20-09-2023
Притчи Иисуса Христа — изложенные в Евангелиях назидательные истории, рассказанные Иисусом Христом. Притчи содержатся только в синоптических Евангелиях (в Евангелии от Иоанна содержится лишь одна притча о Добром пастыре).
Содержание |
Причина, по которой Иисус выбрал иносказательную форму для своей проповеди, указана, в частности, в Евангелии от Матфея:
И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют (Мф.13:10-13)
|
Иоанн Златоуст считает, что Иисус использовал притчи, «чтобы сделать слова Свои более выразительными, облечь истину в живой образ, глубже запечатлеть её в памяти и как бы представить глазам».[1]
Феофилакт Болгарский объясняет использование Иисусом иносказательной формы тем, чтобы лишь «ищущие» способны были понять суть произносимого, от остальных же она нарочно была сокрыта, «дабы знание должного не послужило к большему их осуждению, когда они не исполняют сего должного»[2].
Притчи Иисуса Христа отличаются простотой в подборе сюжетов: видя засеянное поле, он рассказывает притчу о сеятеле, зная, что его ученики по большей части рыболовы, он рассказывает им притчу о рыбной ловле. Таким образом, сюжеты притч заимствованы из окружающей действительности, понятной слушателям. Александр Мень отмечает, что
|
Число притч Иисуса Христа затруднительно для подсчета так как иногда к ним относят и краткие изречения в форме метафор (например, «Вы - соль земли» (Мф.5:13)). Притч, представляющих собой законченные новеллы, насчитывают более 30. Большая их часть содержится в синоптических Евангелиях. В Евангелии от Иоанна притчи Христа носят в большинстве своём характер развёрнутых метафор.
Притча | Евангелие |
---|---|
О сеятеле | Мф.13:3-23; Мк.4:3-8, 4:14-20; Лк.8:5-8, Лк.8:11-15 |
О добром семени и о плевелах | Мф.13:24-30, 13:36-43 |
О зерне горчичном | Мф.13:31-32 |
О закваске | Мф.13:33 |
О сокровище, скрытом на поле | Мф.13:44 |
О купце, ищущем хорошего жемчуга | Мф.13:45-46 |
О неводе, закинутом в море | Мф.13:47-50 |
О немилосердном должнике | Мф.18:23-35 |
О работниках в винограднике | Мф.20:1-16 |
О двух сыновьях | Мф.21:28-31 |
О злых виноградарях | Мф.21:33-41; Мк.12:1-9; Лк.20:9-16 |
О десяти девах | Мф.25:1-13 |
О талантах | Мф.25:14-30 Лк.19:11-28 |
О семени, возрастающем в земле неприметным образом | Мк.4:26-29 |
О двух должниках | Лк.7:41-43 |
О добром самарянине | Лк.10:25-37 |
О человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга | Лк.11:5-8 |
О неразумном богаче | Лк.12:16-21 |
О неплодной смоковнице в винограднике | Лк.13:6-9 |
О брачном пире | Мф.22:1-14; Лк.14:16-24 |
О заблудившейся овце | Мф.18:12-14; Лк.15:3-7 |
О потерянной драхме | Лк.15:8-10 |
О блудном сыне | Лк.15:11-32 |
О неверном домоправителе | Лк.16:1-9 |
О богаче и Лазаре | Лк.16:19-31 |
О работнике пришедшем с поля | Лк.17:7-10 |
О неправедном судии | Лк.18:1-8 |
О фарисее и мытаре | Лк.18:9-14 |
О десяти минах | Лк.19:11-27 |
О добром пастыре и наёмнике | Ин.10:1-16 |
Также в Евангелиях встречаются краткие высказывания Иисуса, изложенные языком притч. К ним относятся рассказы:
Притчи Иисуса Христа.