Прамонотеизм

12-10-2023

Религия

Общие концепции

Агностицизм  · Апатеизм  · Деизм  · Игностицизм  · Итсизм  · Панентеизм  · Пантеизм  · Политеизм  · Теизм

Авраамические религии

Ислам  · Иудаизм  · Христианство

Дхармические религии

Буддизм  · Джайнизм · Индуизм  · Сикхизм

Традиционные религии Дальнего Востока

Даосизм  · Конфуцианство  · Синтоизм

Основные понятия

Бог  · Душа  · Судьба  · Грех  · Сакральность  · Дух  · Вера  · Догма  · Священные писания  · Жизнь после смерти  · Обряд  · Храм

Список религий  · Портал:Религия

п · о

Прамонотеизм (изначальный монотеизм, примитивный монотеизм, англ. Urmonotheismus) — гипотеза происхождения религии, согласно которой изначальной формой религиозности у всех народов является монотеизм, впоследствии утраченный и выродившийся в другие, немонотеистические формы религии. Концепция противоположна эволюционному подходу к изучению религии, согласно которому религия прогрессировала от простейших форм к более сложным: сначала был преанимизм, затем анимизм, тотемизм, политеизм и наконец монотеизм (см. Антропология религии (англ.)).[1]

Содержание

Концепция прамонотеизма

В Библии нет определенного указания на монотеизм как первоначальную форму религии, но по мнению сторонников прамонотеизма, это может быть выведено из косвенных свидетельств. В качестве аргумента утверждается, что «первые главы Книги Бытия говорят только об отношении людей к единому Творцу и не упоминают о почитании ими языческих богов. А так же согласно апостолу Павлу, народы, «познавши Бога» через Его творение, своевольно отвратились от Него (Рим 1:21). Это можно истолковать в том смысле, что монотеизм был древнейшей или одной из древнейших форм богопочитания, позднее утраченной».

В 19 веке попытки обоснования такой концепции встречается у немецкого философа Фридриха Шеллинга, русского богослова, философа и поэта Владимира Соловьева, английского писателя и историка Эндрю Лэнга и немецкого индолога и санскритолога Леопольда Шрёдера.

Основной материал по этому вопросу был собран школой австрийского католического священника, этнографа, социолога и лингвиста Вильгельма Шмидта, редактора журнала «Антропос» и составителя своего главного труда «Происхождение идеи Бога», в котором он и стремился обосновать концепцию прамонотеизма.

В результате своих этнографических исследований, Шмидт приходит к следующим выводам.

  • Во-первых, он отмечает, что монотеизм является религией существующих в настоящее время охотников-собирателей, которые были исследованы им: их высшее существо, творец мира, связан с этикой и почитается в культе.
  • Во-вторых, он утверждает, что так как эти народы представляют для нас наиболее древние из доступных форм культуры человека, это становится основанием для утверждения, что монотеизм является старейшей религией человечества.
  • В-третьих, он декларирует, что так как религии этих людей — особенно их представления о высшем существе — отражают столь много общих характерных черт, следует заключить, что они имели общее историческое происхождение.
  • В-четвертых, Шмидт рассуждает, что образ высшего существа, которого придерживаются примитивные народы, является столь высоким, что он не выводится из человеческого опыта, и что, следовательно, его можно проследить к первоначальному Божественному Откровению. Наконец, он постулирует, что в течение последующего развития, прогресс во внешней культуре был достигнут многими народами, хотя зачастую встречается упадок в области религии и этики.

Как утверждает Шмидт, изначальная идея о Боге сохранилась с большей чистотой у кочевых народов, веровавших в небесного Бога; в других культурах эта идея потеряла основу. Почитание солнца и магия постепенно стали доминировать в тотемических культурах, а в матриархальных сельскохозяйственных культурах стали почитать землю и создали культ плодородия, лунную мифологию и почитание мертвых. Так, по рассуждению Шмидта, первобытный монотеизм практически полностью исчез из религиозной жизни этих народов.

Также в своих работах Шмидт выводит следующие положения:

  • Многие верования Древнего Востока и античности так или иначе приближались к идее монотеизма. Как правило, рядом с верховным божеством помещали пантеон второстепенных богов (Египет, Двуречье, Финикия, Греция).
  • В Ханаане второстепенных богов называли «сынами божьими», поскольку они считались детьми верховного бога Эла (Эля).
  • В Индии единое божество понималось в духе пантеизма (Упанишады) и как безличное Сверхбытие (буддизм).
  • К индийской монистической концепции был близок греческий философский монотеизм.
  • Наибольшее сходство с библейским монотеизмом имели религия Эхнатона и учение Заратустры. Однако Эхнатон отождествлял божество с физическим Солнцем, а маздеизм вскоре после Заратустры превратился в типично дуалистическую доктрину. То есть библейское Откровение о Творце и Промыслителе остается уникальным.

История развития концепции

Систематическое развитие концепция получила в книге шотландского литератора и ученого Э. Лэнга (1844—1912) «Становление религии». Первыми ее сторонниками стали представители «мифологической школы»: Я. Гримм, И. Маннгардт и др. В наиболее полной форме она была изложена В. Шмидтом (1868—1954), который посвятил обоснованию этой концепции 12-томную работу «Происхождение идеи Бога».

К 1950 году последователи «Венской школы этнологии» Шмидта отвергли гипотезу прамонотеизма, но ради спасения первоначальной идеи Шмидта в качестве альтернативы представили концепцию пратеизма, то есть наличие у древнейших народов веры во всевышнее существо (концепция Hochgott – "High God"), в отличие от веры в единственное всевышнее существо (концепция Eingott – "Single God").

Учёные, придерживающиеся эволюционной теории развития религии, отвергают идеи о «примитивном монотеизме». Идею последовательного усложнения религиозных верований впервые предложил Э. Тайлор, который выдвинул гипотезу о том, что первоначальной формой религии был анимизм. В дальнейшем идеи Тайлора получили развитие в работах Дж. Фрейзера (магия как первоначальная форма религии), Р. Маретта, Л. Я. Штернберга (эпоха аниматизма, оживотворения всей природы), и Л. Леви-Брюля (первобытный дологический мистицизм).

В 1960 году была опубликована книга И. А. Крывелёва «Крушение теории прамонотеизма», в которой автор резко критикует основные тезисы Шмидта, а саму теорию называет «клериканской и антинаучной». В статье, написанной Крывелевым для Большой Советской Энциклопедии, он утверждал:

Обилие неправильных истолкований этнографических данных и наличие прямых фальсификаций в этом сочинении неоднократно устанавливалось учёными. После смерти Шмидта даже его ученики, группирующиеся вокруг журнала «Anthropos», предприняли ревизию теории прамонотеизма и фактически отказались от неё, постулируя в качестве первичной формы религии не прамонотеизм, а пратеизм.

Большая Советская Энциклопедия

Чикагская школа

Литература

Архимадрид Алексий (Соловьев), «Ветхозаветные учения о таинстве Пресвятой Троицы», 1849
Беляев А. Д., «Идея единобожия в Ветхом Завете», 1879
Боголюбов Н. М., «Философия религии», 1915
Буткевич Т. И., «Религия, ее сущность и происхождение», 1902
Введенский А. И., «Вера в Бога, ее происхождение и основания», 1891; его же, «Религиозное сознание язычества», 1902
Гийе Ж., «Бог»
Гусев А., «Единобожие ветхозаветной религии как доказательство божественного происхождения ее», 1895
Иноземцев А., «Единобожие как первоначальная форма религии», 1881
Кудрявцев-Платонов В. Д., «О единобожии как первоначальном виде религии рода человеческого», 1857
Ланг Э., «Мифология», 1901
Лебедев А. С., «Ветхозаветное вероучение во времена патриархов», 1886
Мень А., «Элементы монотезима в дохристианских религиях и философии», 1968 (Ркп. МДА); его же, «Истоки религии», 1982
Орнатский Ф. С., «Изложение и критический разбор взглядов М. Мюллера на религию, ее происхождение и развитие», 1887
Покровский А. И., «Критический разбор эволюционной теории первобытной религии», 1900, его же, «Библейское учение о первобытной религии», 1901
Соловьев Вл., «Мифологический процесс в древнем язычестве»
Хрисанф (Ретивцев), «Религии древнего мира в их отношении к христианству», 1873—1878
Шредер Л., «Сущность и начало религии», 1909
Яхонтов И. П., «Изложение и историко-критический разбор мнения Э. Ренана о происхождении еврейского единобожия», 1884

Примечания

  1. Dhavamony Mariasusai. Phenomenology of religión. Editrice Pontificia Università Gregoriana, 1973. – 60–64 – ISBN 88-7652-474-6}}

См. также

Монотеизм
Теории происхождения религии
Пантеизм
Мирча Элиаде
Вильгельм Шмидт (этнограф)

Ссылки

БСЭ
Богослов.ru
Словарь религии
Статья о прамонотеизме на сайте Цивилизация
Наш мир. Происхождения представлений первобытного человека
Монотеизм библейский

Прамонотеизм.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47