Протестантизм в Белоруссии

12-10-2023

Кальвинистский сбор XVI века в Заславле (ныне передан православной общине)

Протестантизм в Белоруссии — история и современное положение протестантских деноминаций на территории Республики Беларусь.

Содержание

История

Протестантизм на территорию нынешней Белоруссии проникает в XVI веке, первоначально в форме учения Лютера. Большое влияние на распространение лютеранства в Великом княжестве Литовском играло его утверждение как официальной религии в соседнем Прусском герцогстве, открытие университета в столице Пруссии Кёнигсберге, а также проживание в Великом княжестве некоторого числа немецких колонистов.

Огромное влияние на распространение протестантизма имела поддержка нового учения со стороны богатейшей знати — магнатерии. Магнаты стремились к ограничению великокняжеской власти и расширению собственных полномочий, чему отказ от католицизма и переход в протестантизм с его отказом от идеи о божественном происхождении верховной власти весьма способствовали. По этой же причине в течение некоторого времени гораздо большее распространение, нежели лютеранство, популярное в среде мещан, получило учение Кальвина. Кальвинистами становятся крупнейшие землевладельцы государства — Радзивиллы, Сапеги, Ходкевичи, Вишневецкие и другие влиятельные роды. Очагом кальвинизма в Великом княжестве Литовском стал город Брест, где местный староста магнат Николай Радзивилл «Чёрный» основал кальвинистскую общину, а затем и крупную типографию. Затем общины появляются в Витебске, Клецке (первый пастор Симон Будный), Минске (1558 год[1]), Несвиже, Полоцке. В 1557 году в Вильне состоялся съезд литовских протестантов под председательством Николая Радзивилла «Чёрного», который принял решение о создании единой деноминации во главе с суперинтендантом. Благодаря широкому финансированию со стороны магнатерии открывались кальвинистские школы и типографии. В 1617 году была открыта кальвинистская Слуцкая гимназия.

Особенностью развития протестантского движения в Великом княжестве Литовском стал его быстрый переход к более радикальным формам — антитринитаризму, вылившемуся в активное и сильное социнианское движение. Общины социниан существовали в Вильне, Новогрудке, Любче и многих других городах. Наиболее влиятельным сторонником этого рационалистического учения был магнат Ян Кишка, каштелян виленский. Среди известных социнианских мыслителей и проповедников выделяют Симона Будного, Яна Лициния Намысловского и Василия Тяпинского.

Во второй половине XVI века начинается активная борьба католической церкви с протестантизмом. Контрреформация распространилась и в Великом княжестве Литовском, основными её проводниками были иезуиты, пользовавшиеся государственной поддержкой. Протестантское движение постепенно затухает, магнатерия постепенно возвращается в католицизм, в то время как среди низшего сословия протестантские идеи были не слишком популярны и ранее. Тем не менее, протестантские общины продолжают существовать.

Последующие развитие

В 1855 году в селе Уть Гомельской области возникает первая баптистская община штундистов, возникшая под влиянием немецких колонистов-меннонитов. В 1905 году община «евангельских христиан» появилась в Минске[2].

Современное состояние

Сегодня протестанты Белоруссии представляют собой религиозное меньшинство}. Лютеранские общины (Евангелическо-лютеранская церковь в Республике Беларусь) представлены главным образом людьми с немецкими корнями. Кальвинисты представлены одной общиной в Минске: Белорусский Евангелический Реформаторский собор. Значительно больше представлены баптисты (ок. 12 тыс.[3]) и пятидесятники (до 30 тыс.[4]). Имеется также несколько других протестантских деноминаций.

Примечания

  1. В Беларуси празднуют 500-летие Жана Кальвина
  2. Начало служения
  3. Баптизм в Беларуси: история, день сегодняшний
  4. Пятидесятнические движения

Ссылки

  • Церковь и религия в Беларуси в XVI в
  • Протестантизм и социанство в Беларуси
  • РЕФОРМАЦИЯ В БЕЛАРУСИ

Протестантизм в Белоруссии.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47