12-10-2023
|
Прамонотеизм (изначальный монотеизм, примитивный монотеизм, англ. Urmonotheismus) — гипотеза происхождения религии, согласно которой изначальной формой религиозности у всех народов является монотеизм, впоследствии утраченный и выродившийся в другие, немонотеистические формы религии. Концепция противоположна эволюционному подходу к изучению религии, согласно которому религия прогрессировала от простейших форм к более сложным: сначала был преанимизм, затем анимизм, тотемизм, политеизм и наконец монотеизм (см. Антропология религии (англ.)).[1]
Содержание |
В Библии нет определенного указания на монотеизм как первоначальную форму религии, но по мнению сторонников прамонотеизма, это может быть выведено из косвенных свидетельств. В качестве аргумента утверждается, что «первые главы Книги Бытия говорят только об отношении людей к единому Творцу и не упоминают о почитании ими языческих богов. А так же согласно апостолу Павлу, народы, «познавши Бога» через Его творение, своевольно отвратились от Него (Рим 1:21). Это можно истолковать в том смысле, что монотеизм был древнейшей или одной из древнейших форм богопочитания, позднее утраченной».
В 19 веке попытки обоснования такой концепции встречается у немецкого философа Фридриха Шеллинга, русского богослова, философа и поэта Владимира Соловьева, английского писателя и историка Эндрю Лэнга и немецкого индолога и санскритолога Леопольда Шрёдера.
Основной материал по этому вопросу был собран школой австрийского католического священника, этнографа, социолога и лингвиста Вильгельма Шмидта, редактора журнала «Антропос» и составителя своего главного труда «Происхождение идеи Бога», в котором он и стремился обосновать концепцию прамонотеизма.
В результате своих этнографических исследований, Шмидт приходит к следующим выводам.
Как утверждает Шмидт, изначальная идея о Боге сохранилась с большей чистотой у кочевых народов, веровавших в небесного Бога; в других культурах эта идея потеряла основу. Почитание солнца и магия постепенно стали доминировать в тотемических культурах, а в матриархальных сельскохозяйственных культурах стали почитать землю и создали культ плодородия, лунную мифологию и почитание мертвых. Так, по рассуждению Шмидта, первобытный монотеизм практически полностью исчез из религиозной жизни этих народов.
Также в своих работах Шмидт выводит следующие положения:
Систематическое развитие концепция получила в книге шотландского литератора и ученого Э. Лэнга (1844—1912) «Становление религии». Первыми ее сторонниками стали представители «мифологической школы»: Я. Гримм, И. Маннгардт и др. В наиболее полной форме она была изложена В. Шмидтом (1868—1954), который посвятил обоснованию этой концепции 12-томную работу «Происхождение идеи Бога».
К 1950 году последователи «Венской школы этнологии» Шмидта отвергли гипотезу прамонотеизма, но ради спасения первоначальной идеи Шмидта в качестве альтернативы представили концепцию пратеизма, то есть наличие у древнейших народов веры во всевышнее существо (концепция Hochgott – "High God"), в отличие от веры в единственное всевышнее существо (концепция Eingott – "Single God").
Учёные, придерживающиеся эволюционной теории развития религии, отвергают идеи о «примитивном монотеизме». Идею последовательного усложнения религиозных верований впервые предложил Э. Тайлор, который выдвинул гипотезу о том, что первоначальной формой религии был анимизм. В дальнейшем идеи Тайлора получили развитие в работах Дж. Фрейзера (магия как первоначальная форма религии), Р. Маретта, Л. Я. Штернберга (эпоха аниматизма, оживотворения всей природы), и Л. Леви-Брюля (первобытный дологический мистицизм).
В 1960 году была опубликована книга И. А. Крывелёва «Крушение теории прамонотеизма», в которой автор резко критикует основные тезисы Шмидта, а саму теорию называет «клериканской и антинаучной». В статье, написанной Крывелевым для Большой Советской Энциклопедии, он утверждал:
Обилие неправильных истолкований этнографических данных и наличие прямых фальсификаций в этом сочинении неоднократно устанавливалось учёными. После смерти Шмидта даже его ученики, группирующиеся вокруг журнала «Anthropos», предприняли ревизию теории прамонотеизма и фактически отказались от неё, постулируя в качестве первичной формы религии не прамонотеизм, а пратеизм.
Архимадрид Алексий (Соловьев), «Ветхозаветные учения о таинстве Пресвятой Троицы», 1849
Беляев А. Д., «Идея единобожия в Ветхом Завете», 1879
Боголюбов Н. М., «Философия религии», 1915
Буткевич Т. И., «Религия, ее сущность и происхождение», 1902
Введенский А. И., «Вера в Бога, ее происхождение и основания», 1891; его же, «Религиозное сознание язычества», 1902
Гийе Ж., «Бог»
Гусев А., «Единобожие ветхозаветной религии как доказательство божественного происхождения ее», 1895
Иноземцев А., «Единобожие как первоначальная форма религии», 1881
Кудрявцев-Платонов В. Д., «О единобожии как первоначальном виде религии рода человеческого», 1857
Ланг Э., «Мифология», 1901
Лебедев А. С., «Ветхозаветное вероучение во времена патриархов», 1886
Мень А., «Элементы монотезима в дохристианских религиях и философии», 1968 (Ркп. МДА); его же, «Истоки религии», 1982
Орнатский Ф. С., «Изложение и критический разбор взглядов М. Мюллера на религию, ее происхождение и развитие», 1887
Покровский А. И., «Критический разбор эволюционной теории первобытной религии», 1900, его же, «Библейское учение о первобытной религии», 1901
Соловьев Вл., «Мифологический процесс в древнем язычестве»
Хрисанф (Ретивцев), «Религии древнего мира в их отношении к христианству», 1873—1878
Шредер Л., «Сущность и начало религии», 1909
Яхонтов И. П., «Изложение и историко-критический разбор мнения Э. Ренана о происхождении еврейского единобожия», 1884
Монотеизм
Теории происхождения религии
Пантеизм
Мирча Элиаде
Вильгельм Шмидт (этнограф)
БСЭ
Богослов.ru
Словарь религии
Статья о прамонотеизме на сайте Цивилизация
Наш мир. Происхождения представлений первобытного человека
Монотеизм библейский
Прамонотеизм.