14-07-2023
Последнее танго в Париже | |
Ultimo Tango a Parigi | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
Франко Аркалли, Бернардо Бертолуччи, Аньес Варда и Трентиньян, Жан-Луи |
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания |
Les Productions Artistes Associés, Produzioni Europee Associati (PEA) |
Длительность |
129 мин |
Бюджет |
1,25 млн $ |
Сборы |
36 млн $ (в США) |
Страна | |
Язык | |
Год | |
IMDb |
ID 0070849 |
«Последнее танго в Париже» (итал. Ultimo Tango a Parigi) — классический эротический фильм режиссёра Бернардо Бертолуччи, вышедший на экраны в 1972 году. Главные роли исполняют Марлон Брандо и Мария Шнайдер. Две номинации на премию «Оскар»: за режиссуру Бертолуччи и актёрскую работу Брандо. Фильм сочетает в себе элементы эротической и философской мелодрамы.
Где-то на улице города встречаются Он и Она. Мужчина и женщина. И именно на таком уровне по его инициативе происходит их общение. Ни имён, ни разговоров, никаких социальных игр. Только мужчина и женщина.
Но через некоторое время социум начинает разъедать их отношения. Ей предлагают выйти замуж, Она хочет определённости в отношениях. Он хочет сохранить её. Но для этого Он должен измениться. Начать лгать, надевать на себя социальные маски, играть в привычные обществу игры. Для Него это в чём-то равносильно предательству самого себя. Она же, с одной стороны, желает сохранить те сказочно-прекрасные, чистые отношения, которые у них сложились, а с другой — стремится вовлечь его в социум. Забавно, но, похоже, Она хочет сразу совершенно противоположные вещи — и чистоты отношений, и социальной адекватности.
Почувствовав, что угасшую страсть нужно чем-то оживить, Он рассказывает Ей всё о себе и своём прошлом. Ощутив разрушение своих иллюзий, Она понимает, что все это было для нее просто случайной интрижкой, а не серьёзной любовью, как для Него. Она пытается отделаться от Него, но Он настаивает. Она раскрывает Ему своё имя и не находит другого выхода, как отнять у Него жизнь.
Сюжет во многом основан на сексуальных фантазиях самого Бертолуччи. На его идеи в этом фильме также оказали влияние картины Фрэнсиса Бэкона.
Изначально Бертолуччи планировал снимать в главных ролях Доминик Санда и Жана-Луи Трентиньяна, но последний отказался, а когда на роль согласился Марлон Брандо, оказалась, что Санда беременна, и ей нашли замену в лице Марии Шнайдер.
Самым знаменитым эпизодом стала крайне откровенная «сцена с маслом», в которой герой использует сливочное масло в качестве лубриканта. Этой сцены изначально не было в сценарии и, по утверждению Шнайдер, она преследовала её многие годы спустя, хотя того, что происходит на экране, на съёмках в реальности не было. «Я чувствовала себя униженной и, честно говоря, даже изнасилованной. К счастью, мы обошлись одним дублем.<…> С тех пор я больше не ем масла — только оливковое», — призналась в 2007 году Мария Шнайдер[1].
Большая часть реплик Пола — импровизация Брандо. При этом актёр отказывался учить текст и записывал отдельные реплики на карточках, которые расставлял на съёмочной площадке, а Бертолуччи приходилось искать ракурсы, с которых эти карточки не видны. Брандо, как и Шнайдер, негативно отзывался о съёмках в фильме, заявив, что никогда больше не будет сниматься в подобных картинах. Более 15 лет после окончания съёмок Брандо не общался с Бертолуччи.
Первоначально полная версия фильма имела хронометраж около 4-х часов. Ленту пришлось изрядно сократить для стандарта кинотеатров, в итоге окончательная версия намного короче — всего 129 минут. Так называемая «режиссёрская версия» имеет хронометраж 136 минут.
Через десять лет после премьеры фильма, в 1982 году студия United Artists выпустила новую версию картины, которая получила рейтинг R, вместо рейтинга Х, который был присвоен фильму Бертолуччи в 1972 году. Интересно, что в новой версии фильм «Последнее танго в Париже» стал короче всего на одну минуту.
Фильм был запрещён к показу в Италии (1972—1986), Португалии (1973—1974), а также в Сингапуре, Новой Зеландии и Республике Корея.
Фильмы Бернардо Бертолуччи | |
---|---|
1960-е | Костлявая кума (1962) • Перед революцией (1964) • Партнёр (1968) |
1970-е | Стратегия паука (1970) • Конформист (1970) • Последнее танго в Париже (1972) • Двадцатый век (1976) • Луна (1979) |
1980-е | Трагедия смешного человека (1981) • Последний император (1987) |
1990-е | Под покровом небес (1990) • Маленький Будда (1993) • Ускользающая красота (1996) • Осаждённые (1998) |
2000-е | Мечтатели (2003) • Я и ты (2012) |
Короткометражные и документальные |
Канал (1966) • Любовь и ярость (1969) • Бедные умирают первыми (1971) • Прощание с Энрико Берлингуэром (1984) • Cartoline dalla Cina (1985) • 12 режиссёров о 12 городах (1989) • На десять минут старше: Виолончель (2002) |
Последнее танго в Париже.