикрывались лицемерным усердием к посещению православных храмов, а также приглашением священнослужителей для отправления в своих домах молебнов, тем не менее они не раз замечались очевидцами в неуважительных высказываниях в адрес Церкви.
В 1903 г. Подгорному было предоставлено право возвратиться на малую родину, поскольку ничего сектантского в нем более не усматривалось. Однако Подгорный решил остаться в монастыре, приняв монашество под именем Стефана.
В 1913 году, по свидетельству Бонч-Бруевича, насчитывалось около 60 тысяч последователей Подгорного, которому к тому времени уже исполниось 82 года[1].
Впоследствии многие подгорновцы, потеряв своего лидера, впоследствии также отказались от своих убеждений, однако секта ещё продолжала существовать до 20-х годов XX века.
О существовании секты после двадцатых годов сведений нет, однако сохранились документы ГПУ об антисоветской деятельности некоего Василия Подгорного, призывающего односельчан села Тростянец к тому, что «в колхозы вступать нельзя, т.к. они безбожные…» [2]. Однако тот ли это Василий Подгорный или же просто его полный тёзка — неизвестно.
Подгорновцы.